Rock Oracle - MASCHINENFEST 2014

ROCK ORACLE №3/4 2013


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Баннер
Публикации на сайте

noise festival turbinenhalle oberhausen

Maschinenfest – уникальное событие, кажется, это единственный фестиваль, где в течение трех дней для внушительного количества людей в масштабе крупного рейва звучит самая некоммерческая электронная музыка. Уже пятый год в немецком городе Оберхаузен на площадке «Turbinenhall» в бывшем фабричном помещении собирается около тысячи человек со всего мира, чтоб насладиться звуками проектов-подопечных лейблов «Hands», «Ant-Zen», «Ad Noisem» и некоторых других значков, которые специализируются на издании различных индустриальных поджанров от нойза и андеграндного техно до трайбл-индастриала и эмбиента. На самом деле, всех этих исполнителей, скорее всего, можно объединить по одному признаку – это разнообразная индустриальная электроника, которая не вписалась ни в один из популярных сегодня на этой сцене трендов и не может быть представлена в большом объеме ни на одном из действующих сегодня фестивалей. Мы подумали, что это может быть интересно и решили отправиться в Оберхаузен, чтобы увидеть Maschinenfest своими глазами и, например, разобраться с тем – какие люди и для чего слушают то, что многим другим кажется не более чем шумом? – и поделиться своими наблюдениями и мыслями об увиденном и услышанном.

Вообще, Maschinenfest действует с 1999 года, несколько раз фестиваль менял место проведения и однажды даже чуть не был закрыт аккурат после десятилетнего юбилея в 2008 с какой-то туманной формулировкой «в  связи с потерей интереса со стороны организатора, но не по финансовым причинам». Тем не менее, этого не случилось, и фестиваль по-прежнему проходит в октябре каждого года. В 2010 году  Maschinenfest переместился в Оберхаузен – место, которое как нельзя более соответствует его духу и названию.

industrial museum

Оберхаузен – небольшой немецкий городок, расположенный неподалеку от Дюссельдорфа, известен миру разве что как место жительства осьминога-предсказателя Пауля, да старейшим ежегодным фестивалем короткометражных фильмов, который проходит там с 1954 года. Кроме того, это еще и бывший индустриальный центр, благодаря чему, сам город служит большой декорацией для проходящего фестиваля. Только сойдя с электрички буквально упираешься во вход в большой Индустриальный музей, расположенный в бывших цехах какого-то завода. Где-то здесь же находятся закрытые угольные шахты, за невысокими домами возвышается видный из многих точек громадный газгольдер. Концертная площадка Turbinenhalle, которая сама по себе бывшая фабрика, располагается в ста метрах от железной дороги – выходя из клуба проветриться или, наоборот, покурить, можно наблюдать катящий на малой скорости бесконечный товарняк, так что даже за пределами танцпола царит особенная и созвучная фестивалю атмосфера.

oberhausen

Каждая из групп фестиваля в отдельности вряд ли способна собрать на свой сольный концерт больше трех сотен человек (по самым смелым прикидкам), а некоторые, наверное, и до сотни дотянут с трудом. Зато здесь все они выступают на огромной сцене с почти стадионным светом и идеально отстроенным звуком перед тысячей заинтересованных слушателей, специально съехавшихся на событие со всех концов света. И в этом главная прелесть  Maschinenfest – только здесь можно услышать такую музыку в таком качестве, в каком она в принципе и должна звучать вживую.

maschinenfest stage

Сцена находчиво оформлена деревянными поддонами, на которые выводятся световые проекции. Атмосфера напоминает клубный рейв с поправкой на индустриальную эстетику, например, при довольно богатом световом оформлении места для кибер-дэнсеров или гоу-гоу на сцене и прочей мишуры здесь не было и нет. Публика по большей части очень интеллигентна, почти трезва и крайне адекватна. Случайных людей практически нет, в зале скорее встретишь человека в футболке Darkthrone или Neurosis, чем в мерче какой-нибудь синти-поп- или дарк-электро-группы. Хотя большая часть посетителей одета просто в черные кофты с логотипами издающих лейблов «Hands» и «Ant-Zen». Подтянутые молодые и не очень люди с полностью выбритыми головами или затылками, реже с дредами, ирокезами и длинными волосами, стильные девушки с пирсингом и без, в меньшинстве – готы и кибер-готы. Есть откровенные фрики, без которых любой фестиваль не фестиваль. В этот раз на танцполе можно было, например, встретить человека, на котором был надет серебристый костюм и такого же цвета огромная голова кота. 

maschinenfest stage

Выступления проходят в зале на пару тысяч человек, работают два бара и кафе со скромным ассортиментом. В просторном фойе раскинулся фестивальный маркет с продукцией от тематических лейблов, в этом же помещении параллельно с концертом нон-стопом идут диджей-сеты – здесь можно услышать самые непредсказуемые треки от совершенно полоумного нойза или техно до композиций группы Death или «God Save the Queen» Sex Pistols, люди танцуют в проходе между столами с мерчем, а когда концертный зал закрывается и начинается after-party, по фестивальной традиции самые отпетые танцоры выплясывают, забравшись на столы.

hans label merch and cds

Заставить себя прослушать всех выступающих (около трех десятков) артистов даже при всем желании невозможно. Составить о каждом свое мнение тем более. Однако можно попробовать сказать по паре слов о некоторых участниках фестиваля.

В первый день Saturmzlide порадовали атмосферным и ритмичным спейс-нойзом. Detritus отыграл привычно красивый меланхоличный сет, в котором смешались элементы классической музыки, электронные эффекты и рассыпчатый звонкий ритм. Французский проект Chrysalide – что-то вроде электронной версии скримо, с отрывистой дробной электроникой и тремя поочередно и вместе кричащими вокалистами – по структуре практически эмо-кор, записанный без участия гитар. Музыка не настолько прямолинейная, как большая часть  сегодняшнего дарк-электро, но вполне доступная и для более широких масс, чем аудитория Maschinenfest. Это имя, скорее всего, скоро можно будет увидеть на афишах более крупных фестивалей темной сцены.

chrysalide

Дэниель Майер в сопровождении вокалистки со своим проектом Architect колдовал над электронными устройствами, упоенно колотил в барабаны и творил на сцене что-то невероятно красивое и завораживающее. Легенды бельгийской электронной сцены Sonar обрушились на зал всей многотонной тяжестью беспримесного индастриала, который звучал как слегка упорядоченный и загнанный в музыкальный размер фабричный шум.

music electronic devices

Во второй день мы были слегка озадачены, когда увидели автомобильную пробку у въезда на парковку клуба. Вскоре ажиотаж нашел свое объяснение, увидев на стеклах нескольких автомобилей стикеры с логотипом ASP, мы обошли площадку с другой стороны и увидели вход в еще один клуб. Да, такое может быть только в Германии – буквально в том же здании через стенку при полном аншлаге выступали ASP.

asp

Тем временем со сцены Maschinenfest проект Mono-Amine из Нидерландов не без успеха раскачивал зал смесью индустриального хардкора и нойза. Его сменил немецкий эмбиентный проект Inade, который впечатлил концептуальным видеорядом на огромном экране.

inade

Танцевальную эстафету принял Nullvektor. На фоне прочего Nullvektor выглядит почти коммерчески ориентированным проектом, в его музыке можно расслышать мелодии, а всякие расщепленные звуки и трещащие шумы звучат у него как-то по-особенному нежно и аккуратно, как будто они и сами знают о том, что выглядят не очень-то, но стараются вести себя хорошо, чтобы вам понравиться. Хотя, несмотря на этот момент, живой сет Nullvektor все равно превратился в неистовую техно-мясорубку.       

nullvektor at maschinenfest

Позже настоящий фурор в зале произвели французы NAO, которые разбавили электронно-механическую программу фестиваля живым звуком. Музыка группы представляет собой что-то вроде God is an Astronaut с выраженным акцентом на синтезаторное звучание.

Через два часа после полуночи на сцену вышел босс лейбла «Hands Production» Удо Вайсманн со своим проектом Winterkalte. Конфликтующие между собой звуки, рев и скрежет плотной стеной нависли над залом, стена эта колыхалась, пульсировала, трепетала, грозила обрушиться, распасться на части и похоронить под своими обломками всех присутствующих. Звук не только оглушал, но, кажется, проникал в тело и рвал грудную клетку изнутри. И если это был просто шум, то что же тогда настоящая музыка?   

Sylvgheist Maelström    

День третий. Перед огромным экраном, на который проецируются кадры хроники Чернобыльской аварии и других техногенных и природных катастроф, трудятся французы Sylvgheist Maelström. Индустриальный эмбиент с нарастающей тревожной полиритмией и густой обволакивающей атмосферой, одновременно завораживающей и пугающей. Народу слегка поубавилось – воскресенье. Есть ощущение, что лайн-ап последнего дня намерено разбавлен более спокойной музыкой. Темный эмбиент исполняют Thee Secrete Society, облаченные в белые костюмы и маски на фоне экрана с оккультными символами.

Thee Secrete Society

Zero Degree наполняет танцпол положительными вибрациями – неменяющийся во время всего сета темп, мягкая ритмическая основа, несмолкающая прямая бочка, звуки космоса, этнические вставки, неявные ассоциации с творчеством Клауса Шульце, и – поначалу застывший танцпол через несколько минут превращается в размеренно колышущееся из стороны в сторону желе, хочется закрыть глаза…

Ambassador 21
– кажется, единственная группа постсоветского пространства, которой удалось добиться значительных успехов в своем жанре за пределами родины. Что говорить, приятно слышать со сцены русскую речь и видеть стоящий на ушах зал, который эту речь не понимает. Подача, энергетика и вообще стиль выступления Ambassador 21 больше всего напоминает Atari Teenage Riot. Пулеметные очереди электронных битов, гитары, крикливые вокалы и постоянное движение на сцене.

ambassador 21

Бельгийский проект Empusae обзавелся живыми инструментами, разросся до четырех человек и продолжил движение в сторону бесформенного эмбиента. Осталось ощущение, что с технической точки безупречное выступление, за которым интересно наблюдать с близкого расстояния, было слегка провалено из-за отсутствия ритмичных структурированных треков.

empusae

Хэдлайнер последнего дня Monolith представил невероятно ритмичный и оглушающий танцевальный сет. Со стороны это наиболее походило на рейв – зал зашатало с максимальной амплитудой, над толпой, переходя из рук в руки, парил принесенный кем-то из публики огромный воздушный шар ярко-зеленого цвета. Прямолинейная и понятная, как надвигающийся прямо на тебя огромный размахивающий ковшом экскаватор, размеренная электронная ebm-долбежка; сделанная, кажется, всем назло и против всех музыкальных правил, но все-таки музыка, в которой все время что-то происходит: обваливается, ухает, шипит или скрежещет. Квинтэссенция электронного индастриала, в котором однажды растворилось техно. Циклично, настойчиво и напролом – то ли танцевальный ритм, то ли звуки работающей машины, то ли рвущаяся наружу агрессивная сущность, то ли лишь грубая оболочка под которой спрятано что-то очень хрупкое и беззащитное. Бывший заводской цех, механический грохот, зеленый воздушный шар над танцующей толпой людей в черном, за кирпичными стенами вокруг – город Оберхаузен с газгольдером и железной дорогой и вся планета Земля – мир, отгородиться от всех ужасов которого нам часто помогают только стены шума в наших наушниках. Да будет шум!

maschinenfest

Maschinenfest, конечно, интересен не только как явление, но и как сугубо музыкальное событие, где выступают артисты, которых вряд ли часто увидишь где-то еще. Тут представлен хороший срез электронно-индустриального подполья, за которым, безусловно, интересно наблюдать. Это отдельный мир со своими тенденциями и путями развития, в котором по-прежнему уделяется должное внимание поиску новых звуков и форм, но также и не забывают о традициях. Участники и все сопричастные организации Maschinenfest часто используют в отношении фестиваля слово family. Это действительно очень узкий круг – одновременно и сборище аутсайдеров и передний край современного электронного андеграунда. Здесь осталось место для настоящей страсти, а клише не вытеснили из творчества эксперимент. И стоит ли говорить, что, несмотря на, на первый взгляд, агрессивную музыку, аудитория фестиваля – это исключительно симпатичные, спокойные и уравновешенные люди. Очень хочется, чтобы огонь в этой печи не угасал. А стоит ли посещать это событие лично вам, решайте сами! Мы же планируем этот опыт повторить.

Maschinenfest 2015 на Facebook: https://www.facebook.com/events/856999764332599/

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

triptykon at wacken open air

Можно быть большим поклонником металлической музыки и ненавидеть Wacken Open Air, но также совсем не обязательно быть металлистом, чтобы его полюбить. В четырехдневном фестивальном калейдоскопе из музыкальных выступлений, борьбы с грязью, переменчивой погоды и настроений все плюсы запросто сливаются и меняются местами с минусами, поэтому и говорить о них получается только через запятую, как о явлениях одного порядка. И всякий раз, когда начинаешь рассказывать кому-то о Вакене, есть риск утерять нить повествования относительно того, что из перечисленного, собственно, стоит отнести к достоинствам, а что к недостаткам.

Посещение фестиваля Sweden Rock нашей редакцией уже давно превратилось в добрую ежегодную традицию. Начиная с 2008 года мы регулярно предоставляем нашим читателям подробный отчет о этом масштабном для всей Швеции, да и, пожалуй, для Европы в целом, музыкальном празднике, – сначала на печатных страницах журнала “RockOracle”, а позже на нашем портале. На этот раз мы решили отойти от стандартной схемы, где в хронологическом порядке изложены отчеты выступлений, и дали слово человеку, для которого выезд на Sweden Rock 2016 стал одним из первых опытов посещений мероприятий подобного рода. И вот, что из этого вышло.

Вот и пролетели четыре счастливых фестивальных дня! И мы с грустью сняли  браслеты, которые давали право прохода на фестиваль, а память то и дело возвращает к увиденному и услышанному в эти дни. Впечатления очень сильные, и они еще долго будут укладываться  у меня в голове.

sweden rock festival 2016

Встретить индейца, распивающего пиво в компании друзей, – здесь обычное дело.

wacken logo

Вакен – поселок в сорока километрах от немецкого города Гамбурга. И добраться сюда не так-то просто – прямых автобусных рейсов или поездов из крупных городов до Вакена нет, а такси из Гамбурга обойдется вам в сумму около ста евро. Двадцать шесть лет назад именно в этом месте два немецких энтузиаста решили делать фестиваль тяжелой музыки, который из крошечного междусобойчика с единственной сценой, сколоченной из досок, превратился в крупнейший оупен-эйр, ориентированный на любителей всех разновидностей металла и некоторых смежных жанров. Сейчас все 75 000 билетов на Wacken Open Air распродаются без остатка в течение суток, причем продажи стартуют за год до даты фестиваля, когда состав участников еще не известен. А футболки и другой мерчендайз, разновидностям которого нет числа, украшенный названием некогда мало кому известного даже в Германии поселка с гордостью носят десятки тысяч человек во всем мире. В этом году мы решили не оставаться в стороне и отправились туда, чтобы увидеть сей культурный феномен своими глазами.

eugene silin at wacken open air 1997

Сейчас выезды на музыкальные фестивали в Европу не представляют практически никакой сложности для любого, кто зарабатывает хотя бы какие-то деньги и имеет соответствующее желание, – вся информация доступна в интернете, а забронировать и оплатить отель, перелет и получить билет на само мероприятие можно, не вставая с дивана, сделав всего несколько кликов мышкой, не говоря уже о предлагаемых автобусных и прочих турах, где вообще практически все сделают за тебя.

В отдельных случаях можно даже скачать специальное приложение для смартфона, которое будет автоматически уведомлять вас об изменениях в расписании феста, самостоятельно скачивать и загружать карты и сообщать другую полезную информацию, пока вы будете находиться в дороге. А на любом крупном фестивале практически в любой точке мира среди языкового многообразия  вы то и дело будете слышать рядом русскую речь. Но так было не всегда…

Концертный промоутер Alive Concerts, рок-журналист, коллекционер винила и большой поклонник металла  Евгений Силин поделился с Rockoracle.ru своими воспоминаниями об авантюрной поездке на культовый метал-фестиваль Wacken в 1997 году – время, когда до прихода Интернета в каждый дом оставалось несколько лет, а посещение подобного мероприятия для многих российских металлистов было чем-то из области ненаучной фантастики и несбыточных грез.

sweden rock festival stage

За последние лет десять лет на фестивале Sweden Rock царит завидное постоянство – все те же четыре дня, все те же пять сцен, из которых разве что одна переносится то в шатер, то назад на открытый воздух, все те же торговцы винилом и мерчандайзингом, все тот же поражающий своим разнообразием состав артистов. А это значит, что фестиваль Sweden Rock продолжает держать планку лучшего рок-фестиваля в Скандинавии, а возможно, и во всей Европе.

wave gotik treffen

Из года в год накануне Троицы и приуроченной к этой дате фестивальной встрече готов со всего мира в немецкой прессе появляются спекулятивные исследования на тему «Что собой представляет темная сцена, не слишком ли в некоторых внешних атрибутах она приближается к эстетике национал-социализма». Предметом озабоченности журналистов становится то черное солнце в логотипе, то руническая символика, то… российская группа Majdanek Waltz. И каждый год по завершении главного готического ивента всех времен и народов в интернет-форумах и соцсетях раздаются жалобы, что WGT уже не тот, что был двадцать  лет назад, что от старой доброй субкультуры почти ничего не осталось, туалетов не хватало, а Combichrist с гитарами и ударными стали намного хуже…  И на каждый негативный отзыв приходится по 99 комментариев с призывами к миру, словами благодарности в адрес организаторов, выступавших групп и жителей Лейпцига, которые каждый раз «нас терпят».

qntal

Эта троица кокетливо зазывала в прошлое с обложек всех журналов «Schwarze Presse» начала 2015 года: после шестилетней паузы Сира (Syrah), Михаэль (Michael) и ставшая полноправным членом коллектива Марико  (Mariko) явили миру новую пластинку – Qntal «VII». Долгое ожидание объяснялось не только затянувшимся творческим поиском, но и кадровыми переменами: помимо Марико, команда пополнилась новым клавишником и по совместительству продюсером Леоном Родтом (Leon Rodt), сменившим в этой роли  Фила Грота (Fil Groth), сотрудничество с которым перестало удовлетворять группу. В остальном, творческий процесс протекал как обычно: Сира выискивала в библиотеках старинные тексты, к которым Михаэль затем где-нибудь в Исландии писал музыку и подбирал аранжировки в своей домашней студии. Окончательный вариант сводился уже в студии Леона.



Каждый шведский работодатель четко знает одну вещь: если в его штате работает поклонник рока, то свое законное заявление на отпуск он подаст в первую неделю июня. Именно в это время проходит крупнейший в Швеции, и по признанию английской редакции журнала Classic Rock, – лучший фестиваль в Европе с лаконичным названием Sweden Rock. Уже шестой год подряд редакция RockOracle направляет туда своих сотрудников, и ниже Вашему вниманию представлены впечатления от этого феерического события.

А ведь все это мы уже проходили: агрессивные крепкие ребята в спортивных костюмах,  которые приезжали к месту проведения концертов, избивали людей, срывали с них атрибутику, валили на землю и, держа за руки, отстригали молодым людям длинные волосы, выбрасывали из электричек и так далее. Мы называли их гопники.

О том, что музыка используется в качестве пыток в тюрьме для террористов Гуантанамо, стало известно давно и вызвало широкий резонанс среди артистов. Еще больше шокирует трек-лист американских военных: от индастриала и хеви-метала до попсы и песен из детской передачи «Улица Сезам».

guantanamo

В свое время на меня произвел большое впечатление мой первый концерт одной известной индастриал-группы. Мне в память врезалась фраза моего друга, уже искушенного подобного рода действами: «Вот это уровень! Тебя будто расстреливают со сцены».

Молодые поклонники жесткой индустриальной музыки и экстремального металла со снисходительной улыбкой воспринимают реакцию родителей, которые называют это пыткой. Мы приходим в клуб, чтобы поболтать со старыми знакомыми и встретить новых, а потом нырнуть в океан оглушающей, разрывающей музыки, клубов дыма и мерцающих стробоскопов, чтобы на какое-то время полностью забыть о любых проблемах и не всегда приятной реальности за стенами клуба.

Однако наша любимая музыка звучит не только в стенах концертных площадок. Вместо бушующего, но в целом дружелюбного танцпола, представьте себе влажный спертый воздух тюремной камеры, единственный хоть как-то знакомый вам здесь человек – это охранник, чье лицо, может быть, запомнится, если повезет увидеть его до того, как вам на голову наденут черный мешок. Несколько суток подряд без сна, проведенные на холодном полу на колеях со связанными за спиной руками. Теперь свет стробоскопов и громкая музыка несколько часов подряд вряд ли покажутся таким уж удовольствием.

2013-12-23 - ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
2011-01-09 - DARK AMBIENT: SPK, LUSTMORD, RAISON d’ETRE, DEUTSCH NEPAL [ЗВУК ИЗ ИНЫХ МИРОВ]
2011-01-09 - ДИТА ФОН ТИЗ
2011-01-09 - История колдовства в Европе.
2010-01-11 - NEUE DEUTSCHE HARTE
2010-01-11 - ПОСТ-АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ: туризм в Припяти
2009-10-24 - Невероятные приключения русских в Германии Специальный отчет Михаэля Драу о поездке и выступлении группы Otto Dix на фестивале «Wave Gothic Treffen — 2009». Часть II
2009-08-06 - FUTUREPOP: МУЗЫКА БУДУЩЕГО ИЛИ СТИЛЬ КОТОРОГО НЕТ?
2009-08-06 - Невероятные приключения русских в Германии Специальный отчет Михаэля Драу о поездке и выступлении группы Otto Dix на фестивале «Wave Gothic Treffen — 2009». Часть I
2009-06-24 - DARK ELECTRO часть II
2009-04-26 - DARK ELECTRO: обзор жанра, часть 1
2008-04-07 - Америка, о которой вы ничего не знаете (underground travel guide)
2008-02-27 - БРИТАНСКИЙ METAL-INDUSTRIAL: СТИЛЬ В СЕБЕ
2007-10-24 - ...AND FETISH FOR ALL
2007-04-06 - ЭД ВУД: САМЫЙ УЖАСНЫЙ РЕЖИССЕР
2006-12-06 - Electro Body Music
2006-12-06 - ОККУЛЬТНАЯ ИДЕОЛОГИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ
2006-10-07 - NOISE: NON, Merzbow, Converter
2006-10-07 - ПОСТПАНК: взялись танцевать с Дьяволом — держитесь до конца песни!
2006-10-07 - Оргиастические культы древности
2006-08-31 - DEATH ROCK: рок-н-ролл на краю могилы
2006-08-31 - ЭЛИЗАБЕТ БАТОРИ
2006-06-29 - СЛОВО И ОБРАЗ ХАОСА: традиция «сверхъестественного ужаса» в современном искусстве
2006-04-08 - INDUSTRIAL [Зарождения стиля]
2006-04-08 - История колдовства в Европе. (часть II)
2005-10-27 - APOCALYPTIC FOLK: CURRENT 93, DEATH IN JUNE, SOL INVICTUS.
2005-09-11 - ЖИЛЬ ДЕ РЭ
2005-09-11 - ГОТИЧЕСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ:

Баннер