Rock Oracle - БРИТАНСКИЙ METAL-INDUSTRIAL: СТИЛЬ В СЕБЕ
ROCK ORACLE №1 02/2008



Шестидесятые и семидесятые годы считаются самыми урожайными на новаторство в сфере рок-музыки. Восьмидесятые же традиционно находятся в тени, впрочем, совершенно незаслуженно! В частности, в 1982 году в Англии образовался ныне легендарный коллектив Napalm Death, за десятилетия своего существования давший миру не только целый стиль экстремальной музыки, грайнд-кор, но и массу совершенно разноплановых проектов, развитие которых происходило во всевозможных направлениях. Генеалогическое древо последователей Napalm Death очень велико и включает в себя такие имена, как Carcass, Cathedral, Godflesh, Scorn, Blood From The Soul, Malformed Earthborn, Lock Up, Defecation, Righteous Pigs, Terrorizer, Meathook Seed, Extreme Noise Terror, Unseen Terror, Painkiller и другие. Наиболее «долгоиграющими» из них оказались Cathedral, Extreme Noise Terror, Scorn и Godflesh. Последние же смогли не только продержаться на плаву полтора десятилетия, но и в свою очередь создать стиль, оказавший влияние на музыкантов совершенно разных сцен!

В начале девяностых годов в Британии появилось достаточно большое количество последователей Godflesh, немалая часть которых так или иначе имела отношение к «прародителям» Napalm Death – Scorn, Meathook Seed, Blood From The Soul… Немного особняком стоят Sonic Violence, Fudge Tunnel, PitchShifter и некоторые другие составы. Появились подобные группы и в других странах – Dead World (США), Nonoyesno (Германия), Crunch (Россия) и другие. Некоторые из них полностью копировали саунд Godflesh, некоторые добавляли что-то свое. Какие-то проекты распались, выпустив один-два релиза, а какие-то существуют до сих пор, полностью сменив направление.

GODFLESH
Джастин Броадрик, один из основателей Napalm Death, покинувший группу еще до выпуска первого лонгплея (но успевший отметиться на первой его стороне), создал Godflesh в 1988 году вместе с басистом по имени Бен Грин. Джастин вошел в состав локальной команды Fall Of Because, где в то время играл Бен, в качестве барабанщика/вокалиста, и вскоре проект превратился в Godflesh. С тех пор группа существовала в формате дуэта, расширяясь до трио в редких случаях — во время туров и некоторых записей.



Первый же релиз Godflesh поверг в шок всех, кто так или иначе смог ознакомиться с виниловым детищем мелкого локального лейбла «Swordfish». Настолько тяжело в то время не играл никто! Вопреки (а может быть, и благодаря) тому, что члены группы не являлись виртуозами, им удалось создать нечто совершенно новое и отличное от всего, что делали остальные метал и индастриал-команды! Использовав такой революционный на то время прием, как понижение строя гитар, Джастин добился неслыханного звука и жесткости звучания, недосягаемой как для его учителей (например, The Swans), так и для его же собственных предыдущих проектов — Napalm Death, Final и The Fall Of Because. Помимо этого, отличительной чертой звучания Godflesh стали лязгающий бас Бена Грина, механизированная ритм-секция и мрачная, абстрактная лирика, исполненная не самым жизнерадостным голосом.



Молодой лейбл «Earache» с энтузиазмом подхватил начинающую группу, и Godflesh получили возможность выпустить свой первый полноформатный диск — «Streetcleaner». Этот альбом стал эталоном, он определил лицо команды и вызвал к жизни целое направление — английский метал-индастриал. Стиль Godflesh развил второй полноформатник, «Pure», длившийся почти восемьдесят минут, и за время своего звучания убивавший в слушателе всякую надежду на спасение от всепроникающего саунда. За время своего существования Godflesh дали достаточное количество выступлений (вместе с теми же Napalm Death и даже Nirvana!), сняли несколько клипов и выпустили большое количество релизов — мини-альбомы, сборники ремиксов и полноценные пластинки.

Среди последних особенно выделяются «Songs Of Love And Hate» и «Us & Them», на которых Godflesh внесли в свою музыку элементы «альтернативного» кача, а также «Hymns», последний диск группы, на котором стоит остановиться отдельно. В альбоме почти полностью отсутствует электроника, а барабаны полностью «живые» — но, несмотря на это, «Hymns» — стопроцентный Godflesh! За барабанную установку сел Тэд Парсонс (ex-Prong, The Swans), с которым Джастин и Бен уже сотрудничали в прошлом — и Godflesh зазвучали как никогда четко и тяжело, достигнув кульминации своего творчества. Может быть, именно поэтому «Hymns» стал последним релизом этой великой группы. Они создали свой стиль и сделали в нем все, что хотели. Пути Джастина и Бена разошлись. Джастин организовал свой проект, Jesu, названный по последнему треку «Hymns», а также плотно занялся ремиксами и всевозможными коллаборациями с другими артистами (он работал с 5ive, Agoraphobic Nosebleed, Explosions In The Sky, Pelican, Isis и даже ремикшировал песню Pantera). Бен Грин, напротив, полностью отошел от музыки и сосредоточился на учебе. Таким образом, наследником Godflesh по праву может считаться только Jesu, проект, который жив и поныне.



SCORN

Основной проект неутомимого барабанщика Napalm Death Мика Харриса, образованный им вскоре после ухода из легендарной английской группы. Компанию Мику составили Ник Буллен (один из основателей Napalm Death) и… Джастин Броадрик! Первый релиз появился лишь в 1992 году, стараниями все тех же «Earache Records». Альбом «Vae Solis» показал развитие идей Godflesh, пропущенных через призму видения трио, не ограниченного особыми стилистическими рамками.

Первое, что бросается в глаза (а точнее, в уши) — свежесть сочетания чисто «броадриковских» гитар и живых ударных, которые Мик использовал почти так же, как во времена «напалмовского» альбома «Harmony Corruption» (1990) с одной стороны, и развитие более атмосферных моментов творчества Godflesh — с другой. Диск состоит как бы из двух частей, и если в первой части влияние Godflesh ощущается явственно, то во второй мы «видим» уже собственное лицо Scorn, материал, который показывает, куда Мик отправился дальше.



Процент как гитарного, так и чисто электронного амбиента здесь гораздо выше, чем в любом из существовавших на тот момент дисков Godflesh. Завершается альбом чисто амбиентной композицией, звучание которой характерно для позднего творчества Scorn — отказавшись от элементов металла, Мик занялся исследованием бесконечных просторов минимализма. «Vae Soils» мгновенно вывел андерграундный проект в лидеры мировой экспериментальной сцены, но стал последней работой Scorn, которую можно отнести к рассматриваемому стилю. Уже на следующем большом релизе («Collossus», 1993, «Earache») роль гитары отошла на второй план (Джастина в проекте уже не было) — и с каждым релизом становилась все меньше. Со временем живые инструменты полностью исчезли из записей Мика, а музыку Scorn все чаще и чаще стали относить к амбиент-дабу.



SONIC VIOLENCE

Британский квинтет с названием, очень точно передающим внутреннее содержание («sonic violence» — «звуковое насилие»), образовался еще в 1986 году, однако более-менее стабильный состав образовался лишь три года спустя. Дебютная работа, «Jagd», увидела свет в 1990 году посредством тогда еще молодого лейбла «Peaceville», и не сказать, чтобы произвела эффект разорвавшейся бомбы, но удивила многих! Два вокала, два (!) бас-гитариста, барабанщица и… ни одного гитариста! Создаваемая ими музыка вызывала ассоциации с тоталитаризмом, милитаризмом и прочими «измами», что подчеркивалось имиджем членов команды — короткие стрижки, военные штаны и ботинки, угрюмые лица, словно смотрящие на слушателя через прицел. На втором и третьем релизах («Casket Case» и «Transfixion» соответственно) Sonic Violence продолжали развивать наработки дебюта — монотонные, давящие композиции, излучающие негатив вокалы, мрачные семплы и дуэт бас-гитар, сильно выделяющий их из ряда обсуждаемых коллективов. К огромному сожалению, уже к середине девяностых Sonic Violence полностью исчезли с радаров — даже в Сети найти какую-либо информацию про них очень сложно! Не говоря уже про сами релизы. Но, если каким-то чудом вам в руки попадут их альбомы, послушайте — не пожалеете!

MEATHOOK SEED
Не полностью английский состав, но, тем не менее, достойный упоминания проект! Митч Харрис (гитарист Napalm Death), Шейн Эмбари (басист Napalm Death), Тревор Перес (гитарист Obituary), Дональд Тарди (барабанщик Obituary) и некто Стив Ганей объединились под этим названием в 1993 году, чтобы внести свою лепту в индустриализацию металла. Всего известно два релиза проекта — «Embedded» и «B.I.B.L.E. (Basic Instructions Before Leaving Earth)». Они были выпущены с большим перерывом и к моменту выхода «B.I.B.L.E.» состав Meathook Seed претерпел изменения, а музыка стала походить на материал Oomph!, Pain и прочих коммерческих групп. Поэтому нам интересен, прежде всего, первый диск, «Embedded» (1993, «Earache»). В данном случае мы имеем дело скорее с металлом, подвергнутым жестокой индустриальной обработке — причем умело и со вкусом.



Вокальные партии на альбоме исполнил гитарист Obituary Тревор Перес, и, надо сказать, взялся он за это дело не зря! В голосе полностью отсутствует брутальность, традиционная для дэт-метала — странный и болезненный по тембру и манере исполнения, он сразу привлекает к себе внимание, наряду с сэмплами создавая атмосферу, которая и отличает Meathook Seed от обычного дэта. Несмотря на высокий уровень игры музыкантов, звучание альбома страдает некоторой размытостью и сыростью, что, впрочем, не мешает наслаждаться потрясающей музыкой. Последний трек, как и в случае Scorn — полностью амбиентный. Идеи, записанные на «Embedded», в будущем нашли отражение и в творчестве основных коллективов участников проекта — не заметить влияние индустриальной музыки в творчестве Napalm Death образца середины девяностых и в альбоме Obituary «World Demise» может только глухой! Тем не менее, как уже говорилось, сам проект в будущем пошел другой дорогой.

BLOOD FROM THE SOUL
Дуэт, состоявший из басиста Napalm Death Шейна Эмбари и вокалиста Sick Of It All Лу Коллера, записал и выпустил всего один альбом — «To Spite The Gland That Breeds» (1993, «Earache»). Всю работу по сочинению и записи музыки Шейн выполнил в одиночку, поэтому особого разнообразия среди композиций не наблюдается. В то время бас-гитарист находился под явным влиянием Godflesh и первого релиза Scorn — именно их фирменные «фишки» то тут, то там проскакивают в ровном материале диска. Даже голос Коллера местами сильно похож на вокал Броадрика времен «Streetcleaner». Ставший одним из многочисленных проектов Шейна, в настоящее время этот релиз полностью всеми забыт и представляет собой лишь документ эпохи, показавший развитие идей, которые повлияли на звучание Napalm Death образца альбомов «Fear, Emptiness, Despair», «Diatribes» и «Inside The Torn Apart».



PITCHSHIFTER

Братья Клэйден организовали свою группу в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, находясь под влиянием Dead Kennedys. Джонатан взялся за вокал и тексты, а Марк подыгрывал ему на басу. Отсутствие барабанщика привело трио (к 1990 году в составе все же появился гитарист) к использованию драм-машины. Вскоре в саунде молодого проекта появились элементы индастриала, и к моменту выпуска дебютного альбома (1991, «Peaceville») PitchShifter звучали чуть ли не тяжелее самих Godflesh! Влияние последних чувствовалось буквально во всем — в ритмике, в звучании гитар и баса, в мрачном вокале и минималистичной, абстрактной, но полной ненависти лирике. Даже обложка «Industrial» (а именно так называлось дебютное — и, на мой взгляд, лучшее — творение группы) сразу же вызывает ассоциации с минималистичным дизайном обложек Godflesh. На этой записи за вокал отвечал басист Марк, в то время как Джонатан довольствовался скромной ролью бэк-вокалиста.

Вскоре Джо становится фронтменом Pitch Shifter, группа подписывает контракт с «Earache», и ее стиль начинает претерпевать изменения в сторону более мейнстримовой музыки. СейчасPitch Shifter известны во всем мире, имеют солидный бэк-каталог, собственный лейбл и толпы поклонников, из которых мало кто всерьез воспринимает диск, выпущенный в самом начале девяностых. Тем не менее, им одним они внесли солидный вклад в развитие направления, и заняли бы место в истории в любом случае — даже если бы распались сразу после выпуска «Industrial»!



Сейчас метал-индастриал английской школы практически не существует в чистом виде, однако его влияние на современную музыку очень заметно проявляется, например, в пост-хардкор сцене — музыканты Neurosis, Isis, Knut и многих других формаций называют Godflesh своими учителями. Признавались в любви к Godflesh и более известные люди — например, Кирк Хэммет (Metallica), Макс Кавалера (достаточно послушать его проект с Алексом Ньюпортом из Fudge Tunnel — Nailbomb) и члены Fear Factory! И, напоследок, небольшая заметка о том, какое отражение музыка Godflesh нашла в творчестве наших соотечественников…

CRUNCH
«Следует больше жалеть о сошедшем с нарезки винте, чем о разрушении храма Василия Блаженного» (Казимир Малевич) — такая цитата красуется под «треем» диска группы Crunch, проповедовавшей творчество британцев в России. Все три записи группы («Total Masturbation»’93, «Tears Factory»’94 и «Excrete»’96) несут на себе печать музыки Godflesh, принятой россиянами Алексеем и Андреем настолько близко к сердцу, что даже на промо-фото они выглядят как Джастин и Бен году эдак в 1989. Кассетные релизы середины девяностых были изданы на компакт-диске в 2005 году — низкий поклон «Metal Agen Records», отважившимся выпустить заведомо некоммерческий материал, который не был популярен тогда — не популярен и сейчас. В мире и даже в России состав не известен практически совсем. С момента выпуска «Excrete» о Crunch ничего конкретного слышно не было, и, хотя в 2006 году ходили слухи о начале работы над новым альбомом — реальную почву они так и не обрели…

 

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: