Rock Oracle - MASCHINENFEST 2014

ROCK ORACLE №3/4 2013


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Баннер
Публикации на сайте

noise festival turbinenhalle oberhausen

Maschinenfest – уникальное событие, кажется, это единственный фестиваль, где в течение трех дней для внушительного количества людей в масштабе крупного рейва звучит самая некоммерческая электронная музыка. Уже пятый год в немецком городе Оберхаузен на площадке «Turbinenhall» в бывшем фабричном помещении собирается около тысячи человек со всего мира, чтоб насладиться звуками проектов-подопечных лейблов «Hands», «Ant-Zen», «Ad Noisem» и некоторых других значков, которые специализируются на издании различных индустриальных поджанров от нойза и андеграндного техно до трайбл-индастриала и эмбиента. На самом деле, всех этих исполнителей, скорее всего, можно объединить по одному признаку – это разнообразная индустриальная электроника, которая не вписалась ни в один из популярных сегодня на этой сцене трендов и не может быть представлена в большом объеме ни на одном из действующих сегодня фестивалей. Мы подумали, что это может быть интересно и решили отправиться в Оберхаузен, чтобы увидеть Maschinenfest своими глазами и, например, разобраться с тем – какие люди и для чего слушают то, что многим другим кажется не более чем шумом? – и поделиться своими наблюдениями и мыслями об увиденном и услышанном.

Вообще, Maschinenfest действует с 1999 года, несколько раз фестиваль менял место проведения и однажды даже чуть не был закрыт аккурат после десятилетнего юбилея в 2008 с какой-то туманной формулировкой «в  связи с потерей интереса со стороны организатора, но не по финансовым причинам». Тем не менее, этого не случилось, и фестиваль по-прежнему проходит в октябре каждого года. В 2010 году  Maschinenfest переместился в Оберхаузен – место, которое как нельзя более соответствует его духу и названию.

industrial museum

Оберхаузен – небольшой немецкий городок, расположенный неподалеку от Дюссельдорфа, известен миру разве что как место жительства осьминога-предсказателя Пауля, да старейшим ежегодным фестивалем короткометражных фильмов, который проходит там с 1954 года. Кроме того, это еще и бывший индустриальный центр, благодаря чему, сам город служит большой декорацией для проходящего фестиваля. Только сойдя с электрички буквально упираешься во вход в большой Индустриальный музей, расположенный в бывших цехах какого-то завода. Где-то здесь же находятся закрытые угольные шахты, за невысокими домами возвышается видный из многих точек громадный газгольдер. Концертная площадка Turbinenhalle, которая сама по себе бывшая фабрика, располагается в ста метрах от железной дороги – выходя из клуба проветриться или, наоборот, покурить, можно наблюдать катящий на малой скорости бесконечный товарняк, так что даже за пределами танцпола царит особенная и созвучная фестивалю атмосфера.

oberhausen

Каждая из групп фестиваля в отдельности вряд ли способна собрать на свой сольный концерт больше трех сотен человек (по самым смелым прикидкам), а некоторые, наверное, и до сотни дотянут с трудом. Зато здесь все они выступают на огромной сцене с почти стадионным светом и идеально отстроенным звуком перед тысячей заинтересованных слушателей, специально съехавшихся на событие со всех концов света. И в этом главная прелесть  Maschinenfest – только здесь можно услышать такую музыку в таком качестве, в каком она в принципе и должна звучать вживую.

maschinenfest stage

Сцена находчиво оформлена деревянными поддонами, на которые выводятся световые проекции. Атмосфера напоминает клубный рейв с поправкой на индустриальную эстетику, например, при довольно богатом световом оформлении места для кибер-дэнсеров или гоу-гоу на сцене и прочей мишуры здесь не было и нет. Публика по большей части очень интеллигентна, почти трезва и крайне адекватна. Случайных людей практически нет, в зале скорее встретишь человека в футболке Darkthrone или Neurosis, чем в мерче какой-нибудь синти-поп- или дарк-электро-группы. Хотя большая часть посетителей одета просто в черные кофты с логотипами издающих лейблов «Hands» и «Ant-Zen». Подтянутые молодые и не очень люди с полностью выбритыми головами или затылками, реже с дредами, ирокезами и длинными волосами, стильные девушки с пирсингом и без, в меньшинстве – готы и кибер-готы. Есть откровенные фрики, без которых любой фестиваль не фестиваль. В этот раз на танцполе можно было, например, встретить человека, на котором был надет серебристый костюм и такого же цвета огромная голова кота. 

maschinenfest stage

Выступления проходят в зале на пару тысяч человек, работают два бара и кафе со скромным ассортиментом. В просторном фойе раскинулся фестивальный маркет с продукцией от тематических лейблов, в этом же помещении параллельно с концертом нон-стопом идут диджей-сеты – здесь можно услышать самые непредсказуемые треки от совершенно полоумного нойза или техно до композиций группы Death или «God Save the Queen» Sex Pistols, люди танцуют в проходе между столами с мерчем, а когда концертный зал закрывается и начинается after-party, по фестивальной традиции самые отпетые танцоры выплясывают, забравшись на столы.

hans label merch and cds

Заставить себя прослушать всех выступающих (около трех десятков) артистов даже при всем желании невозможно. Составить о каждом свое мнение тем более. Однако можно попробовать сказать по паре слов о некоторых участниках фестиваля.

В первый день Saturmzlide порадовали атмосферным и ритмичным спейс-нойзом. Detritus отыграл привычно красивый меланхоличный сет, в котором смешались элементы классической музыки, электронные эффекты и рассыпчатый звонкий ритм. Французский проект Chrysalide – что-то вроде электронной версии скримо, с отрывистой дробной электроникой и тремя поочередно и вместе кричащими вокалистами – по структуре практически эмо-кор, записанный без участия гитар. Музыка не настолько прямолинейная, как большая часть  сегодняшнего дарк-электро, но вполне доступная и для более широких масс, чем аудитория Maschinenfest. Это имя, скорее всего, скоро можно будет увидеть на афишах более крупных фестивалей темной сцены.

chrysalide

Дэниель Майер в сопровождении вокалистки со своим проектом Architect колдовал над электронными устройствами, упоенно колотил в барабаны и творил на сцене что-то невероятно красивое и завораживающее. Легенды бельгийской электронной сцены Sonar обрушились на зал всей многотонной тяжестью беспримесного индастриала, который звучал как слегка упорядоченный и загнанный в музыкальный размер фабричный шум.

music electronic devices

Во второй день мы были слегка озадачены, когда увидели автомобильную пробку у въезда на парковку клуба. Вскоре ажиотаж нашел свое объяснение, увидев на стеклах нескольких автомобилей стикеры с логотипом ASP, мы обошли площадку с другой стороны и увидели вход в еще один клуб. Да, такое может быть только в Германии – буквально в том же здании через стенку при полном аншлаге выступали ASP.

asp

Тем временем со сцены Maschinenfest проект Mono-Amine из Нидерландов не без успеха раскачивал зал смесью индустриального хардкора и нойза. Его сменил немецкий эмбиентный проект Inade, который впечатлил концептуальным видеорядом на огромном экране.

inade

Танцевальную эстафету принял Nullvektor. На фоне прочего Nullvektor выглядит почти коммерчески ориентированным проектом, в его музыке можно расслышать мелодии, а всякие расщепленные звуки и трещащие шумы звучат у него как-то по-особенному нежно и аккуратно, как будто они и сами знают о том, что выглядят не очень-то, но стараются вести себя хорошо, чтобы вам понравиться. Хотя, несмотря на этот момент, живой сет Nullvektor все равно превратился в неистовую техно-мясорубку.       

nullvektor at maschinenfest

Позже настоящий фурор в зале произвели французы NAO, которые разбавили электронно-механическую программу фестиваля живым звуком. Музыка группы представляет собой что-то вроде God is an Astronaut с выраженным акцентом на синтезаторное звучание.

Через два часа после полуночи на сцену вышел босс лейбла «Hands Production» Удо Вайсманн со своим проектом Winterkalte. Конфликтующие между собой звуки, рев и скрежет плотной стеной нависли над залом, стена эта колыхалась, пульсировала, трепетала, грозила обрушиться, распасться на части и похоронить под своими обломками всех присутствующих. Звук не только оглушал, но, кажется, проникал в тело и рвал грудную клетку изнутри. И если это был просто шум, то что же тогда настоящая музыка?   

Sylvgheist Maelström    

День третий. Перед огромным экраном, на который проецируются кадры хроники Чернобыльской аварии и других техногенных и природных катастроф, трудятся французы Sylvgheist Maelström. Индустриальный эмбиент с нарастающей тревожной полиритмией и густой обволакивающей атмосферой, одновременно завораживающей и пугающей. Народу слегка поубавилось – воскресенье. Есть ощущение, что лайн-ап последнего дня намерено разбавлен более спокойной музыкой. Темный эмбиент исполняют Thee Secrete Society, облаченные в белые костюмы и маски на фоне экрана с оккультными символами.

Thee Secrete Society

Zero Degree наполняет танцпол положительными вибрациями – неменяющийся во время всего сета темп, мягкая ритмическая основа, несмолкающая прямая бочка, звуки космоса, этнические вставки, неявные ассоциации с творчеством Клауса Шульце, и – поначалу застывший танцпол через несколько минут превращается в размеренно колышущееся из стороны в сторону желе, хочется закрыть глаза…

Ambassador 21
– кажется, единственная группа постсоветского пространства, которой удалось добиться значительных успехов в своем жанре за пределами родины. Что говорить, приятно слышать со сцены русскую речь и видеть стоящий на ушах зал, который эту речь не понимает. Подача, энергетика и вообще стиль выступления Ambassador 21 больше всего напоминает Atari Teenage Riot. Пулеметные очереди электронных битов, гитары, крикливые вокалы и постоянное движение на сцене.

ambassador 21

Бельгийский проект Empusae обзавелся живыми инструментами, разросся до четырех человек и продолжил движение в сторону бесформенного эмбиента. Осталось ощущение, что с технической точки безупречное выступление, за которым интересно наблюдать с близкого расстояния, было слегка провалено из-за отсутствия ритмичных структурированных треков.

empusae

Хэдлайнер последнего дня Monolith представил невероятно ритмичный и оглушающий танцевальный сет. Со стороны это наиболее походило на рейв – зал зашатало с максимальной амплитудой, над толпой, переходя из рук в руки, парил принесенный кем-то из публики огромный воздушный шар ярко-зеленого цвета. Прямолинейная и понятная, как надвигающийся прямо на тебя огромный размахивающий ковшом экскаватор, размеренная электронная ebm-долбежка; сделанная, кажется, всем назло и против всех музыкальных правил, но все-таки музыка, в которой все время что-то происходит: обваливается, ухает, шипит или скрежещет. Квинтэссенция электронного индастриала, в котором однажды растворилось техно. Циклично, настойчиво и напролом – то ли танцевальный ритм, то ли звуки работающей машины, то ли рвущаяся наружу агрессивная сущность, то ли лишь грубая оболочка под которой спрятано что-то очень хрупкое и беззащитное. Бывший заводской цех, механический грохот, зеленый воздушный шар над танцующей толпой людей в черном, за кирпичными стенами вокруг – город Оберхаузен с газгольдером и железной дорогой и вся планета Земля – мир, отгородиться от всех ужасов которого нам часто помогают только стены шума в наших наушниках. Да будет шум!

maschinenfest

Maschinenfest, конечно, интересен не только как явление, но и как сугубо музыкальное событие, где выступают артисты, которых вряд ли часто увидишь где-то еще. Тут представлен хороший срез электронно-индустриального подполья, за которым, безусловно, интересно наблюдать. Это отдельный мир со своими тенденциями и путями развития, в котором по-прежнему уделяется должное внимание поиску новых звуков и форм, но также и не забывают о традициях. Участники и все сопричастные организации Maschinenfest часто используют в отношении фестиваля слово family. Это действительно очень узкий круг – одновременно и сборище аутсайдеров и передний край современного электронного андеграунда. Здесь осталось место для настоящей страсти, а клише не вытеснили из творчества эксперимент. И стоит ли говорить, что, несмотря на, на первый взгляд, агрессивную музыку, аудитория фестиваля – это исключительно симпатичные, спокойные и уравновешенные люди. Очень хочется, чтобы огонь в этой печи не угасал. А стоит ли посещать это событие лично вам, решайте сами! Мы же планируем этот опыт повторить.

Maschinenfest 2015 на Facebook: https://www.facebook.com/events/856999764332599/

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

elektroanschlag 2017 setup

Фестиваль Elektroanschlag проходит в Восточной Германии в небольшом городке под названием Альтенбург с 2001 года. На самом старте это была вечеринка с диджеями, к которой спустя пару лет стали добавляться живые выступления, что позже вылилось в двухдневный фестиваль с увесистым лайн-апом и дополнительным днем пре-пати. В этом году Альтенбург принял около двух десятков артистов электронного андеграунда преимущественно из Германии и других стран разной степени известности – в диапазоне от совершенно неожиданных аутсайдеров до состоявшихся хэдлайнеров по меркам все того же электронного подполья.

triptykon at wacken open air

Можно быть большим поклонником металлической музыки и ненавидеть Wacken Open Air, но также совсем не обязательно быть металлистом, чтобы его полюбить. В четырехдневном фестивальном калейдоскопе из музыкальных выступлений, борьбы с грязью, переменчивой погоды и настроений все плюсы запросто сливаются и меняются местами с минусами, поэтому и говорить о них получается только через запятую, как о явлениях одного порядка. И всякий раз, когда начинаешь рассказывать кому-то о Вакене, есть риск утерять нить повествования относительно того, что из перечисленного, собственно, стоит отнести к достоинствам, а что к недостаткам.

Посещение фестиваля Sweden Rock нашей редакцией уже давно превратилось в добрую ежегодную традицию. Начиная с 2008 года мы регулярно предоставляем нашим читателям подробный отчет о этом масштабном для всей Швеции, да и, пожалуй, для Европы в целом, музыкальном празднике, – сначала на печатных страницах журнала “RockOracle”, а позже на нашем портале. На этот раз мы решили отойти от стандартной схемы, где в хронологическом порядке изложены отчеты выступлений, и дали слово человеку, для которого выезд на Sweden Rock 2016 стал одним из первых опытов посещений мероприятий подобного рода. И вот, что из этого вышло.

Вот и пролетели четыре счастливых фестивальных дня! И мы с грустью сняли  браслеты, которые давали право прохода на фестиваль, а память то и дело возвращает к увиденному и услышанному в эти дни. Впечатления очень сильные, и они еще долго будут укладываться  у меня в голове.

sweden rock festival 2016

Встретить индейца, распивающего пиво в компании друзей, – здесь обычное дело.

wacken logo

Вакен – поселок в сорока километрах от немецкого города Гамбурга. И добраться сюда не так-то просто – прямых автобусных рейсов или поездов из крупных городов до Вакена нет, а такси из Гамбурга обойдется вам в сумму около ста евро. Двадцать шесть лет назад именно в этом месте два немецких энтузиаста решили делать фестиваль тяжелой музыки, который из крошечного междусобойчика с единственной сценой, сколоченной из досок, превратился в крупнейший оупен-эйр, ориентированный на любителей всех разновидностей металла и некоторых смежных жанров. Сейчас все 75 000 билетов на Wacken Open Air распродаются без остатка в течение суток, причем продажи стартуют за год до даты фестиваля, когда состав участников еще не известен. А футболки и другой мерчендайз, разновидностям которого нет числа, украшенный названием некогда мало кому известного даже в Германии поселка с гордостью носят десятки тысяч человек во всем мире. В этом году мы решили не оставаться в стороне и отправились туда, чтобы увидеть сей культурный феномен своими глазами.

eugene silin at wacken open air 1997

Сейчас выезды на музыкальные фестивали в Европу не представляют практически никакой сложности для любого, кто зарабатывает хотя бы какие-то деньги и имеет соответствующее желание, – вся информация доступна в интернете, а забронировать и оплатить отель, перелет и получить билет на само мероприятие можно, не вставая с дивана, сделав всего несколько кликов мышкой, не говоря уже о предлагаемых автобусных и прочих турах, где вообще практически все сделают за тебя.

В отдельных случаях можно даже скачать специальное приложение для смартфона, которое будет автоматически уведомлять вас об изменениях в расписании феста, самостоятельно скачивать и загружать карты и сообщать другую полезную информацию, пока вы будете находиться в дороге. А на любом крупном фестивале практически в любой точке мира среди языкового многообразия  вы то и дело будете слышать рядом русскую речь. Но так было не всегда…

Концертный промоутер Alive Concerts, рок-журналист, коллекционер винила и большой поклонник металла  Евгений Силин поделился с Rockoracle.ru своими воспоминаниями об авантюрной поездке на культовый метал-фестиваль Wacken в 1997 году – время, когда до прихода Интернета в каждый дом оставалось несколько лет, а посещение подобного мероприятия для многих российских металлистов было чем-то из области ненаучной фантастики и несбыточных грез.

sweden rock festival stage

За последние лет десять лет на фестивале Sweden Rock царит завидное постоянство – все те же четыре дня, все те же пять сцен, из которых разве что одна переносится то в шатер, то назад на открытый воздух, все те же торговцы винилом и мерчандайзингом, все тот же поражающий своим разнообразием состав артистов. А это значит, что фестиваль Sweden Rock продолжает держать планку лучшего рок-фестиваля в Скандинавии, а возможно, и во всей Европе.

wave gotik treffen

Из года в год накануне Троицы и приуроченной к этой дате фестивальной встрече готов со всего мира в немецкой прессе появляются спекулятивные исследования на тему «Что собой представляет темная сцена, не слишком ли в некоторых внешних атрибутах она приближается к эстетике национал-социализма». Предметом озабоченности журналистов становится то черное солнце в логотипе, то руническая символика, то… российская группа Majdanek Waltz. И каждый год по завершении главного готического ивента всех времен и народов в интернет-форумах и соцсетях раздаются жалобы, что WGT уже не тот, что был двадцать  лет назад, что от старой доброй субкультуры почти ничего не осталось, туалетов не хватало, а Combichrist с гитарами и ударными стали намного хуже…  И на каждый негативный отзыв приходится по 99 комментариев с призывами к миру, словами благодарности в адрес организаторов, выступавших групп и жителей Лейпцига, которые каждый раз «нас терпят».

qntal

Эта троица кокетливо зазывала в прошлое с обложек всех журналов «Schwarze Presse» начала 2015 года: после шестилетней паузы Сира (Syrah), Михаэль (Michael) и ставшая полноправным членом коллектива Марико  (Mariko) явили миру новую пластинку – Qntal «VII». Долгое ожидание объяснялось не только затянувшимся творческим поиском, но и кадровыми переменами: помимо Марико, команда пополнилась новым клавишником и по совместительству продюсером Леоном Родтом (Leon Rodt), сменившим в этой роли  Фила Грота (Fil Groth), сотрудничество с которым перестало удовлетворять группу. В остальном, творческий процесс протекал как обычно: Сира выискивала в библиотеках старинные тексты, к которым Михаэль затем где-нибудь в Исландии писал музыку и подбирал аранжировки в своей домашней студии. Окончательный вариант сводился уже в студии Леона.



Каждый шведский работодатель четко знает одну вещь: если в его штате работает поклонник рока, то свое законное заявление на отпуск он подаст в первую неделю июня. Именно в это время проходит крупнейший в Швеции, и по признанию английской редакции журнала Classic Rock, – лучший фестиваль в Европе с лаконичным названием Sweden Rock. Уже шестой год подряд редакция RockOracle направляет туда своих сотрудников, и ниже Вашему вниманию представлены впечатления от этого феерического события.

А ведь все это мы уже проходили: агрессивные крепкие ребята в спортивных костюмах,  которые приезжали к месту проведения концертов, избивали людей, срывали с них атрибутику, валили на землю и, держа за руки, отстригали молодым людям длинные волосы, выбрасывали из электричек и так далее. Мы называли их гопники.

2014-02-27 - МУЗЫКА КАК ПЫТКА
2013-12-23 - ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
2011-01-09 - DARK AMBIENT: SPK, LUSTMORD, RAISON d’ETRE, DEUTSCH NEPAL [ЗВУК ИЗ ИНЫХ МИРОВ]
2011-01-09 - ДИТА ФОН ТИЗ
2011-01-09 - История колдовства в Европе.
2010-01-11 - NEUE DEUTSCHE HARTE
2010-01-11 - ПОСТ-АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ: туризм в Припяти
2009-10-24 - Невероятные приключения русских в Германии Специальный отчет Михаэля Драу о поездке и выступлении группы Otto Dix на фестивале «Wave Gothic Treffen — 2009». Часть II
2009-08-06 - FUTUREPOP: МУЗЫКА БУДУЩЕГО ИЛИ СТИЛЬ КОТОРОГО НЕТ?
2009-08-06 - Невероятные приключения русских в Германии Специальный отчет Михаэля Драу о поездке и выступлении группы Otto Dix на фестивале «Wave Gothic Treffen — 2009». Часть I
2009-06-24 - DARK ELECTRO часть II
2009-04-26 - DARK ELECTRO: обзор жанра, часть 1
2008-04-07 - Америка, о которой вы ничего не знаете (underground travel guide)
2008-02-27 - БРИТАНСКИЙ METAL-INDUSTRIAL: СТИЛЬ В СЕБЕ
2007-10-24 - ...AND FETISH FOR ALL
2007-04-06 - ЭД ВУД: САМЫЙ УЖАСНЫЙ РЕЖИССЕР
2006-12-06 - Electro Body Music
2006-12-06 - ОККУЛЬТНАЯ ИДЕОЛОГИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ
2006-10-07 - NOISE: NON, Merzbow, Converter
2006-10-07 - ПОСТПАНК: взялись танцевать с Дьяволом — держитесь до конца песни!
2006-10-07 - Оргиастические культы древности
2006-08-31 - DEATH ROCK: рок-н-ролл на краю могилы
2006-08-31 - ЭЛИЗАБЕТ БАТОРИ
2006-06-29 - СЛОВО И ОБРАЗ ХАОСА: традиция «сверхъестественного ужаса» в современном искусстве
2006-04-08 - INDUSTRIAL [Зарождения стиля]
2006-04-08 - История колдовства в Европе. (часть II)
2005-10-27 - APOCALYPTIC FOLK: CURRENT 93, DEATH IN JUNE, SOL INVICTUS.
2005-09-11 - ЖИЛЬ ДЕ РЭ
2005-09-11 - ГОТИЧЕСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ:

Баннер