Публикации на сайте |
Фестиваль Elektroanschlag проходит в Восточной Германии в небольшом городке под названием Альтенбург с 2001 года. На самом старте это была вечеринка с диджеями, к которой спустя пару лет стали добавляться живые выступления, что позже вылилось в двухдневный фестиваль с увесистым лайн-апом и дополнительным днем пре-пати. В этом году Альтенбург принял около двух десятков артистов электронного андеграунда преимущественно из Германии и других стран разной степени известности – в диапазоне от совершенно неожиданных аутсайдеров до состоявшихся хэдлайнеров по меркам все того же электронного подполья.
В силу не самого удобного расположения относительно крупных городов с аэропортами подавляющая часть посетителей Elektroanschlag – жители Германии, и только самые отпетые фанаты и просто любопытные, которых в итоге можно по пальцам пересчитать, прибывают послушать экспериментальную электронику, нойз и его производные в Альтенбург из других стран.
По аналогии с более крупным и статусным Maschinenfest основа лайн-апа формируется из артистов, чьи альбомы выходят на фактически образующих сегодняшнюю околошумовую сцену лейблах Tympanik, Hands, Audiotrauma и Ant-Zen, представители которых традиционно разворачивают торговлю своей продукцией на фестивальной площадке.
Обычно, когда путешествуешь на какой-то большой фестиваль, уже в аэропорте, автобусах и электричках замечаешь людей соответствующего внешнего вида и обращаешь внимание на знакомые логотипы на футболках случайных попутчиков еще задолго до прибытия на место. Однако Elektroanschlag настолько камерный, что даже когда мы, наконец, добрались до самого Альтенбурга, то чувствовали себя все так же одиноко, как и на протяжении всего пути, стоя на совершенно безлюдном перроне перед пустынным зданием вокзала и глядя вслед уходящему поезду. Город встретил нас разбитыми окнами, заколоченными дверьми зданий и неприветливыми звуками панк-хардкора из портативной колонки двух заросших щетиной маргиналов, которые заправлялись алкоголем в кустах на лавочке неподалеку от нашего отеля.
В вечерних сумерках Альтенбург производил впечатление безлюдного и немного мрачного города, но на следующий день после большой прогулки ощущения изменились в лучшую сторону. Здесь действительно очень мало людей – что, скорее, плюс, чем минус, много заброшенных строений, но старый город со стоящим на горе замком, городской парк и площадь вполне располагают для умиротворяющих прогулок. А запущенные улицы и оконные провалы в старых кирпичных стенах неплохо гармонируют с музыкой, которую мы приехали слушать.
Вопреки расхожему заблуждению, что в любой точке Германии можно свободно объясниться по-английски и тебя все поймут, даже пожилая немка на ресепшн в отеле после некоторого замешательства с подбором нужного слова, наморщив лоб и совсем уж отчаявшись закончить предложение, вдруг завершила фразу выудив из памяти русское «клютч». Когда-то русский язык местным жителям приходилось слышать гораздо чаще, чем теперь, причем не только в школе – долгое время под Альтенбургом стояла советская военная часть, следов пребывания которой сейчас вроде как почти не осталось.
Из достопримечательностей, помимо уже упомянутого замка и древней ратуши, город может похвастаться музеем игральных карт и музеем пивоварения. Последний тесно связан с фестивалем – так как находится на территории городской пивоварни, которая служит местом проведения Elektroanschlag последние семь лет.
День фестивальной пре-пати – четверг. И если сам фестиваль проходит в пивном месте, то разогревающая вечеринка – в винном. Формат мероприятия довольно забавный. Wein Depot – вытянутое помещение бывшего барака, вдоль стен стоят кожаные диваны и длинные столы, аккуратно укрытые белоснежными скатертями, горят свечи, на небольшой экран проецируется размытый космический видеоряд, в дальнем от входа углу за невысоким столом, на котором разложены электронные девайсы, незаметно меняют друг друга диджеи и музыканты Torn From Beyond, Aphexia и Paradroid – звучит в основном бесформенный дарк-эмбиентный гул с редкими ударами перкуссии. Люди в черном пьют вино из высоких бокалов, обнимаются, хлопают друг друга по плечам, смеются, тут и там раздаются радостные возгласы, что делает вечеринку похожей на встречу старых друзей или бывших одноклассников. Средний возраст присутствующих между тридцатью и сорока годами. Вход свободный. Фейсконтроль, который последнее время считается необходимым атрибутом модных индустриальных и техно-вечеринок в Москве, отсутствует.
Рекомендуемый организаторами отель Astor, несмотря на слегка завышенные для своего уровня цены, оправдал себя удобным расположением: две минуты пешком от вокзала, десять минут в одну сторону – фестивальная локация, десять минут в другую – пре-пати. В пятницу до этого тихая и, наверное, большую часть времени пустая гостиница оживает – и становится понятно, что почти все посетители и участники Elektroanschlag живут здесь.
Андеграундный статус мероприятия подчеркивается тем, что выступления проходят в прямом смысле в подполье, после входа в двери пивоварни нужно спуститься на несколько лестничных пролетов вниз, чтобы оказаться в темном помещении со сводчатыми невысокими потолками, каменными стенами и колоннами. Одно помещение занимает фестивальный маркет с дисками и мерчем – пожалуй, даже слишком крупный для события с пиковой посещаемостью в три сотни человек, бар и чилл-зона в виде накиданных на пол поддонов с набитым мягким покрытием. Второе – зал с небольшой сценой и двумя экранами по бокам.
Главное преимущество фестивалей вроде Elektroanschlag в том, что формат здесь очерчен весьма условно и в лайн-апе находится место для действительно редких и неожиданных артистов, поэтому мы старались ничего не пропустить.
Noire Antidote – молодой музыкант из Нидерландов с пока единственным релизом в каталоге французского лейбла Audiotrauma и тэгами experimental / witch house в профайле на Facebook представил доступную электронику со сбивающимся ритмом и эффектными заходами на территории нео-классики. Есть ощущение, что подобной музыки сейчас появляется много и скоро ее будет еще больше, однако это не отменяет того, что слушать Noire Antidote было интересно.
Jihad – возвращенный из небытия EBM-проект из Техаса уважаемый в узких кругах фанатов и коллекционеров жанра благодаря единственному альбому «A Prayer In The Night», который вышел двадцать лет назад. В лучах красного света по сцене вышагивал серьезного вида подтянутый мужчина в джинсах и футболке и со знанием дела обреченно хрипел в микрофон под тревожный бит и зловещий синтезаторный аккомпанемент. Нельзя сказать, что это выступление само по себе было ярким или каким-то особенным – но тот факт, что на сцене находится участник культового проекта из девяностых, и осознание, что на свете есть люди, для которых услышать Jihad живьем навсегда останется несбыточной мечтой, придавало происходящему некий сакральный смысл.
Французский музыкант, выступающий под вывеской The Eye of Time, разрывался между столом с электронными устройствами и клавиатурой, гитарой и виолончелью – на ходу комбинировал звуки и создавал в пространстве многоэтажные лабиринты из шорохов, скрипов и причудливых шумов, деформированных ритмов и рваного эха классической музыки.
Наверное, справедливо будет сказать, что по меркам непосвященных людей на Elektroanschlag звучит весьма странная и тяжелая для восприятия музыка. Тем интересней услышать здесь что-то, что покажется странным даже завсегдатаям такого анти-форматного фестиваля. И вот оно! На сцене начали свои манипуляции электронщик в футболке Wu-Tang Clan и максимально отстраненный вокалист в шароварах и шапочке – дуэт Antlers Mulm.
И очень скоро зал опустел почти наполовину. Неуверенное поведение на сцене, странный внешний вид и некоторая скованность музыкантов в комбинации со своеобразным звучанием поначалу вызывали смешанные эмоции – собственно, не удалось даже уловить тот момент, когда закончился саундчек и началось выступление. Однако уже через пару треков стало понятно, что со сцены звучит что-то не совсем обычное и как минимум интересное. Хаотичные шумы, щелчки, потрескивания задавали ритм для дрожащих синтезаторных партий и отрешенной мелодекламации. Невесомая потусторонняя музыка с налетом безобидного сумасшествия на пересечении эмбиента, минималистичного синти-попа, шумовой электроники и, наверное, пост-панка как-то совершенно незаметно заполнила собой все вокруг и даже внутри – так, что заставила забыть о том, что буквально только что я намеревался выйти, чтобы купить чего-нибудь попить в баре и подышать свежим воздухом, а в зале задержался на всякий случай, глянуть на пару песен для проформы. Между тем проект, который стал для меня неожиданным открытием, регулярно выпускает альбомы на протяжении уже пятнадцати лет. И уже только ради этого знакомства стоило оказаться в Альтенбурге.
Mourmansk150 – двое в масках на затянутой в камуфляжную сетку сцене выдавали мрачный power-electronics из сверхнизких вибраций и нечеловеческих воплей и запускали в зал игрушечные картонные самолетики. Один из главных артистов лейбла Tympanik Audio швейцарец Stendeck добавил вечеру легкости и красоты своим фирменным миксом из IDM и modern classical и сорвал аплодисменты обязательным хитом «Tonight is Forever». Качественно, но без сюрпризов, грянули индустриальным техно The Negativity Bias и безусловный хэдлайнер Monolith.
Утром субботы на завтраке в гостинице не наблюдается никого, кто не имел бы отношения к фестивалю, здесь и те, кто вчера отплясывал в зале, и те, кто жал кнопки и крутил ручки на сцене. Днем многие отправляются бродить по городу, который остался таким же пустынным, несмотря на выходной день. Программу второго дня открыли Chaos Cascade, которые для описания своей музыки используют максимальный набор из доступных тэгов – grind / death / black / hate / industrial / noise / power electronics – и звучат соответствующе. Греческий проект Conjecture из обоймы немецкого лейбла Raumklang Music движется в направлении атмосферного industrial / IDM с хрупкими фонами, симфоническим размахом и спотыкающимися деформированными ритмами.
Берлинский артист Anemone Tube готовился обстоятельно: водрузил на стол ноутбук и синты, зажженные свечи и чашу с дымящимися благовониями. Вместе с едким дымом по залу заструился вязкий дарк-эмбиент. Время от времени музыкант брал в руки колокольчик или какой-то духовой инструмент и на ходу вплетал их звуки в застывшую на одной ноте заунывную вибрацию. Следом на сцену вышла первая полноценная группа с гитарами и барабанами – Kokomo. Это был хотя и неплохой, но в целом очень уж среднестатистический пост-рок.
Публика Elektroanschlag делится на несколько категорий: кто-то танцует, кто-то стоит в стороне и серьезно смотрит на сцену, некоторые не выпускают из рук стакан с пивом и проводят большую часть времени в курилке за светской болтовней. Отдельным пунктом проходят совсем нетипичные для нойзовых мероприятий ребята, которых мне уже приходилось видеть ранее на Maschinenfest. Несколько человек находятся в состоянии постоянного флэшмоба и почти всегда занимают места в первых рядах у самой сцены – там, где они находятся, над толпой летают то подсвеченные изнутри воздушные шарики, то разлетаются стаи мыльных пузырей, то вдруг у всех в руках оказываются светящиеся палочки. Еще одна фишка – рисовать мелом на полу всякие позитивные шутки вроде единорогов или круга, в котором нужно кого-нибудь обнять. Для тех, кто воспринимает все слишком серьезно, это может показаться чем-то неуместным, но, когда под звуки грохочущего ритмик-нойза над головами людей вдруг взлетает в воздух игрушечный единорог или мыльные пузыри, становится сложно удержаться от улыбки.
Если даже вы уже слышали немцев Beinhaus в записи и не были впечатлены, забудьте об этом и все равно идите смотреть на них живьем при первой же возможности! Для тех, кто родился не в то время и не в том месте – кто сожалеет, что лучшие дни индустриальной музыки остались где-то в начале восьмидесятых вместе с первыми концертами Einstürzende Neubauten в берлинских сквотах, существуют Beinhaus. Похоже, что это тот самый industrial, каким он был на заре становления – яростный, разрушительный, не знающий компромиссов! Ну или очень близко к этому. Три с виду совершенно безумных мокрых от пота по пояс голых немолодых человека на сцене и не менее сумасшедшая музыка, которая создается при помощи электронных эффектов, собранной из мусора ударной установки, скрежета болгарки по железным листам, разрубания топором кирпичей и других действий с металлоломом и строительным инвентарем. Ближе к концу выступления часть инструментов оказывается в руках у первых рядов, а в середине зала по полу катается выброшенная со сцены металлическая бочка, по которой все от души колотят ногами, извлекая адский грохот. Со сцены обрушивается тяжелый поток настолько незамутненной энергии, что, когда видишь это впервые, становится немного страшно – потому что совершенно непонятно, насколько далеко все может зайти. Кажется, что все выступление балансирует на грани, когда ситуация может полностью выйти из-под контроля. Напоследок от души разгромив сцену музыканты удаляются с чувством выполненного долга, а я выхожу из зала оглушенный с ощущением только что пережитого катарсиса и обрывочными мыслями о том, что мой мир теперь никогда не станет прежним.
Испанские ветераны индустриальной сцены Esplendor Geometrico отыграли грохочущий и лязгающий металлом техно-сет. Артуро Ланц метался по самому краю низкой сцены и буквально гипнотизировал своим пронзительным взглядом танцующую в полуметре от него толпу. Завершить фестивальную программу выпало самым частым гостям Elektroanschlag – Heimstatt Yipotash, которые выступают здесь чуть ли не каждый год. Вместе с участниками проекта на сцене появился баннер c надписью finally altenburged, в зал была передана бутылка крепкого алкоголя и упаковка пластиковых шотов, заработала ритмик-нойз-машина – в выживших на танцполе полетели наслоенные друг на друга расщепленные биты, шумы радиопомех и сэмплы речей политиков. Сил на after-party с ди-джеями уже не остается, нужно возвращаться в отель и паковать в чемодан купленные диски и футболки.
О том, что такое настоящий андеграунд и насколько это растяжимое понятие, где заканчивается эксперимент и начинается тренд и есть ли жизнь на современной индустриальной сцене или мы наблюдаем ее затянувшуюся агонию, можно спорить до бесконечности. Elektroanschlag – не претендует на звание лучшего фестиваля в мире, но вполне может помочь в поиске ответов на эти вопросы. Без лишнего ажиотажа, километровой очереди на вход и фэйсконтроля.
Похожие материалы:
NAPALM DEATH анонсировали новый альбом «Throes of Joy in the Jaws of Defeatism», который выйдет 18 сентября на лейбле «Century Media Records». До официального старта Wacken Open Air еще двое суток, но уже на пересадке в аэропорту Осло нам то и дело встречаются группы людей в фестивальных футболках и мерче метал-групп. В итоге наш самолет оказывается почти наполовину заполнен посетителями фестиваля. Спустя пару часов мы сливаемся с такими же пассажирами других рейсов на выдаче багажа в Гамбурге. Следующая ключевая точка – гамбургский вокзал, где как обычно царит многолюдная суета. И здесь из толпы выделяются люди с рюкзаками и палатками с характерной внешностью. После внимательного изучения расписания мы попадаем на нужную платформу, которая постепенно заполняется металхэдами. Около часа пути поездом, и мы на месте. Толпа вываливает на платформу Итцехо – это ближайший к Вакену относительно крупный населенный пункт и железнодорожная станция. Времена сейчас такие, что, похоже, куда проще купить уже раскрученный бренд, чем придумывать что-то с нуля. И здесь как на базаре: одни продают, пока не протухло, а другие покупают, пока не протухло. Так случилось и с одним из самых успешных европейских рок-метал-фестивалей Sweden Rock, акции которого года три назад приобрело крупнейшее в мире эвент-агентство Live Nation. Было обещано, что на внутренней политике фестиваля это никак не отразится. Хотя кое-какие изменения всё же произошли. В частности, хедлайнерами прошлого года стали артисты Live Nation – Iron Maiden – прежде устроители Sweden Rock старались не замахиваться на стадионных гигантов типа Maiden или Metallica, чтобы в день их выступления не случилось излишнего скопления народа. Но, как бы оно ни было, если не вдаваться в нюансы, кардинальных перемен пока действительно не наблюдалось, и в целом SRF продолжает подкупать своих посетителей стабильностью, а те, в свою очередь, стабильно собираются в первые выходные июня в шведской провинции Норье: в этом году был традиционный аншлаг, и ежедневно фестивальное поле посещало около сорок тысяч человек. На ежегодном конкурсе Евровидение Исландию будет представлять индустриальный арт-проект HATARI!
|