Публикации на сайте |
Вакен – поселок в сорока километрах от немецкого города Гамбурга. И добраться сюда не так-то просто – прямых автобусных рейсов или поездов из крупных городов до Вакена нет, а такси из Гамбурга обойдется вам в сумму около ста евро. Двадцать шесть лет назад именно в этом месте два немецких энтузиаста решили делать фестиваль тяжелой музыки, который из крошечного междусобойчика с единственной сценой, сколоченной из досок, превратился в крупнейший оупен-эйр, ориентированный на любителей всех разновидностей металла и некоторых смежных жанров. Сейчас все 75 000 билетов на Wacken Open Air распродаются без остатка в течение суток, причем продажи стартуют за год до даты фестиваля, когда состав участников еще не известен. А футболки и другой мерчендайз, разновидностям которого нет числа, украшенный названием некогда мало кому известного даже в Германии поселка с гордостью носят десятки тысяч человек во всем мире. В этом году мы решили не оставаться в стороне и отправились туда, чтобы увидеть сей культурный феномен своими глазами.
Принимая решение поехать на Вакен, вы подводите для себя некую черту, потому что, скорее всего, в связи с этой поездкой вас будут ждать определенного рода сложности и лишения, а останетесь ли вы в итоге довольны, зависит в большей степени только от вас самих. Итак, ближайшие отели находятся в двадцати километрах от места проведения фестиваля и обычно тоже бронируются на соответствующие даты за год вперед и раньше, что уже способно заставить призадуматься любителей комфортного фестивального отдыха.
Огромная часть фестивальной публики селится в необъятном кемпинге и создает себе комфорт своими руками в зависимости от собственных возможностей и потребностей – наиболее успешны в этом те, кто имеет свой или может позволить себе взять в аренду трейлер.
Остальные разбирают номера в отелях в радиусе пятидесяти и больше километров от Вакена и пользуются собственным автотранспортом, фестивальными шатлами и такси. Мы начали планировать поездку довольно поздно, поэтому не стали мудрить и просто выбрали для себя предложение официальных партнеров фестиваля компании Metaltravel, которое включало проживание в приличном номере с включенным завтраком в отеле в сорока километрах от Вакена и ежедневный автобусный трансфер от дверей отеля до входа на фестиваль утром и обратно после полуночи.
Если вы решили ситуацию с жильем, то, отправляясь на фестиваль, вы также должны помнить, что в силах организаторов собрать достойный лайн-ап, поработать над звуком и расположением сцен, создать хорошую инфраструктуру – и все это на Вакене выполняется на отличном уровне! – но есть единственное немаловажное обстоятельство, на которое повлиять невозможно, – это погода. Фестиваль проходит в самом обычном поле, которое раскатывается траками, привозящими оборудование, после чего моментально вытаптывается сотней тысяч пар ног – и если на улице ветер, то в воздухе будут кружиться клубы пыли, а во время затяжного дождя почва под ногами превращается в грязное месиво. Однако такие мелочи не способны остановить тех, кто по-настоящему предан любимой музыке и бесподобной атмосфере самого крупного металлического фестиваля в мире.
Фестиваль стартует в среду и заканчивается поздней ночью с субботы на воскресенье. Первый день считается разогревочным – три главные сцены не работают, концерты проходят попеременно на двух сценах, которые расположены в огромном шатре, вмещающим несколько тысяч человек, а также на небольшой открытой сцене. В этом году дождь начал идти за несколько дней до начала фестиваля. Организаторы писали тревожные посты в Facebook и даже обращались с просьбами к владельцам автотранспорта проигнорировать пре-пати в среду и отложить свой приезд уже на первый день фестиваля, видимо, чтобы окончательно не размесить и без того уже убитую дорогу до кемпинга, в который первые жители Металлического Города начинали заезжать уже с понедельника.
В среду утром мы заселились в отель и получили бейджи-проездные на наш автобус. Трансфер на пре-пати для нас не был предусмотрен, но, наконец-то, услышать живьем нетленный хит «The Final Countdown» в исполнении Europe, которые выступали в этот вечер очень хотелось. Правильное решение в такой ситуации – искать попутчиков для того, чтобы разделить с ними расходы на такси. Таковые вскоре обнаружились в лобби отеля – пара из Нью-Йорка и пара из Германии, так получилось, что все участники нашей концессии ехали на Вакен в первый раз. Девятиместное такси до феста обошлось нам в 90 евро – с учетом, что эта сумма была разбита на шестерых, получилось более-менее приемлемо.
Первое впечатление от фестиваля еще до того, как проходишь контроль и попадаешь на его территорию – это главная улица самого городка Вакена, которая на эти дни становится не менее значимым объектом, чем само фестивальное пространство, превращаясь в гудящий на всех языках мира пьяный и шумный металлический Вавилон с возвышающейся над ним башней с символикой W:O:A.
Кажется, что некоторые люди вообще тусуются только здесь, полностью игнорируя происходящее на сценах. По обе стороны улицы работает огромное для столь небольшого городка количество питейных заведений и кафе, жители города жарят на своих участках сосиски и открывают пивные чуть ли не у себя в гаражах. Со стороны это выглядит как празднование дня города, где девяносто процентов жителей составляют металлисты, а остальные десять – это продавцы алкоголя и фастфуда, которые с радостью их обслуживают. Апогей наступает в субботу, когда в Вакен подтягиваются жители соседних деревень и городов – мотоциклисты, велосипедисты, дети с родителями и пенсионеры. Заполненная проезжая часть, пьяный шум, крики, смех и орущая со всех сторон музыка.
Изрядно поплутав под дождем в поисках пункта выдачи аккредитаций, мы, наконец, получили свои браслеты и, покружив еще немного по улочкам Вакена, очутились на территории фестиваля, которая уже представляла собой сплошное вязкое болото. Тем временем на улице стало темнеть. Вдалеке мигали яркими цветами отгороженные и пока еще не работающие главные сцены, по грязи в сумерках перемещались одинокие фигуры в дождевиках, блуждающие, как и мы, в каких-то своих поисках. Нам было нужно найти место, обозначенное на карте фестиваля как Bullhead City Circus.
Bullhead City Circus – единственная крытая площадка фестиваля – шатер на несколько тысяч человек с двумя сценами, на которых практически нон-стопом попеременно выступают группы – место, где, наконец, укрывшись от дождя, мы заняли места в толпе в ожидании «той самой» песни. Поскольку выходить на улицу совершенно не хотелось, нам пришлось полностью посмотреть сет англичан New Model Army (и это было неплохо), а также выступление хард-рокера Uli Jon Roth, с которым объективно все тоже было в порядке. Однако получить удовольствие от его сета можно было в том случае, если ты – любишь хард-рок и способен по достоинству оценить филигранную игру на инструментах, не промок и, в идеале, смотришь это сидя в ВИП-е какого-нибудь хорошего клуба.
Появившиеся на сцене Europe смотрелись эффектно и убедительно, однако вдруг принялись терзать и без того уже измученных алкоголем и висящей в воздухе влажностью людей своими самыми невнятными (в том числе и новыми) песнями, что, однако, не помешало залу массово возрадоваться заранее известному и долгожданному финалу. В награду за терпение мы получили «Rock Tonight» и «The Final Countdown», которые звучали под одобрительный рев толпы давно готовой к этой кульминации, – рядом стоящие люди самых разных возрастов обнимались, утирали слезы на глазах, проливали друг на друга пиво и радостно прыгали в образовавшихся на полу лужах, излучая самое настоящее счастье. Вместе со звуками одной из самых популярных в CCCР хард-рок-песен в мозг пришло окончательное понимание и легкая эйфория – мы действительно находимся на легендарном Вакене, и только что фестиваль по-настоящему стартовал!
Вообще, если журналист, побывавший на Вакене впервые, потом пишет стандартный отчет, разбирая выступления отдельных групп, копаясь в сет-листах и рассуждая о нюансах звука и исполнения, скорее всего, у него просто нет души. Потому что говорить хочется совсем о другом. Когда оказываешься на фестивале, в голову приходят мысли не про саму музыку, а про то, насколько сильной может быть любовь к ней. Можно не увидеть толком ни одного выступления, но проникнуться одним только духом события так, что сюда обязательно захочется вернуться. Лучшее подтверждение этих слов ежегодный солд-аут в кратчайшие сроки без объявления состава участников.
И чтобы окончательно завершить с музыкальной частью: изначальная цель нашей поездки – Running Wild выдали нечто нечленораздельное и совершенно не впечатлили, что особенно было заметно на контрасте с отыгравшими перед ними In Flames, которые показали хорошее шоу достойное группы первого эшелона. И если вокалист In Flames просил людей не плавать по толпе (возможно, из-за погодных условий, когда у каждого зрителя на сапоге висит по килограмму грязевой массы), то выступавшие днем позже Biohazard категорично потребовали всех oldchool motherfuckers делать fucking серкл-пит, который моментально образовался, подняв в воздух россыпи грязевых брызг. Хорошо отработали Samael и Exumer (последние вообще идеально, но при обидно малом количестве народу) в шатре, здесь же сделали первую по-настоящему рискованную вылазку на металлическую территорию и были благосклонно приняты публикой экс-индустриальщики Combichrist. U.D.O. вышел на одну из главных сцен в сопровождении целого военного оркестра и оставил смешанные чувства – возможно, оркестр все же был лишним…
Ну и хватит об этом! Wacken потрясает, в первую очередь, своей масштабностью и позитивной аурой, а его публика достойна только восхищения. Несмотря на то что в этом году земля под ногами напоминала вязкий инопланетный ландшафт, переливающийся в лучах солнца всеми оттенками черного, а преодолевать немаленькие расстояния от сцены до сцены приходилось, не без труда выдергивая ноги из образовавшейся трясины, вокруг не наблюдалось даже малейших признаков уныния: «вакенцы» смотрели на постигшее их неудобство как на что-то само собой разумеющееся и просто не обращали на него внимания. Пространство перед всеми сценами было заполнено практически постоянно соответственно статусу выступающего артиста – от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек – никто не спасался бегством и не впадал в истерику. Нас окружали лишь люди, которые приехали, чтобы оторваться от забот, сбросить с себя груз повседневности, послушать любимую музыку и получить положительные эмоции, и, кажется, даже если бы с неба вдруг посыпался снег, началось землетрясение или где-то за лесом вырос ядерный гриб, это не помешало бы наслаждаться праздником никому. Ведь этого события все ждали целый год – как гласит девиз Вакена – Rain or Shine!
Погода наладилась уже к вечеру первого дня, а чавкающая под ногами черная масса добавила массу комичных моментов и придала происходящему вокруг какой-то сюрреалистический оттенок.
Если забить в Google поиск по картинкам с запросом Wacken, то, скорее всего, вы увидите много фото с полностью грязными и кувыркающимися в грязи людьми, что справедливо может отбить желание ехать на фестиваль. Да, такие встречаются, но, на самом деле, их даже не просто меньшинство, а единицы. Мало кто сознательно ныряет в лужу, чтобы в ней искупаться, но если пьяный или не очень человек поскользнулся и упал, то это не заставит его прекратить угар, а скорее, наоборот, станет неким внутренним сигналом к тому, что терять-то уже нечего: теперь можно все!
Существует стереотип, что поклонники металлической музыки – это мрачные типы, которые выглядят, как только что слезшие с мотоциклов байкеры. Публика фестиваля Вакен готова разрушить этот миф: кожаные штаны и косухи тут не в ходу, а люди, в основной своей массе, доброжелательны, крайне общительны и приветливы. У большей части посетителей популярностью пользуются практичные камуфляжные или карго штаны и шорты и фестивальный мерч, которого за прошедшие двадцать шесть лет было напечатано и продано преизрядное количество. Также здесь можно встретить тематически одетых любителей глэма в лосинах и, конечно, джинсовые безрукавки, покрытые нашивками. Однако несмотря на то, что главным хитом этого года все-таки стали резиновые сапоги и дождевики разнообразных дизайнов и расцветок, в толпе то и дело встречались креативно или просто с юмором одетые персонажи.
Организаторы фестиваля уделяют огромное внимание его брендингу и культивации образа Металлического города: повсюду развешаны растяжки Welcome Metalheads или Welcome to Heavy Metal Town, а логотип Wacken Open Air красуется даже на тех поверхностях, которые могли бы быть отданы спонсорам. Стакан с любым напитком, будь то пиво, кофе или кока-кола будет, в первую очередь, украшать лого W:O:A c рогатым черепом, это же касается и упаковок с презервативами, которые здесь раздаются бесплатно, и любой другой продукции. Исключение предоставляется только для главных спонсоров – наравне с фестивальным лого на пивных стаканах красуется логотип Becks, а свою полностью брендированную тару имеет только главный рокерский напиток Jagermeister. Как и на многих фестивалях, здесь работает схема: сдай пустой стакан – получи его стоимость обратно, при этом много стаканов не сдается, а уезжает вместе с посетителями, возможно, именно для этого сделано несколько уникальных дизайнов.
Благодаря такому позиционированию у фестиваля есть свои фанаты – да, именно так: фанаты самого фестиваля. Самое популярное слово, которое принято здесь выкрикивать, – это слово Wacken! В любой непонятной ситуации подымайте вверх руку со сложенной из пальцев козой и во всю глотку орите: ВА-КЕН! Как минимум рядом вы услышите несколько аналогичных ответных воплей, как максимум найдете новых друзей.
Весь персонал, работающий на площадке и вокруг нее, включая мусорщиков, также одет в униформу с фирменной фестивальной символикой. И все это вместе очень здорово работает. Уже на второй день начинаешь ощущать себя полноправным гражданином Металлического города или даже целого государства, которое живет по своим законам, хоть и всего лишь три дня в году. До введения своей валюты тут пока не дошло, менять деньги на жетоны, как на некоторых других оупен-эйрах, не надо.
Это ощущение поддерживается, благодаря инфраструктуре фестиваля, сложно придумать причину, кроме, конечно, плохого самочувствия, усталости или совсем уж невыносимой погоды, по которой могло бы понадобиться покинуть пределы Вакена. Сложно вообразить себе вещь, которую нельзя было бы купить на территории фестиваля или в непосредственной близости от нее. Здесь, кажется, можно купить решительно все, начиная от необходимых вещей вроде резиновых сапог, термо-носков и дождевиков и заканчивая фаллоимитатором любой конфигурации и размера, и это не говоря о многочисленных точках питания, где учтены практически все гастрономические предпочтения (в том числе еда для веганов). А для жителей кэмпинга работает специальный супермаркет с необходимыми продуктами и алкоголем.
Здесь можно увидеть в действии как работает, к сожалению, пока так и не усвоенный жителями и сотрудниками администраций российской глубинки (и не только глубинки) экономичекий закон, суть которого в том, что, если у тебя под боком проходит событие подобное музыкальному фестивалю, куда на несколько дней съезжаются десятки тысяч человек, то зарабатывают с этого далеко не только организаторы самого мероприятия. Зарабатывают все! Кто-то сдает жилье, кто-то за умеренную плату просто позволяет поставить палатки на своей земле около дома, кто-то жарит сосиски на гриле у себя во дворе и так далее. Гениальной частью этой схемы в Вакене стало использование открытого бассейна, который находится в двадцати минутах ходьбы от входа на фест. Кому не хочется искупаться жарким днем? Бросаем в воду огромные мячики с логотипом W:O:A, вешаем фестивальную растяжку, делаем мерч, запускаем на территорию оркестр, который играет кавера метал-групп – получаем еще одну активность для посетителей фестиваля. Шатл до бассейна обойдется в один евро, три евро нужно уплатить за вход, сколько-то там еще евро кто-то заплатит за черное полотенце, если нет своего, тут же можно купить плавки или купальник, съесть сосиску с картофельным салатом и выпить пива или поиграть в волейбол. Гости платят и радостно сигают с вышки в прохладную воду, местные жители зарабатывают – довольны все.
Если попытаться коротко подытожить свои эмоции и впечатления, то получается вот что: Вакен – это сказка, которая становится реальностью на три дня в году, – идеальное место, где собираются люди разных возрастов и достатка, но все они молоды духом упорно не желают взрослеть и уж тем более стареть. Те, кто не променяет ежегодный выезд на фестиваль на мнимый комфорт и домашние тапочки. Здесь под футболками с кровавыми логотипами и черепами бьются добрые и преданные сердца, и царит дух самого крепкого в мире братства, где никого не интересует твоя национальная принадлежность или вероисповедание. Потому что здесь наша общая религия – METAL! И, кажется, главный секрет успеха этого фестиваля кроется в том, что те, кто находится по ту сторону занавеса и каждый год трудятся над организацией самого крупного метал-события в мире – такие же люди, как и мы, которым однажды удалось воплотить свою мечту в жизнь, а потому они прекрасно знают, что нужно сделать для того, чтобы каждому из нас хотелось очутиться на святой для каждого металхэда земле Вакена вновь. Так что до встречи в следующем году! Rain or Shine!
Похожие материалы:
Легендарный метал-фестиваль Wacken Open Air вернется в этом году после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией!
|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.