Rock Oracle - FUTUREPOP: МУЗЫКА БУДУЩЕГО ИЛИ СТИЛЬ КОТОРОГО НЕТ?

ROCK ORACLE №3/4 2013


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Баннер
ROCK ORACLE №4 08/2009

vnv nation logo

Продолжаем серию публикаций об актуальных направлениях в современной независимой музыке. На этот попытаемся разобраться в еще одном из устоявшихся трендов на современной темной сцене. В этом материале речь пойдет о музыкальном стиле future-pop. В начале девяностых годов прошлого века многие исполнители почувствовали себя тесно в узких рамках EBM-звучания и начали предпринимать активные попытки экспериментировать на его основе. Пытаясь разнообразить свой саунд путем добавления элементов из других музыкальных направлений и использования современных технологий. Музыка групп-пионеров нового направления звучала на порядок технологичней, монументальней и действительно могла заставить предположить, что именно такой и должна быть поп-музыка будущего. Основополагающими группами futurepop направления считаются VNV Nation, Apoptygma Berzerk, Icon Of Coil и Covenant.

Futurepop вобрал в себя понемногу из электро-индустриальной музыки, синти-попа и клубной танцевальной электроники, особенно в этом смысле заметны влияния транса и техно. В итоге получилась многослойно аранжированная, насыщенная звуковыми эффектами, жесткая, мелодичная и где-то даже пафосная музыка. Патетические вокальные и синтезаторные партии, сильный, обычно прямой ритм. Романтические интонации близкие синти-попу, делают эту, казалось бы, неживую музыку одушевленной. Это одно из тех редких явлений электронной музыки с человеческим лицом, когда люди на танцполе могут не только плясать, но и подпевать вокалисту. И реагировать не только на определенные моменты развития музыкальной линии, но и на определенные фразы текста песни и вокальные интонации.  Futurepop стал одной из попыток объединения двух, на первый взгляд, противоположных эстетик. Перенеся основные атрибуты рок-концерта на дискотечный танцпол.

Лирика future-pop зачастую инспирирована фантастическими произведениями. Это могут быть утопии и антиутопии, размышления о месте технологического прогресса в нашей жизни и столкновении сегодняшнего нагромождения технологий с первоначальной человеческой сущностью. В данной статье мы попытались узнать мнение самих музыкантов об этом музыкальном направлении. Которое, вполне можно рассматривать, как отдельный виток эволюции альтернативной электронной сцены. Забегая вперед, заметим, что по уже сложившейся для подобных публикаций традиции, большинство из опрошенных музыкантов всячески отрицало свою причастность к интересующему нас стилю и высказывало свои сомнения в том, что такой вообще существует. Но тем не менее…

Сначала обратимся за небольшим пояснением о происхождении термина futurepop к человеку, из уст которого он впервые прозвучал. Ронан Харрис основатель ведущей группы направления группы VNV Nation рассказал нам о том, как это произошло.

vnv nation bandРонан (VNV NATION):Это было в конце 1999... Я, Apoptygma Berzerkи , я думаю, парни из Icon Of Coil делали нечто схожее, потому что мы все любили эту андеграундную танцевальную музыку. Так вот, Стефан из Apoptygma Berzerk пришел ко мне в гости где-то в середине 1998 и дал мне послушать свой материал. А я тогда сказал: «Это же то, что я делаю! Это ж моя идея!» И он ответил: «Ой-ой». То есть нам в голову пришла одна и та же идея. Но на радио не крутили нашу музыку, и по ТВ нас не показывали, потому что все думали, что мы часть готической сцены, и что мы сами одни из этих странных готов, которые сидят в подвалах...



Я никогда не был готом, я всегда интересовался электронной музыкой, и никогда не вел себя вроде этого. Термин предложил я, потому что Стефан сказал: «Мы же придумали новый музыкальный стиль, надо его как-нибудь назвать!» И я назвал его «futurepop», потому что в начале восьмидесятых мы слушали похожие группы, которые называли свой стиль «футуризм». Я подумал, что было бы здорово, если бы это название стало частью названия нашего стиля, потому что это то, откуда мы пришли и куда движемся.

Стефан Грот еще в 1988 начал проявлять интерес к электронной музыке и сам пытался писать кое-что в стиле EBM. Год спустя Стефан сформировал группу Apoptygma Berzerk. Тогда же и была записана первая демо-кассета под названием «Victims Of Mutilation», пять сотен экземпляров которой, были быстро распроданы. Следствием чего стал первый контракт со звукозаписывающей компанией. Начав свой путь с мрачноватого «приготиченного» EBM, к наступлению двадцать первого века Стефан подверг свою музыку значительным трансформациям и записал два роскошных ориентированных на клубные танцполы альбома  «Welcome to Earth» (2000) и «Harmonizer» (2002), которые были весьма прогрессивны для андерграундной электронной сцены того времени и до сих пор могут считаться одними из лучших, когда-либо записанных альбомов в стиле futurepop.



Многочисленная, к тому моменту, армия фэнов группы с нетерпением ждала продолжения, но… так и не получила его. В 2005 свет увидел альбом «You and Me Against the World», на котором группа проявила себя в совершенно иной ипостаси. Живые ударные, гитарный звук и роковые структуры, даже в сочетании с богатыми электронными подложками и эффектами имели мало общего с зажигательной клубной музыкой, в которой находилось место для синти-поп гармоний, ритмов EBM, готической патетики и самых современных звуков, заимствованных из техно,  хауса, транса. Сейчас Apoptygma Berzerk все дальше вторгается на рок-территории, однако их концертное звучание, по-прежнему не утратило былой дискотечной атмосферы.

stephan groth apoptygma berzerk

Стефан Грот (APOPTYGMA BERZERK): На самом деле, мы все пришли из тяжелого андеграунда. Мы слушаем далеко не только электронику, но и тяжелую музыку. В то время, когда мы начинали, практически не осталось действительно интересных EBM-команд, было очень бедное время для подобной музыки. И мы стали экспериментировать с хаусом, трансом и другими направлениями. Подобные эксперименты делали в то время и Covenant, и VNV Nation. Но думаю, я стал делать это первым! Это был очень интересный период времени. Но сейчас это уже не для меня, настало время двигаться вперед. Я уже сделал несколько андеграундных «oldschool-EBM» альбомов и два альбома, подходящие именно под «future-pop». Сейчас, я хочу опять делать что-то новое. Мы не ставим себя в какие-то определенные рамки, главное, что мы всем довольны.

covnant futurepop bandШведская группа Covenant, также считается одной из первых среди имеющих отношение  к зарождению идеологии future-pop. Выпустив в 1994 году свой дебютный альбом «Dreams of Cryotank» на одном из крупнейших шведских музыкальных лейблов, Covenant сразу же привлекли к себе внимание слушателей и музыкальных критиков. Один из самых успешных альбомов коллектива «Northern Light» (2000) был спродюсирован Якобом Хеллером, который до этого работал с Rammsten и Clawfinger. Этот диск был выпущен не где-нибудь, а на мажорном лейбле «Sony Music».

Иоаким Монтелиус (COVENANT):Нашу музыку можно рассмотреть на примере трех краеугольных камней. С одной стороны – это нео-романтика и синти-поп ранних 80-х, на которых мы все выросли. С другой – это EBM-звучание золотой середины 80-х, что-то вроде Nitzer Ebb и Front 242. А с третьей – конечно же, будет танцевальная музыка 90-х. Музыка – это мощная сила, и тогда для нас она была целым миром. Мы как группа имели цель с самого начала продолжать развиваться и искать звучание будущего. Мы представляем это как машину времени, построенную нами самими. И мы будем продолжать комбинировать различные стили в нашем звучании, пока не закончатся все возможные комбинации.



Icon Of Coil – творческий тандем, в котором волею судеб, сошлись два гения электронного звучания – Себастьян Р. Комор и экс-металлист Энди ЛаПлега, до этого горланивший в местной металкор-банде My Right Choice. Выпустив три замечательных альбома, покоривших фэнов жесткой танцевальной электроники по всему миру, и компиляцию «Uploaded and Remixed» группа прекратила свое существование. А оба ее участника не без успеха продолжили свой путь в электронной музыке. Энди прославился благодаря своему сольному проекту Combichrist, на котором впоследствии полностью и сконцентрировался, лишь изредка отвлекаясь на свои второстепенные проекты Panzer A.G.и Scandy.

Себастьян не отстал от своего приятеля и стабильно поставляет на рынок свои альбомы, блуждая от одного стиля к другому и выпуская диски под разными вывесками. Правда пока сложно понять, готов ли он отдать предпочтение какому-то одному из них. Однако все они имели определенный успех у людей, следящих за его творчеством. Среди прочих можно выделить: Monofader, Zombie Girl и KomorKommando.

andy laplegua in icon of coil

Энди ЛаПлега (ICON OF COIL):  Я не думаю, что мы играем музыку в каком-то новом жанре, но если кто-то желает навесить ярлык на наш саунд, то мне больше нравится термин «future-rock». Мне не нравится термин futurepop, да простит меня Ронан из VNV Nation. Что такое futurepop? Просто мы делаем электронную музыку и заменяем звучание «живых» барабанов, баса и гитары электронными звуками. То, что мы делаем, это скорее новая генерация рок, а не поп-музыки. Мы стараемся не копировать чужой саунд и не следуем модным трендам. Я думаю, что это одна из причин, по которой мы так быстро добились успеха на этой сцене. Мы не делаем то, что сегодня хорошо продается, мы делаем то, что считаем правильным для себя.



Том Шир запустил свой проект Assemblage 23 в 1988 году под впечатлением от посещенного им концерта Depeche Mode. Первые десять лет существования Assemblage 23 Том рассылал лейблам свои демо-записи и не получая отклика продолжал заниматься проектом ради собственного удовольствия. За десятилетнюю историю проекта Assemblage 23 его создатель, вдохновитель и единственный участник ни разу не огорчил своих многочисленных поклонников слабой или невзрачной работой. Все это время Том неукоснительно следовал простому правилу: напористый EBM-бит, проникновенная синти-поп мелодика и антураж из футуристических и индустриальных звуков.

tom shear assemblage 23

Том Шир (ASSEMBLAGE 23):Скажу честно, что я не воспринимаю всерьез этот термин «futurepop». В нем нет ничего такого уж сверхфутуристичного. Не слишком много там и поп-музыки. Лично для меня мой стиль это нечто вроде прогрессивного звучания EBM, который создали Front 242. Даже их тяжелый материал уже содержал в себе мелодии и чистый вокал. А сегодняшнее звучание подобной музыки охвачено более плотным звучанием техно и транса. И я не вижу, какого рода «будущее» все видят в этом. Очень много из того, что в нынешние дни выпускают под маркой «future-pop» получается довольно скучным и не очень оригинальным. Мне кажется, что пришло время пробираться сквозь все эти заезженные трансовые мотивы и уже работать и развивать свои биты тогда-то и можно будет назвать это термином «future»!

Дэниель Мейер, многим известен по своей группе Haujobbи проектам Claner, Archtect, HMB. Этот человек получил титул «электронного кудесника» и буквально обожествляется поклонниками интеллигентной электроники. В 2003 году Даниэль организовывает проект под названием Destroid и пробует себя в области музыки future-pop.

daniel meier haujobb, destroid

Дэниель Мейер (DESTROID):Музыка – это моя жизнь. Все что я делаю это часть музыки. Сложно объяснить термин futurepop,поскольку он очень многогранен. Но видно, что данная сцена нуждается в новых группах, которые смогут попытаться внести что-то на порядок новое в его сегодняшнее звучание. Они могут взять за основу звучание VNVNation, как это сделали мы, но приукрасить его новыми элементами и найти свой собственный путь. Я подвергся огромному влиянию со стороны Depeche Mode, как и все другие, затем я увлекся синти-попом и итало-диско. Далее я заинтересовался гитарной музыкой типа The Cure, The Mission, Sisters Of Mercy. Ну а уже затем я принялся исследовать EBM-индустрию. Все это и повлияло на нынешнее звучание Destroid. Музыка futurepop не должна быть очень простой, какой она выглядит на данный момент.

В последние несколько лет появилось большое количество групп, которые можно было бы отнести уже ко второй волне жанра. Они идут по стопам своих вдохновителей, добавляют в разработанное ими звучание свежие элементы и более современные «примочки», тем самым, пытаясь расширить горизонты стиля. Германская группа Endanger выпустила свой дебютный альбом «Motion» десять лет назад. На сегодняшний день дискография группы насчитывает четыре студийных альбома

endanger german futurepop bandENDANGER: Мы верим, что стиль futurepop был эволюцией так называемого стиля электро-поп, к этой категории Endanger подходит больше всего. Я считаю, что futurepop пытается объединять в себе мелодичность поп музыки 80-х и современное транс-звучание. Некоторое время назад почти все только и говорили о futurepop. Некоторые люди любили его. Некоторые ненавидели, в основном из-за его «мягкости». Но после того как некая компания предъявила иск людям, использующим этот термин для описания музыки, он тут же стал менее используемым. Раньше эту музыку характеризовали другими терминами, лишенными всякого смысла. Я помню, как люди называли это даже как girly-pop или подобно этому.

Песни, написанные нами, которые могут соответствовать этой категории  –  это «Icomeundone», «Victory of the heart», «Lightdissolves». Качественный future-popделают Merge, Assemblage 23, T.O.Y. и несколько других толковых групп. На данный момент поп-музыка в любых вариациях не так хорошо воспринимается слушателями, из-за возвращения так называемого oldschool-EBM-звучания. Несомненно, стили future-pop, электро-поп и синти-поп будут востребованы, и будут иметь огромную популярность вновь, но немного позднее, я думаю.

State Of The Union – одна из самых ярких future-pop команд, появившихся на сцене за последние годы. Этот дуэт из Лос-Анджелеса творит интеллигентную танцевальную музыку, в которой соединены EBM, техно, транс и синти-поп с приятными вокалами и вдумчивой лирикой.



Йохан Себастьян (STATE OF THE UNION): Я создал State Of The Union в 2001 году и тогда это был альтернативный электро-индастриал проект. Я объединял индустриальную и танцевальную музыку с меланхоличной атмосферой, стандартными EBM-формами и современными электронными фишками и глубокой лирикой. У нас вы можете услышать все от жестких электронных битов до меланхоличных баллад и оркестровок.По некоторым причинам, я никогда не любил быть ассоциированным с термином futurepop. Я считаю нас просто электро-группой. Мы видели множество групп, приходящих и уходящих с этой сцены, с момента нашего основания, некоторые из них были весьма перспективны, другие не очень. Но самый общий критерий длябольшинства этих групп – это тенденция отсутствия развития, которая не давала им шанса отличаться друг от друга и выглядеть индивидуально. Я действительно считаю, что мы должны экспериментировать с различными электронными стилями музыки, не ставя тем самым под угрозу нашу целостность и музыкальный стиль, которому отдают предпочтение наши фэны.

Les Anges De La Nuit – проект музыканта по имени Милтон Санчез известного по дарк-электро группе Retractor. В песнях Les Anges De La Nuit комбинируется лирика наполненная библейским мистицизмом с музыкой, несущей в себе готическую меланхолию, мрачноватые элементы свойственные дарк-электро, EBM-биты и современные электронные звуки.

Милтон Санчез (LES ANGES DE LA NUIT): Стиль futurepop приобрел более сложный и плотный саунд на сегодняшний день. Да и вообще электронная музыка очень популярна сегодня и поэтому мы предпочитаем использовать термин electro-pop, в который мы все так верим и любим. Это довольно оригинально находиться по середине современности и классики. Данный стиль представляется в нашем воображении через эмоции, которые мы испытываем в нашей повседневной жизни. И, конечно же, звучание постоянно эволюционирует наряду с новыми технологиями и оборудованием, но наши эмоции остаются по-прежнему теми же. Мы считаем, что стиль futurepop до сих пор играет огромную роль в нашем «индустриальном» мире. За последние годы появилось довольно много разновидностей данного направления. Новое звучание всегда означает появление нового стиля музыки. И таким образом мы не должны терять свой тренд, и одновременно не должны отставать от нововведений. Мы даже можем быть пионерами нового стиля или направления – это наш вызов.

Итальянская группа XP8, которая уже успела побывать в России с небольшим туром, известна своим новаторским подходом к подаче материала, акцентом на динамичное танцевальное звучание. Участники группы с начала девяностых годов играли в локальной электронной группе Retina. Их музыка – это самая настоящая индустриальная электроника нового тысячелетия, использующая самые передовые технологии, но вместе с тем, имеющая тонкие обращения к звучанию музыки восьмидесятых.

xp8Марко Висконти (XP8): Признаюсь честно, я не считаю, что futurepop по-прежнему существует, даже не уверен, что этот стиль когда-либо существовал. Это было только «крутое» название, которое изобрели примерно в начале 2000 года люди, которые попытались вписать свою музыку в определенную категорию. Этот термин использовался чаще журналистами, чем музыкантами. Я никогда прежде не относил звучание XP8к категории future-pop, даже учитывая тот факт, что альбом «Hrs:Min:Sec» более или менее подходит под это определение. Обозвать этим словосочетанием наш альбом «The Art Of Revenge» равносильно тому, что сказать, что вы абсолютно лишены слуха. (смеется) Это будет касаться и нашего нового альбома «Drop The Mask». XP8 – это группа с  индустриальными корнями, в музыке которой больше места занимают техно и транс. Безусловно, вы можете называть это futurepop, но не забывайте про тот факт, что за последние годы на индустриальной сцене это стало своего рода уничижительным названием для более мягкой и «счастливой» музыки. Я действительно не вижу для нас места в этом определении.

Итальянские соратники XP8, музыканты Вояджер и Эндилаб из группы Syrian начинали свою музыкальную карьеру как готик-рок / дарквэйв коллектив. Однако после, благодаря увлеченности Вояджера фантастическими романами группа обращается к соответствующей футуристической лирике и музыке. В итоге звучание группы трансформировалось в танцевальную музыку на основе синти-попа, техно, транса и EBM-пронизанную космическими мотивами и тематикой. Аранжировки песен напичканы разнообразными сэмплами, что делает музыку Syrian более образной и интересной. Это могут быть фрагменты радио-переговоров, голоса роботов, звуки взлетающих ракет или дыхания вышедшего в открытый космос человека в скафандре. В записи третьего альбома Syrian «Alien Nation» принял участие вокалист знаменитой немецкой группы Alphaville Мариан Голд.

syrian italian space and futurepop band

SYRIAN: Это наш самый любимый стиль музыки. Мы любим связывать мелодии и энергию.. Как бы мы могли описать это? Что ж, наверное, мы должны сказать: «представьте себе техно-версию музыки Depeche Mode или что-то вроде этого». Раньше мы попадали под влияние таких групп как Alaphaville, OMD, Rockets, а затем нас впечатлила музыка типа той, что исполняли Apoptygma Berzerk. Изначально все это походило на обновленную версию музыки восьмидесятых. Сейчас же мы черпаем вдохновение из различных музыкальных направлений электронной музыки, такой как техно, транс, синти-поп и даже итальянский евро-транс. Мы стараемся объединять все эти направления, чтобы найти свой собственный и уникальный звук. Некоторые из наших друзей называют его как «спэйс-техно». И мы согласны с таким определением. Наш стиль – это смесь из future-pop, синти-поп и мелодичного транса, где каждая песня должна быть потенциальным хитом. Что же касается нашей лирики, то в основном мы рассказываем о космосе, бесконечности вселенной, параллельной бесконечности разума  и т.д.

Не возьмемся утверждать, что эта публикация полностью раскроет для вас смысл понятия futurepop. Однако вполне возможно, что она станет хорошей отправной точкой Вашего путешествия в мир синтезаторных пульсаций, упругих битов, эмоциональных вокальных партий и замысловатой лирики.Надеемся, что музыка групп, о которых Вы узнали из этой статьи, скажет сама за себя лучше, чем сами ее создатели и какая разница как кто ее называет. Просто послушайте ее и составьте свое мнение.

При подготовке этой публикации использовались некоторые  материалы с сайта www.machinistmusic.net

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: