Публикации на сайте |
За последние лет десять лет на фестивале Sweden Rock царит завидное постоянство – все те же четыре дня, все те же пять сцен, из которых разве что одна переносится то в шатер, то назад на открытый воздух, все те же торговцы винилом и мерчандайзингом, все тот же поражающий своим разнообразием состав артистов. А это значит, что фестиваль Sweden Rock продолжает держать планку лучшего рок-фестиваля в Скандинавии, а возможно, и во всей Европе.
По традиции "открывашкой" фестиваля была трибьют-группа, на этот раз она называлась Hazy/Dizzy, и если к этому добавить, что фронтмен у них в кепке, а гитарист шортах, то вы без труда догадаетесь какие композиции исполнил этот коллектив. За ними последовали культовые Hell c Энди Снипом на гитаре, и «заdoomчивые» Order of Israfel, выдавшие «гаврилиаду», краткий смысл которой состоял примерно в таких строчках: "я тебя повстречал и утратил покой. непонятно зачем неизвестно на кой ...".
По традиции, в первый день фестиваля открыт доступ только к трем сценам, прибывающая публика только начинает раскачиваться, поэтому поначалу фестивальная зона не пестрила народом. Ситуация стала исправляться ближе к вечеру, когда на Sweden Stage вышли завсегдатые английских (и не только) пабов, – сикстет The Quireboys. Вечно молодой Спайк, ловко жонглирующий микрофоном и бокалом, сходу завел публику, выдав порцию отменного стрит-паб-рока. Выражение «талант не пропьешь» как раз про них, ведь и то и другое у них получается мастерски.
Подавляющее большинство все прибывающих посетителей стало концентрироваться у сцены в ожидании "главного блюда" вечера, привезенного из соседней Дании. Речь, конечно же, идет о главной рок-группе Датского королевства D-A-D. Еще накануне оргкомитет фестиваля оповестил всех о том, что в этом концерте не сможет принять участие басист Стиг Педерсон, - один из главных шоуменов в роке, обладатель коллекции двухструнных бас-гитар, балагур и затейник каких еще поискать. Дело в том, что на одном из предыдущих концертов Стиг поскользнулся на сцене и получил перелом руки. Замена была найдена в лице известного датского музыканта, Сорена Андерсена. И хотя Стиг всегда был одной из ярчайших составляющих любого шоу D-A-D, в рукаве у датчан было припасено достаточно тузов. Над сценой устрашающе нависли груды усилителей, которые в какой-то момент вспыхнули палитрой разноцветных огней, барабанная установка выглядела так, будто ее не собирали и вовсе, а позади на зрителя смотрел гигантский коровий череп – Молли.
Апофеозом шоу стало появление барабанной установки поменьше, на которую пересел Лауст Сонне, поиграл на ней какое-то время, и видимо оставшись неудовлетворенным звучанием, дал команду сжечь ее дотла, что и было сделано незамедлительно, и весьма кстати, – жар от пылающих барабанов помог согреться зрителям, ведь как известно ночью в скандинавских лесах стоит тот еще колотун. Из-за отсутствия Стига из сет-листа пришлось исключить финальную "Dysneyland After Dark", однако один из главных хитов "Sleeping My Day Away" многотысячная аудитория подпевала так, что эхо отдавалось аж до утра и было слышно в Сольвесборге.
Нет лучше средства от похмелья, чем старый добрый английский рок, которым щедро потчевал, нашедших в себе силы проснутся, зрителей уже упомянутый выше фронтмен The Quireboys – Спайк. На этот раз он появился в компании Люка Морли (Thunder) и Марка Стейнвея (Magnum), чтобы исполнить композиции из репертуара Фрэнки Миллера, Free и Стюарта Блэндемира.
Параллельно со Спайком, тех кто уже окончательно пришел в себя развлекали финны Steve ‘N’ Seagulls, исполняя классику AC/DC, Iron Maiden, Metallica Rammstein и Guns’n’Roses в сопровождении банджо и других кантри-инструментов. Понять где здесь Стив, а где чайки мы так и не смогли, впрочем, так ли это было важно...
Кантри версия "Paradise City" стала прелюдией к исполнению этого нетленного рок-хита в более оригинальном, если так можно выразиться, варианте, – в послеполуденное время на главную сцену вышли Слэш в компании Myles Kennedy & The Conspirators. Благодаря этому Артисту торговцы кожаными цилиндрами в этот день удвоили свою выручку, а у сцены собралось немалое количество двойников Слэша. Концерт можно оценить на твердую четверку, хотя возможно, кто-то хотел услышать больше каверов Guns’n’Roses, коих было сыграно четыре штуки, вкупе с новыми вещами Слэша и хитами Velvet Revolver.
Трешеры Exodus хоть и появились без своего идейного лидера Гари Холта (отсутствующего по причине присутствия в Slayer), сумели накалить холодный скандинавский воздух до температуры тропиков, не без участия преданных трешеров, устроивших неслабый мошпит перед сценой.
Как известно, шведская группа Lake Of Tears, намного популярнее у нас в России, чем у себя на Родине. Оттого вдвойне приятно было обнаружить достаточно приличное скопление народу перед выступлением Egonaut – группы гитариста «слезного озера» Фредерика Йорданиуса. Этот квартет из Бороса, явившийся зрителю в одинаковых безрукавных балахонах играет атмосферный прогрессив-дум, а одной из главных фишек коллектива можно назвать наличие хаммонд-клавишника.
Хэдлайнеры вечера – Def Leppard стали образцово-показательным примером того, как за более чем тридцать лет творческой деятельности не превратиться в старческую пародию на славные времена минувших лет. Во многом этому способствовал шикарный свет, сценическое оформление и спортивный настрой музыкантов, чего не скажешь про другой коллектив, появившийся в тоже время и в том же месте на следующий день, но об этом чуть позже….
Если Вы думаете, что с уходом со сцены хэдлайнера фестивального дня программа завершается, то вы глубоко заблуждаетесь. Далее в списке значились Michael Monroe и Ghost, заставляя сделать мучительный выбор между старым добрым слиз-роком и новоиспеченным мистик-прогрессивом.
«Гутаперчивый мальчик» – Майкл Монро даст фору иному цирковому артисту, – каждое из его выступлений, это не просто рок-концерт, а набор акробатических номеров высшего пилотажа, от созерцания которого захватывает дух, особенно когда г-н Монро начинает осваивать высоты сценических конструкций. Любопытно, что при этом Артист использует не радио-микрофон, а проводной, создавая немало проблем своему технику, который после каждой композиции был вынужден распутывать десятиметровый кабель.
В это же время на соседней Rock Stage творилось действо совершенно иного плана. Свою черную мессу, тайную вечерю или оккультный ритуал (кому, что больше нравится) творили те, чьи имена скрываются за замысловатыми символами, а во главе стоит никто иной как Папа, причем группа успела пережить смену трех persona sui generis, и именно в этот вечер состоялся дебют Папы Эмеритуса Третьего.
Никто не знает, кто скрывается за масками и псевдонимами, что вкупе с мистической музыкой, грамотно подобранным светом и благоуханием благовоний создало ощущение причастия к той магии, которая творилась на сцене. В визуальном плане это был, пожалуй, самый эффектный концерт фестиваля.
Шведам из Dark Tranquility выпала задача быть одними из открывающих третий день фестиваля. Очевидцы признались позже, что палящее солнце и melodic death metal – вещи плохо сочетающиеся между собой, отчего в визуальной составляющей их сета осталась некоторая недосказанность. А вот уроженцам города Джексонвилл, – Molly Hatchet были нипочем ни жара, ни годы, ни отложившийся за эти годы жирок в области талии. Бесспорно, эти южане знают, что такое настоящий южный рок, и как сделать так, чтобы каждый из пришедших на их выступление впервые, остался преданным поклонником «Хэтчетов» на долгие годы.
Себя показать и на других посмотреть – эта расхожая фраза вполне применима к фестивалю Sweden Rock. Вот и этот швед, увидев нашего делегата в футболке Judas Priest, принялся демонстрировать свои многочисленные татуировки на соответствующую тему.
Одновременно с возвращением на экран культовой франшизы "Безумный Макс", на сцену вернулась и одноименная группа из Германии. Концерт Mad Max можно охарактеризовать как приятное путешествие в прошлое, за время которого мы ни разу не посмотрели на часы. При этом Микаэль Восс и его коллеги прекрасно отдавали себе отчет какой год рождения написан у них в паспорте, и держались на сцене, сохраняя должное достоинство. Было видно невооруженным глазом, что они по-прежнему получают огромный кайф от игры, делая свое дело со свойственным каждому немцу профессионализмом.
Sweden Rock, это фестиваль, охватывающий приезжих не только со всех уголков земного шара, но и всех возрастов. Так, например, эта милая старушка прилетела из далекой Австралии, чтобы справить свое девяностолетие в приятной компании и под любимую музыку.
Где как не на Sweden Rock, могла заявить свой первый реюнион-концерт главная шведская глэм-слиз-панк банда Backyard Babies! По этому поводу они даже провели пресс-конференцию, став одними из немногочисленных спикеров пресс-тенда наряду с Def Leppard и Judas Priest. За годы творческого отпуска они нисколько не растеряли своего хулиганского задора, креативности и утонченного чувства стиля, - а единственной серьезной потерей можно считать волосы на голове гитариста Дрегена. Помимо обоймы хитов, накопившихся у коллектива за прошлые годы, BYB сыграли абсолютно новый трек "Th1rt3en Or Nothing", ставший первым хитом с готовящегося к выпуску нового полноформатника. Нельзя не отметить также сценический антураж, состоящий из покосившихся набекрень усилителей, обрамленные в мигающие фонарики. В целом, шоу Backyard Babies стало наглядным доказательством того, что за пять лет отсутствия в Швеции так и не нашлось достойных соперников за первенство в данном жанре.
Прощальный концерт Motley Crue был заявлен как одна из основных интриг этого года. Неудивительно, что сразу после концерта Backyard Babies практически вся их аудитория совершила марш бросок к соседней сцене, на которой уже вовсю суетились техники «Пестрой команды». Что тут можно сказать, если целью этого выступления было полное отсутствие у зрителя каких-либо сожалений по поводу покидания Crue большой сцены, поставленная задача была выполнена на все сто! Уже к концу первой трети концерта толпа начала рассасываться, причем многие из покидавших территорию фестиваля были облачены в футболки, нашивки и татуировки «Мотлей». Причиной тому стали вокальные данные и физическая форма некогда голосистого секс-символа Винса Нейла, невнятная каша в миксе, а главное – какое-то полное безразличие к происходящему, читающиеся в глазах практически всех музыкантов. Единственным исключением можно считать барабанщика Томми Ли, который хоть как то пытался вывести шоу, но и тут случился облом – долгожданного барабанного соло, которое должно сопровождаться головокружительными трюками с ударной установкой (как это было на том же месте три года назад) мы так и не увидели.
Утро четвертого дня прорезали голоса прекрасных сирен в количестве трех штук – Аннеке Ван Гиерсберген, Лив Кристин и Кари Руеслаттен из проекта The Sirens. Как вместе, так и поодиночке дамы исполняли композиции из своих бывших и нынешних проектов, при этом не забывая строить глазки аккомпанирующим музыкантам и зрителям, обеспечив прилив позитивных эмоций на весь оставшийся день.
Уроженцы Готеборга, и одни из главных глемеров страны Hardcore Superstar стали первыми кто появился в этот день на главной сцене фестиваля. Несмотря на раннее дневное выступление, зрителей собралось не меньше, чем на Motley Crue в предыдущий вечер. Выступление HSS пришлось на Национальный День Швеции, и парни были настроены взорвать публику по полной. Предпочтение было отдано только хитам, собранным за всю карьеру группы, от "Liberation" до "Last Сall For Alcohol", ну и, конечно же, "We Don’t Celebrate Sundays", без которой не проходит ни одно их живое выступление. В нагрузку зрители получили две новые вещи, "Touch The Sky" и "Don’t Mean Shit", которые прекрасно вписались в сет лист.
Параллельно с Hardcore Superstar на 4Sound Stage рубили отцы канадского тру-металла – трио Exciter, причем в самом что ни есть оригинальном составе. Главной фишкой этого коллектива можно считать поющего барабанщика Дэна Бихлера, который с одинаковым неистовством рвал глотку и колошматил томы с бочками. Невзирая на некоторые технические сложности, то и дело возникавшие во время выступления, Exciter доказали своим сетом, что кожа и заклепки никогда не выйдут из моды.
Экс-гитарист всемирно известной торговой марки Kiss, – Эйс Фрили собрал под ярким палящим солнцем добрую половину посетителей фестиваля, и это неудивительно, потому что Kiss для среднего шведского слушателя, это как Пугачева и Кобзон вместе взятые для постоянного зрителя центрального российского телевидения пенсионного возраста. Немного раздобревший вширь Эйс хоть и не использует на своих концертах фирменный киссовский грим «Инопланетянена», тем не менее, отдает треть своего сетлиста под нетленные хиты Kiss, а также продолжает использовать фишку с самовозгарающимся Лес Полом.
Те, кому было лень покидать насиженные места в кемпинге, или кому попросту не хватило денег на билет, смогли найти достойную альтернативу прослушиванию любимой музыке на большой громкости, как например, обладатели этой стереосистемы, привинченной прямо к передвижному трейлеру.
Участники трэш-хардкор квартета Nuclear Assault, по их собственному признанию, не так часто отрывают свои задницы от диванов, чтобы поехать в тур, поэтому увидеть их выступление стало большой удачей для всех трешеров, собравшихся у сцены. С первых же аккордов публика завертелась в слэмовом месиве, а сами ньюклеровцы выдали порцию зубодробильных номеров, охватив лучшие моменты их творческой биографии, а также сыграли пару абсолютно новых номеров.
Четыре года назад ровно на том же месте Judas Priest выступали на Sweden Rock в рамках прощального тура. Многие тогда не могли не заметить, что Роб Хэлфорд испытывает некоторые физические проблемы, и несмотря на весь свой профессионализм порой находится на сцене превозмогая боль в спине. Кто бы мог тогда подумать, что через несколько лет мы вновь увидим Judas Priest на сцене, и это будет не старперские потуги выдавить из себя последние капли драйва, а новый, помолодевший Judas Priest. Главной причиной тому стала успешно проведенная хирургическая операция на спине г-на Хэлфорда, которая, кстати, вполне, могла закончиться летальным исходом.
На протяжении всего сета Judas Priest Роб Хэлфорд демонстрировал оптимизм и прилив энергии, что отразилось не только на визуальной составляющей шоу, но и на голосе маэстро, из которого исчезла та старческая хрипотца, слышавшаяся (пусть и не так явно как у многих его ровесников) в предыдущем туре. Превосходный свет, закаленное годами исполнительское мастерство коллег Хэлфорда, «свежая кровь» в лице молодого гитариста Ричи Фолкнера, – и мы получаем редкий пример того как нужно держать планку качественного рок-шоу, находясь на пятом десятке своей карьеры.
После Judas Priest кто-то пошел смотреть блэк-металлическую вакханалию Behemoth, чье выступление каким-то чудом не было запрещено местными христианскими активистами, кто-то решил потешить себя клоунадой от The Darkness, а мы пошли повидать организаторов фестиваля, постоянных продавцов мерчандайзинга и наших шведских друзей, собравшихся в баре для того, чтобы сказать друг другу “Увидимся через год на этом же месте.
Евгений Силин
Впечатлениями также поделились Анна Костенко и Дмитрий Бабкин
Фото: Евгений Силин, Татьяна Силина, Александр Любченко, Наталья Патрашева, Анна Костенко, Сергей Гараев
Похожие материалы:
Легендарный метал-фестиваль Wacken Open Air вернется в этом году после двухлетнего перерыва, связанного с пандемией!
До официального старта Wacken Open Air еще двое суток, но уже на пересадке в аэропорту Осло нам то и дело встречаются группы людей в фестивальных футболках и мерче метал-групп. В итоге наш самолет оказывается почти наполовину заполнен посетителями фестиваля. Спустя пару часов мы сливаемся с такими же пассажирами других рейсов на выдаче багажа в Гамбурге. Следующая ключевая точка – гамбургский вокзал, где как обычно царит многолюдная суета. И здесь из толпы выделяются люди с рюкзаками и палатками с характерной внешностью. После внимательного изучения расписания мы попадаем на нужную платформу, которая постепенно заполняется металхэдами. Около часа пути поездом, и мы на месте. Толпа вываливает на платформу Итцехо – это ближайший к Вакену относительно крупный населенный пункт и железнодорожная станция. Времена сейчас такие, что, похоже, куда проще купить уже раскрученный бренд, чем придумывать что-то с нуля. И здесь как на базаре: одни продают, пока не протухло, а другие покупают, пока не протухло. Так случилось и с одним из самых успешных европейских рок-метал-фестивалей Sweden Rock, акции которого года три назад приобрело крупнейшее в мире эвент-агентство Live Nation. Было обещано, что на внутренней политике фестиваля это никак не отразится. Хотя кое-какие изменения всё же произошли. В частности, хедлайнерами прошлого года стали артисты Live Nation – Iron Maiden – прежде устроители Sweden Rock старались не замахиваться на стадионных гигантов типа Maiden или Metallica, чтобы в день их выступления не случилось излишнего скопления народа. Но, как бы оно ни было, если не вдаваться в нюансы, кардинальных перемен пока действительно не наблюдалось, и в целом SRF продолжает подкупать своих посетителей стабильностью, а те, в свою очередь, стабильно собираются в первые выходные июня в шведской провинции Норье: в этом году был традиционный аншлаг, и ежедневно фестивальное поле посещало около сорок тысяч человек.
|