Rock Oracle - MASCHINENFEST 2014
Публикации на сайте

noise festival turbinenhalle oberhausen

Maschinenfest – уникальное событие, кажется, это единственный фестиваль, где в течение трех дней для внушительного количества людей в масштабе крупного рейва звучит самая некоммерческая электронная музыка. Уже пятый год в немецком городе Оберхаузен на площадке «Turbinenhall» в бывшем фабричном помещении собирается около тысячи человек со всего мира, чтобы насладиться звуками проектов-подопечных лейблов «Hands», «Ant-Zen», «Ad Noisem» и некоторых других значков, которые специализируются на издании различных индустриальных поджанров от нойза и андеграундного техно до трайбл-индастриала и эмбиента. На самом деле, всех этих исполнителей, скорее всего, можно объединить по одному признаку – это разнообразная индустриальная электроника, которая не вписалась ни в один из популярных сегодня на этой сцене трендов и не может быть представлена в большом объеме ни на одном из действующих сегодня фестивалей. Мы подумали, что это может быть интересно и решили отправиться в Оберхаузен, чтобы увидеть Maschinenfest своими глазами и, например, разобраться с тем – какие люди и для чего слушают то, что многим другим кажется не более чем шумом? – и поделиться своими наблюдениями и мыслями об увиденном и услышанном.

Вообще, Maschinenfest действует с 1999 года, несколько раз фестиваль менял место проведения и однажды даже чуть не был закрыт аккурат после десятилетнего юбилея в 2008 с какой-то туманной формулировкой «в  связи с потерей интереса со стороны организатора, но не по финансовым причинам». Тем не менее, этого не случилось, и фестиваль по-прежнему проходит в октябре каждого года. В 2010 году  Maschinenfest переместился в Оберхаузен – место, которое как нельзя более соответствует его духу и названию.

industrial museum

Оберхаузен – небольшой немецкий городок, расположенный неподалеку от Дюссельдорфа, известен миру разве что как место жительства осьминога-предсказателя Пауля, да старейшим ежегодным фестивалем короткометражных фильмов, который проходит там с 1954 года. Кроме того, это еще и бывший индустриальный центр, благодаря чему, сам город служит большой декорацией для проходящего фестиваля. Только сойдя с электрички буквально упираешься во вход в большой Индустриальный музей, расположенный в бывших цехах какого-то завода. Где-то здесь же находятся закрытые угольные шахты, за невысокими домами возвышается видный из многих точек громадный газгольдер. Концертная площадка Turbinenhalle, которая сама по себе бывшая фабрика, располагается в ста метрах от железной дороги – выходя из клуба проветриться или, наоборот, покурить, можно наблюдать катящий на малой скорости бесконечный товарняк, так что даже за пределами танцпола царит особенная и созвучная фестивалю атмосфера.

oberhausen

Каждая из групп фестиваля в отдельности вряд ли способна собрать на свой сольный концерт больше трех сотен человек (по самым смелым прикидкам), а некоторые, наверное, и до сотни дотянут с трудом. Зато здесь все они выступают на огромной сцене с почти стадионным светом и идеально отстроенным звуком перед тысячей заинтересованных слушателей, специально съехавшихся на событие со всех концов света. И в этом главная прелесть  Maschinenfest – только здесь можно услышать такую музыку в таком качестве, в каком она в принципе и должна звучать вживую.

maschinenfest stage

Сцена находчиво оформлена деревянными поддонами, на которые выводятся световые проекции. Атмосфера напоминает клубный рейв с поправкой на индустриальную эстетику, например, при довольно богатом световом оформлении места для кибер-дэнсеров или гоу-гоу на сцене и прочей мишуры здесь не было и нет. Публика по большей части очень интеллигентна, почти трезва и крайне адекватна. Случайных людей практически нет, в зале скорее встретишь человека в футболке Darkthrone или Neurosis, чем в мерче какой-нибудь синти-поп- или дарк-электро-группы. Хотя большая часть посетителей одета просто в черные кофты с логотипами издающих лейблов «Hands» и «Ant-Zen». Подтянутые молодые и не очень люди с полностью выбритыми головами или затылками, реже с дредами, ирокезами и длинными волосами, стильные девушки с пирсингом и без, в меньшинстве – готы и кибер-готы. Есть откровенные фрики, без которых любой фестиваль не фестиваль. В этот раз на танцполе можно было, например, встретить человека, на котором был надет серебристый костюм и такого же цвета огромная голова кота. 

maschinenfest stage

Выступления проходят в зале на пару тысяч человек, работают два бара и кафе со скромным ассортиментом. В просторном фойе раскинулся фестивальный маркет с продукцией от тематических лейблов, в этом же помещении параллельно с концертом нон-стопом идут диджей-сеты – здесь можно услышать самые непредсказуемые треки от совершенно полоумного нойза или техно до композиций группы Death или «God Save the Queen» Sex Pistols, люди танцуют в проходе между столами с мерчем, а когда концертный зал закрывается и начинается after-party, по фестивальной традиции самые отпетые танцоры выплясывают, забравшись на столы.

hans label merch and cds

Заставить себя прослушать всех выступающих (около трех десятков) артистов даже при всем желании невозможно. Составить о каждом свое мнение тем более. Однако можно попробовать сказать по паре слов о некоторых участниках фестиваля.

В первый день Saturmzlide порадовали атмосферным и ритмичным спейс-нойзом. Detritus отыграл привычно красивый меланхоличный сет, в котором смешались элементы классической музыки, электронные эффекты и рассыпчатый звонкий ритм. Французский проект Chrysalide – что-то вроде электронной версии скримо, с отрывистой дробной электроникой и тремя поочередно и вместе кричащими вокалистами – по структуре практически эмо-кор, записанный без участия гитар. Музыка не настолько прямолинейная, как большая часть  сегодняшнего дарк-электро, но вполне доступная и для более широких масс, чем аудитория Maschinenfest. Это имя, скорее всего, скоро можно будет увидеть на афишах более крупных фестивалей темной сцены.

chrysalide

Дэниель Майер в сопровождении вокалистки со своим проектом Architect колдовал над электронными устройствами, упоенно колотил в барабаны и творил на сцене что-то невероятно красивое и завораживающее. Легенды бельгийской электронной сцены Sonar обрушились на зал всей многотонной тяжестью беспримесного индастриала, который звучал как слегка упорядоченный и загнанный в музыкальный размер фабричный шум.

music electronic devices

Во второй день мы были слегка озадачены, когда увидели автомобильную пробку у въезда на парковку клуба. Вскоре ажиотаж нашел свое объяснение, увидев на стеклах нескольких автомобилей стикеры с логотипом ASP, мы обошли площадку с другой стороны и увидели вход в еще один клуб. Да, такое может быть только в Германии – буквально в том же здании через стенку при полном аншлаге выступали ASP.

asp

Тем временем со сцены Maschinenfest проект Mono-Amine из Нидерландов не без успеха раскачивал зал смесью индустриального хардкора и нойза. Его сменил немецкий эмбиентный проект Inade, который впечатлил концептуальным видеорядом на огромном экране.

inade

Танцевальную эстафету принял Nullvektor. На фоне прочего Nullvektor выглядит почти коммерчески ориентированным проектом, в его музыке можно расслышать мелодии, а всякие расщепленные звуки и трещащие шумы звучат у него как-то по-особенному нежно и аккуратно, как будто они и сами знают о том, что выглядят не очень-то, но стараются вести себя хорошо, чтобы вам понравиться. Хотя, несмотря на этот момент, живой сет Nullvektor все равно превратился в неистовую техно-мясорубку.       

nullvektor at maschinenfest

Позже настоящий фурор в зале произвели французы NAO, которые разбавили электронно-механическую программу фестиваля живым звуком. Музыка группы представляет собой что-то вроде God is an Astronaut с выраженным акцентом на синтезаторное звучание.

Через два часа после полуночи на сцену вышел босс лейбла «Hands Production» Удо Вайсманн со своим проектом Winterkalte. Конфликтующие между собой звуки, рев и скрежет плотной стеной нависли над залом, стена эта колыхалась, пульсировала, трепетала, грозила обрушиться, распасться на части и похоронить под своими обломками всех присутствующих. Звук не только оглушал, но, кажется, проникал в тело и рвал грудную клетку изнутри. И если это был просто шум, то что же тогда настоящая музыка?   

Sylvgheist Maelström    

День третий. Перед огромным экраном, на который проецируются кадры хроники Чернобыльской аварии и других техногенных и природных катастроф, трудятся французы Sylvgheist Maelström. Индустриальный эмбиент с нарастающей тревожной полиритмией и густой обволакивающей атмосферой, одновременно завораживающей и пугающей. Народу слегка поубавилось – воскресенье. Есть ощущение, что лайн-ап последнего дня намерено разбавлен более спокойной музыкой. Темный эмбиент исполняют Thee Secrete Society, облаченные в белые костюмы и маски на фоне экрана с оккультными символами.

Thee Secrete Society

Zero Degree наполняет танцпол положительными вибрациями – неменяющийся во время всего сета темп, мягкая ритмическая основа, несмолкающая прямая бочка, звуки космоса, этнические вставки, неявные ассоциации с творчеством Клауса Шульце, и – поначалу застывший танцпол через несколько минут превращается в размеренно колышущееся из стороны в сторону желе, хочется закрыть глаза…

Ambassador 21
– кажется, единственная группа постсоветского пространства, которой удалось добиться значительных успехов в своем жанре за пределами родины. Что говорить, приятно слышать со сцены русскую речь и видеть стоящий на ушах зал, который эту речь не понимает. Подача, энергетика и вообще стиль выступления Ambassador 21 больше всего напоминает Atari Teenage Riot. Пулеметные очереди электронных битов, гитары, крикливые вокалы и постоянное движение на сцене.

ambassador 21

Бельгийский проект Empusae обзавелся живыми инструментами, разросся до четырех человек и продолжил движение в сторону бесформенного эмбиента. Осталось ощущение, что с технической точки безупречное выступление, за которым интересно наблюдать с близкого расстояния, было слегка провалено из-за отсутствия ритмичных структурированных треков.

empusae

Хэдлайнер последнего дня Monolith представил невероятно ритмичный и оглушающий танцевальный сет. Со стороны это наиболее походило на рейв – зал зашатало с максимальной амплитудой, над толпой, переходя из рук в руки, парил принесенный кем-то из публики огромный воздушный шар ярко-зеленого цвета. Прямолинейная и понятная, как надвигающийся прямо на тебя огромный размахивающий ковшом экскаватор, размеренная электронная ebm-долбежка; сделанная, кажется, всем назло и против всех музыкальных правил, но все-таки музыка, в которой все время что-то происходит: обваливается, ухает, шипит или скрежещет. Квинтэссенция электронного индастриала, в котором однажды растворилось техно. Циклично, настойчиво и напролом – то ли танцевальный ритм, то ли звуки работающей машины, то ли рвущаяся наружу агрессивная сущность, то ли лишь грубая оболочка под которой спрятано что-то очень хрупкое и беззащитное. Бывший заводской цех, механический грохот, зеленый воздушный шар над танцующей толпой людей в черном, за кирпичными стенами вокруг – город Оберхаузен с газгольдером и железной дорогой и вся планета Земля – мир, отгородиться от всех ужасов которого нам часто помогают только стены шума в наших наушниках. Да будет шум!

maschinenfest

Maschinenfest, конечно, интересен не только как явление, но и как сугубо музыкальное событие, где выступают артисты, которых вряд ли часто увидишь где-то еще. Тут представлен хороший срез электронно-индустриального подполья, за которым, безусловно, интересно наблюдать. Это отдельный мир со своими тенденциями и путями развития, в котором по-прежнему уделяется должное внимание поиску новых звуков и форм, но также и не забывают о традициях. Участники и все сопричастные организации Maschinenfest часто используют в отношении фестиваля слово family. Это действительно очень узкий круг – одновременно и сборище аутсайдеров и передний край современного электронного андеграунда. Здесь осталось место для настоящей страсти, а клише не вытеснили из творчества эксперимент. И стоит ли говорить, что, несмотря на, на первый взгляд, агрессивную музыку, аудитория фестиваля – это исключительно симпатичные, спокойные и уравновешенные люди. Очень хочется, чтобы огонь в этой печи не угасал. А стоит ли посещать это событие лично вам, решайте сами! Мы же планируем этот опыт повторить.

Maschinenfest 2015 на Facebook: https://www.facebook.com/events/856999764332599/

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

wacken_welcome_metalheads_banner

Как обычно, стоит оговориться, что в этом отчете вы не найдете детального описания выступления каждой группы, разборов трек-листов или какой-то глубокой музыкальной аналитики. Это просто собранный в одном тексте набор субъективных впечатлений, мыслей и наблюдений, которые я привожу с собой из таких поездок. Что-то вроде дневника. К тому же, в этот раз я сознательно решил проигнорировать выступления большинства хэдлайнеров, по большей части отдав предпочтение артистам поменьше – но тем, чьи выступления, я ранее не видел, а некоторых даже и не слышал. Поэтому, если вы хотите узнать о том, как и что в этом году сыграли Scorpions, Korn, Blind Guardian, Accept или другие группы из первых строчек афиши Wacken Open Air 2024, то поищите отчеты моих коллег на других сайтах. Итак, поехали!       

wacken open air 2023

С тех пор как мир лишился привычной стабильности в 2020, ежегодные путешествия на зарубежные музыкальные фестивали перестали быть чем-то обыденным. Два года пандемии, переносы дат, время тотальной неопределенности, долгожданное возвращение к концертной жизни в Европе и практически полное прекращение этой жизни в России плюс другие отягчающие обстоятельства, которые привели к существенному подорожанию и усложнению путешествий за пределы нашей страны. 2023 год не принес в этом смысле никаких улучшений – логистика  стала еще более затруднительной и затратной, однако получить визу и совершить такое путешествие по-прежнему возможно, если, конечно, позволяют средства!

udo sweden rock festival 2023

В этом году Sweden Rock Festival перенял эстафету у фестиваля итальянского хард-АОР-лейбла Frontiers Records Showcase, который до 2019 года проходил в Стокгольме: весомая – и довольно интересная! – часть программы SRF-2023 была составлена словно по заявкам любителей «фронтиеровских» релизов. Качественного шведского харда на SRF-2023 было в избытке: H.E.A.T, Crowne, Perfect Plan, Dynazty – любо-дорого смотреть и слушать, все сливки современного скандинавского хард-рока выступили в эти жаркие дни на юге Швеции.



Speed Metal Swirl – известный в металлическом андеграунде символ, который можно встретить в оформлении метал-альбомов, а также на худи, футболках, патчах, значках и даже в виде татуировок у посетителей концертов, да и у самих музыкантов (самый известный обладатель такого тату – норвежский метал-гик Фенриз из Darkthrone). Но многим ли известна история этого культового лого?

wacken open air 2022

Белорусский вокзал, скоростной поезд Москва – Минск, пересадка на автобус Минск – Вильнюс, рекордно быстрое по нынешним меркам прохождение границы. Ночевка в Вильнюсе, перелет до Эйндховена, Club Mate и сэндвичи в хипстерском кафе под названием «Lucifer», FlixBus до Дюссельдорфа, электричка до Кельна. Фестиваль Amphi, после заезд к друзьям в Нидерланды. И, наконец, снова FlixBus до гамбургского вокзала.

Мы едем с большим запасом по времени, чтобы по традиции провести еще пару дней в уютном городке Глюкштадт, который успел полюбиться по предыдущим поездкам на Wacken. Два года без путешествий за пределы страны и туманное будущее, которое не обещает позитивных сдвигов в этом вопросе, заставляют выжать из этой поездки все. Кто знает, что ждет нас в следующем году?

wacken bullhead xxx

До официального старта Wacken Open Air еще двое  суток, но уже на пересадке в аэропорту Осло нам то и дело встречаются группы людей в фестивальных футболках и мерче метал-групп. В итоге наш самолет оказывается почти наполовину заполнен посетителями фестиваля. Спустя пару часов мы сливаемся с такими же пассажирами других рейсов на выдаче багажа в Гамбурге. Следующая ключевая точка – гамбургский вокзал, где как обычно царит многолюдная суета. И здесь из толпы выделяются люди с рюкзаками и палатками с характерной внешностью. После внимательного изучения расписания мы попадаем на нужную платформу, которая постепенно заполняется металхэдами. Около часа пути поездом, и мы на месте. Толпа вываливает на платформу Итцехо – это ближайший к Вакену относительно крупный населенный  пункт и железнодорожная станция.

sweden rock 2019

Времена сейчас такие, что, похоже, куда проще купить уже раскрученный бренд, чем придумывать что-то с нуля. И здесь как на базаре: одни продают, пока не протухло, а другие покупают, пока не протухло. Так случилось и с одним из самых успешных европейских рок-метал-фестивалей Sweden Rock, акции которого года три назад приобрело крупнейшее в мире эвент-агентство Live Nation. Было обещано, что на внутренней политике фестиваля это никак не отразится. Хотя кое-какие изменения всё же произошли. В частности, хедлайнерами прошлого года стали артисты Live Nation – Iron Maiden – прежде устроители Sweden Rock старались не замахиваться на стадионных гигантов типа Maiden или Metallica, чтобы в день их выступления не случилось излишнего скопления народа. Но, как бы оно ни было, если не вдаваться в нюансы, кардинальных перемен пока действительно не наблюдалось, и в целом SRF продолжает подкупать своих посетителей стабильностью, а те, в свою очередь, стабильно собираются в первые выходные июня в шведской провинции Норье: в этом году был традиционный аншлаг, и ежедневно фестивальное поле посещало около сорок тысяч человек.

medieval festival

Вы ощущаете, что живете не в свое время. Хотели бы совершить путешествие в прошлое. Перевоплотиться, пофантазировать, прикинуть на себя иной костюмчик. Пожить другой жизнью или понаблюдать, как ее проживают другие. Или вам просто забавно побыть зевакой в толпе причудливого люда. Тогда вам сюда. Добро пожаловать в средневековье.

wacken open air 2018 behemoth

Это, конечно, маловероятно, но если вдруг вы ничего не знаете о самом крупном в мире фестивале тяжелой музыки, а судьба каким-то странным образом занесет вас в немецкий поселок Вакен, скажем, чуть раньше середины июля, то вы станете свидетелем примерно такой картины. Ничего примечательного – сонное спокойствие, почти всегда пустынные улицы, мычание коров и тихая деревенская жизнь, которая обычно полностью затихает еще до наступления темноты – еще один богом забытый уголок, где из ежедневных развлечений всего-то и есть что единственный не всегда работающий бар и кофейня, а еще открытый бассейн, куда в жаркое время года по выходным съезжаются жители всех близлежащих деревень, чтобы поваляться в шезлонгах и попрыгать с вышки в воду. Но в один прекрасный день в этой тихой жизни начнутся стремительные изменения.

sweden rock festival 2018

C каждым новым посещением фестиваль Sweden Rock все больше начинает напоминать домашние тапочки, к которым привыкаешь, и без которых начинаешь испытывать дискомфорт. Особенно когда осознаешь, что уже десятый год подряд редакция RockOracle посещает это культурно-массовое мероприятие. Впервые высадившись в  Норье в 2008 году, мы осторожно шаг за шагом прощупывали территорию, опасаясь заблудиться или пройти мимо чего-то крайне важного. Теперь можно сказать, что каждый из нас знает фестиваль не хуже своей собственной квартиры, тем более, что за десять лет здесь произошли лишь косметические преобразования. Но, в конце концов, мы и дома периодически делаем перестановку мебели и смену занавесок.

2017-09-07 - Wacken Open Air 2017
2017-07-06 - Sweden Rock Festival 7 – 10 Июня 2017
2017-05-12 - Фестиваль ELEKTROANSCHLAG 2017: шумные дни в старом городе
2016-09-30 - Отчет о поездке на фестиваль Wacken 2016
2016-07-06 - Sweden Rock Festival 2016
2015-08-16 - Отчет о поездке на фестиваль Wacken 2015: Rain and Shine!
2015-08-12 - Mission Impossible: Moscow – Wacken 1997
2015-08-02 - SWEDEN ROCK FESTIVAL - 2015
2015-06-10 - Wave Gotik Treffen 2015 – праздник своими руками
2015-03-06 - Qntal VII: к новому времени. Концерт в Берлине 11.02.2015
2014-07-30 - SWEDEN ROCK FESTIVAL 2014
2014-06-26 - Отмены концертов и чемпионы по метанию яиц.
2014-02-27 - МУЗЫКА КАК ПЫТКА
2013-12-23 - ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
2011-01-09 - DARK AMBIENT: SPK, LUSTMORD, RAISON d’ETRE, DEUTSCH NEPAL [ЗВУК ИЗ ИНЫХ МИРОВ]
2011-01-09 - ДИТА ФОН ТИЗ
2011-01-09 - История колдовства в Европе.
2010-01-11 - NEUE DEUTSCHE HARTE
2010-01-11 - ПОСТ-АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ: туризм в Припяти
2009-10-24 - Невероятные приключения русских в Германии Специальный отчет Михаэля Драу о поездке и выступлении группы Otto Dix на фестивале «Wave Gothic Treffen — 2009». Часть II
2009-08-06 - FUTUREPOP: МУЗЫКА БУДУЩЕГО ИЛИ СТИЛЬ КОТОРОГО НЕТ?
2009-08-06 - Невероятные приключения русских в Германии Специальный отчет Михаэля Драу о поездке и выступлении группы Otto Dix на фестивале «Wave Gothic Treffen — 2009». Часть I
2009-06-24 - DARK ELECTRO часть II
2009-04-26 - DARK ELECTRO: обзор жанра, часть 1
2008-04-07 - Америка, о которой вы ничего не знаете (underground travel guide)
2008-02-27 - БРИТАНСКИЙ METAL-INDUSTRIAL: СТИЛЬ В СЕБЕ
2007-10-24 - ...AND FETISH FOR ALL
2007-04-06 - ЭД ВУД: САМЫЙ УЖАСНЫЙ РЕЖИССЕР
2006-12-06 - Electro Body Music
2006-12-06 - ОККУЛЬТНАЯ ИДЕОЛОГИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ
2006-10-07 - NOISE: NON, Merzbow, Converter
2006-10-07 - ПОСТПАНК: взялись танцевать с Дьяволом — держитесь до конца песни!
2006-10-07 - Оргиастические культы древности
2006-08-31 - DEATH ROCK: рок-н-ролл на краю могилы
2006-08-31 - ЭЛИЗАБЕТ БАТОРИ
2006-06-29 - СЛОВО И ОБРАЗ ХАОСА: традиция «сверхъестественного ужаса» в современном искусстве
2006-04-08 - INDUSTRIAL [Зарождения стиля]
2006-04-08 - История колдовства в Европе. (часть II)
2005-10-27 - APOCALYPTIC FOLK: CURRENT 93, DEATH IN JUNE, SOL INVICTUS.
2005-09-11 - ЖИЛЬ ДЕ РЭ
2005-09-11 - ГОТИЧЕСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: