Rock Oracle - ДИТА ФОН ТИЗ
ROCK ORACLE №1 02/2006



Третьего декабря 2005 года замок Гартин (Gurteen) в графстве Типперери, Ирландия, принадлежащий художнику Готтфриду Хелнвайну, был изысканно и элегантно, хотя и как-то странно по-старомодному украшен и оживлен. Долгожданный брачный союз заключали близкие друзья художника: Хизер Суит и Брайан Уорнер, более известные как модель, шоу-танцовщица, актриса, звезда модных журналов, дизайнер и прочая и прочая Дита фон Тиз и просто шок-рокер Мэрилин Мэнсон.

Декор действа в данном случае обошелся без экстремально-готических экзерсисов: прерогативу заняться убранством церемонии музыкальный идол полностью уступил молодой жене. «Мэрилин очень интересуется церемонией, но он полагается на мои суждения о том, что красиво. – произнесла Дита во время подготовки свадьбы. – Церемония будет необычной, но не причудливой или сатанинской. Ничего мрачного! Ни летучих мышей вместо голубей, ни черного платья на невесте. Правда, мы очень надеемся на снег и туман...» Завидное супружеское согласие!

Это событие уже наделало много шума в прессе и в массах. И дело здесь не только в «супер-иконном» статусе Мэнсона; его нынешняя подруга жизни, надо сказать, мало в чем ему уступает как по известности, так и в области артистичности – на своем собственном поприще. Сегодня наша цель – внимательно рассмотреть, чем смогла покорить мир и своего, прямо скажем, не самого покладистого мужа эта незаурядная женщина – Дита фон Тиз.

Щеголяя на публике гордой, якобы немецкой аристократической фамилией, Дита на деле имеет мало отношения как к Германии, так и к дворянству. Родилась она в 1972 году в семье машиниста и маникюрши в небольшом городе Рочестер, штат Мичиган – типичная «американская глубинка». Но, может быть, сама жизнь в действительно старинном доме стала причиной сложения у впечатлительной девочки романтического склада ума. Здесь, по ее признанию, она и стала истовой поклонницей черно-белого кино Золотого века Голливуда. Ее кумирами и образцом красоты на долгое время стали актрисы тех лет – Хейди Ламарр, Рита Хейворд, Бетти Грейбл. Именно здесь начались и первые шаги Хизер на ниве танца – в начале это был классический балет. «Ну, я не была особенно хорошей балетной танцовщицей, но мне это нравилось. – скромно комментирует Дита. – Наверное, меня просто привлекали красивые костюмы, парики и декадентский грим».

В 1984 семья переезжает в Орандж-Каунти, в страну Американской мечты – Калифорнию. Здесь и мечты юной Хизер постепенно стали воплощаться в реальной жизни. Уроки танца продолжались, и она даже сумела стать солисткой местного балета. Кроме того, мечтая тогда работать стилистом в кино, она поступила в колледж, где серьезно занималась изучением истории моды, с преимущественным интересом к XIX и первой половине XX века. В построении концепции танцевального шоу особое ее внимание привлекал образ, созданный в кино «фам-фаталь» 1950-х Сид Шарисс (Cyd Charisse), в творческом почерке которой умело сочетались классический танец и risqué dance, то есть, фактически, завуалированный чувственный стриптиз.

Знания, полученные в ходе изучения и танца, и истории костюма потребовали, наконец, выхода, причем оказался этот выход очень нестандартным. В 1990-м году 18-летнее молодое дарование нашло работу в стриптиз-клубе Captain Cream в Лейк-Форест, в котором неотъемлемой частью своих выступлений она сделала фетишистские и ретро-элементы (корсеты, туфельки на шпильках, шляпки с вуалями). В это же время она перешла к активному позированию для журналов, исповедующих культуры ретро, пин-ап и фетиш. Заметим, что, будучи завзятой ретроманкой, начинающая модель показала себя отнюдь не ретроградкой: в частности, именно она одной из первых моделей в мире догадалась разместить собственное портфолио в Интернете.

Именно тогда Хизер целенаправленно работала над созданием собственного неповторимого имиджа, сделавшего ее в итоге признанной королевой как альтернативной моды, так и, впоследствии, гламурного мейнстрима. Достаточно характерная, хотя не вполне современная внешность (выразительные черты лица, безупречная фигура при достаточно пышных показателях «верх-низ», а также эффектное сочетание «брюнетка с молочно-белой кожей», воплощенный типаж диснеевской Белоснежки) почти гарантировали ей успех в модельном бизнесе. Однако Хизер было этого мало. Ее желанием, несомненно, было найти собственный неповторимый стиль, творческий почерк, отличавший ее в ряду штампованных «лиц с обложки». Здесь и пригодились основательные знания, полученные в колледже. Кстати, в этот же период появился и знаменитый псевдоним или alter ego, взятый в честь кинозвезды 1920-х годов Диты Парло (Dita Parlo); «фамилия» тут является довольно многослойной игрой слов, приставка «фон» же добавляет к самому ее имени элемент бурлеска, но об этом позже.

В основе избранного стиля лежали несколько взаимосвязанных культурных направления. Определяющих слов здесь четыре: бурлеск, винтаж, пин-ап и фетиш.

Бурлеск (франц. burlesgue, от итал. burlesco – «насмешливый, шутливый») – очень старое (развивается по крайней мере с XVII века) явление в искусстве, в первую очередь – в литературе и театре. Основная его специфика – принижение изначально высокого, изображение его при помощи «низменных» приемов и жанров; разрушение канонов классических форм искусства путем придания им несерьезной, иногда – комической вплоть до буффонады окраски. Значительная роль может принадлежать свободной импровизации. В данном случае речь идет, в первую очередь, о традиционной стилистике кабаре, чуждой отвлеченных мотивов и воспевающей красоту обыденной жизни со всеми ее составляющими: любовь, дружба, веселье, выпивка, наконец, конечно же, секс. Естественным методом выражения бурлеска в нашем случае являлся танец, сопровождающийся множеством постановочных элементов, придающих ему зрелищность и эмоциональную окраску. Эти элементы и находят свое выражение в обращении к оставшимся составляющим – винтажу, пин-ап и фетишизиму.

Изначальное значение слова «винтаж» – «старое, хорошо выдержанное вино». В широком смысле, который начал ему придаваться примерно с начала 1990-х годов, под этим обозначением начал пониматься набор вещей, представляющих стиль прошлых годов, то есть до 1960-х и ранее, вплоть до конца XIX века. Обязательное требование к винтажной вещи, помимо ее «древности» – она должна быть практически применима как в прошлом, так и в настоящем. Это может быть предмет одежды, ювелирного украшения, декора, мебели, автомобиль, дом – так или иначе, эту вещь надо использовать. Популярность этого стиля в современной моде, возникнув, как сказано, в 1990-е годы, не стихает. Естественно, большая редкость винтажных товаров вкупе с требованием их прекрасного состояния вызывает высокие и очень высокие цены на них, относя, фактически, к области высокой моды.

Стиль пин-ап (англ., изначально – «прикалывать, прикреплять на стену») – уже относится к искусству, в первую очередь, изобразительному, и отчасти – к фотографии. Это игривое изображение привлекательных миловидных девиц, появившееся в начале XX века и, таким образом, тоже относящееся к области ретро. Подобные яркие картинки прикалывались в водительских кабинах, солдатских казармах и моряцких кубриках, отсюда название. Данное изображение обязано нести четкий и яркий сексуальный подтекст, но никогда не быть полностью откровенным или порнографическим (это условие связано с формированием в условиях пуританского общества Америки). Таким образом, стилистика пин-ап, особенно – в рассмотрении с позиций современности, приобретает своего рода утонченность и изысканность.

Наконец, фетиш – направление, связанное с культом вещей, в основном одежды и аксессуаров. Своеобразное его преломление в русле одной из нетрадиционных сексуальных практик, как правило, придает фетишу в искусстве вычурность и вызывающие черты. Причем, естественно, к этой области подходят далеко не все виды одежды, а именно те, что мало применимы в повседневности и несут легкий отпечаток мазохистского неудобства: корсеты, туфли на неестественно высоком каблуке, белье очень сложного кроя и пошива... Фетишизм очень часто подразумевает и обращение к «несовременности»: либо к прошлому, как в нашем случае, либо к футуризму.

Итак, индивидуальный творческий почерк Диты, полученный в итоге сплава этих начал, по сути, представлял собой яркое синтетическое искусство всего лишь на базе эстрадного стриптиза, превращенное в красочное ретро-шоу, что особо подчеркивало его сложную и артистичную сексуальность. Здесь стриптиз становился настоящим высоким искусством, не теряя исконно присущей ему по природе откровенности и смелости. Одновременно объектом искусства становится, по сути, сама танцовщица.

В клубе Captain Cream ее номера были ведущими. Однако очень скоро возникла необходимость независимости и полной творческой свободы, и началось длительное сольное турне Диты по американским городам. Успех ширился, известность росла, а одновременно росла ее коллекция изысканной одежды в винтажном стиле. «Я выступала по стрип-клубам всех Штатов. Были хорошие, были плохие, были просто совершенно отвратительные. При этом я собирала одежду в Техасе ли, на Роад-Айленде – везде. Получала наличные за выступления, шла в местные магазины и приобретала самые потрясающие вещи». Разрабатывались и новые номера. В 1993 году ею был возрожден, например, «танец в перьях» – творческое посвящение звезде середины ХХ века Салли Ренд (Sally Rand); в честь другой танцовщицы прошлого, Лили Сен-Сир (Lili St. Cyr) в 1996 году был сделан новый стриптиз в стеклянной ванной на гнутых когтистых ножках (привет из эпохи «модерн»), наполненной шампанским, в розовой шляпе. В 2002 году она сочинила полностью собственное сольное выступление – «девушка в бокале мартини».

Этот лично разработанный фирменный номер, в принципе, перевернул жизненный путь Диты. В декабре 2002 года на нее обратил внимание сам Хью Хефнер (Hugh Hefner) – основатель и бессменный руководитель издательства Playboy. Появление на обложке его детища, сопровожденное 10-ю страницами личной фотосесии в журнале – цель, о которой мечтали бы многие модели. Дита сразу прекрасно понимает значение этого события. «Это поменяло все в моей жизни. Раньше меня знал узкий круг поклонников фетишизма, но никак не приходила какая-то большая известность. Заработать популярность – на самом деле, очень сложная вешь. Но, как только я появилась на обложке Playboy, иметь со мной дело захотели все».

Фактически, после этого Дита «проснулась звездой». Предложения съемок для ведущих модных журналов, персональных выступлений со стриптиз-номерами, участия в модных показах и просто личного присутствия на великосветских мероприятиях посыпались как из мешка. Уникальный личный стиль новой звезды и ее врожденное изящество и чувство вкуса впечатляли зрителей и еще более способствовали упрочению успеха. «Дита стала для меня настоящим открытием, как только я ее впервые увидел, – признается один из друзей и любимых дизайнеров Диты, Кристиан Лубутэн (Louboutin) – Она настоящая мечта, которая сбывается, само совершенство в стильности для шоу-герл». Стриптиз Диты фон Тиз сопровождал презентации белья Victoria's Secret, Agent Provacateur и Trashy Lingerie, ее можно было наблюдать на шоу, организованных Джоном Гальяно (John Galliano), Роланом Муре (Roland Mouret), Луи Виттоном (Louis Vuitton), Марком Джекобсом (Marc Jacobs) или уже упомянутым Лубутеном, домами моды Dsquared, Garrard и Moschino. Фотографии ее украшали собой обложки не только Playboy, но и Vogue, Harper's & Queen, Elle, GQ, Arena, The Face, The London Sunday Times, Esquire и множества, множества других.

В шоу-бизнесе на грани искусства и китча у нее и получилось, кажется, полностью найти себя. По высказываниям Диты фон Тиз можно понять, что она без остатка растворяется в представлении, даже если является его простой наблюдательницей (а что уж здесь говорить о сольных выступлениях...): «Я хожу на шоу просто потому, что люблю смотреть на девушек, мне нравятся их наряды, нравится слышать, как бисер стучит об пол во время их прохода по подиуму, нравится наблюдать, что они делают с прическами и макияжем. Я могла бы ходить на шоу просто, чтобы быть частью этого спектакля... Того, что я считаю спектаклем». Это ли не позиция истинной шоу-герл?

А теперь – информация для интересующихся личной жизнью знаменитостей. Первая встреча супер-модели и супер-звезды рока случилась в 1999 году, на выставке винтажной моды вблизи Санта-Моники. «Я вся приоделась, ходила там в костюме, перчатках и шляпке с вуалью и птицей наверху, а Мэнсон с друзьями всюду за мной таскался. Но мне хотелось, в конце-концов, что-нибудь купить, поэтому я просто развернулась и спросила: «Могу я Вам чем-нибудь помочь?» (да, дают себя знать юношеские годы работы в магазине модного белья! - авт.)» Друзьями они оставались до 2002 года, пока тот, наконец, не ушел от первой жены, Роуз МакГован.

На трюмо у Диты дома до сих пор висит кольчужная сумка, украшенная свастикой – одним из излюбленных символов Мэнсона. «Это был первый подарок, который он мне сделал. – трогательно вспоминает Дита и сразу же политкорректно уклоняется от темы. – Вообще-то не люблю об этом говорить... Но свастика – на самом деле, очень древний символ». Длительные отношения двух знаменитостей, несомненно, повлияли на обоих. Так, однажды Дита поведала, что ради нее Мэнсон даже отказался от ношения... Своих излюбленных кожаных трусов! И вот, 22 марта 2004 года Дите было сделано долгожданное предложение кровавой руки и темного сердца лидера экстремальной сцены, что и закончилось логическим завершением истории в декабре прошлого года.

Не только личная, но и профессиональная жизнь Диты сейчас с завидным постоянством движется в гору. По версии журнала Harper's & Queen, ее признали второй по стильности женщиной-знаменитостью в мире (первое место у нее отобрала также небезызвестная поп-рокерша Гвен Стефани). Сейчас Дита фон Тиз – лицо Vivienne Westwood, на май в знаменитом замке Шато Марриот (Франция) намечены съемки для австралийского лейбла Wheels & Dollbaby. Однако амбиции Диты не заканчиваются на эксплуатации собственной внешности, и со свойственным ей прагматизмом она прекрасно понимает недолговечность карьеры модели и шоу-танцовщицы: «Конечно, мне нравится быть известной благодаря тому, что я умею лучше всего. Но ведь все мы видели стриптизерш, слава которых осталась в прошлом. Совершенно неправильно было бы заниматься этим всю жизнь». Несмотря на многочисленные предложения сняться в кино и определенный опыт участия в фильмах на эпизодических ролях, она, тем не менее, весьма скептически относится, например, к собственному будущему на съемочных площадках.

Однако, уже через несколько месяцев ценители альтернативной моды могут лицезреть первый искусствоведческий опыт Диты – книгу "Burlesque and the Art of the Teese/Fetish and the Art of the Teese." Помимо этого, она уже достаточно долгое время является автором-дизайнером собственной линии чулков «люкс» с незамысловатым лейблом «The Dita Collection», хотя благоразумно и не стремится (пока) в первые ряды модельеров: «Я уважаю многих дизайнеров лично, и иногда, действительно, хочется самой сделать что-то подобное... Но было бы очень странно самой однажды произнести «О, да, я тоже дизайнер!». Довольно многие знаменитости заводят собственные модные дома, но самое смешное, что для оскаровской церемонии они все опять дружно надевают Valentino. Не прикольно это как-то.» Помимо прочего, Дита – дипломированный специалист-преподаватель по классическому балету, свингу и аргентинскому танго, а также, наконец, один из наиболее признанных авторитетов в области коллекционирования винтажной одежды (одних только корсетов в ее коллекции более 400, и более 350 шляпок) и книг по истории бурлеска и о звездах кино и танца первой половины 20-го века.

Что ж, от себя нам остается только отметить: пусть успех сопутствует тем решительным женщинам, кто в современном мире, цена и ценность которого многим давно известны, все же имеет смелость иметь собственный взгляд на красоту жизни и искусства и с уверенностью продолжает быть «не как все».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: