Rock Oracle - LAIBACH
ROCK ORACLE №1 02/2007

Любое государство неумолимо стремится проникнуть во все сферы человеческой жизнедеятельности. Наверное, не стоит упоминать аспекты типа экономики; поговорим лучше о государстве в культуре, еще точнее - в музыке. Свое музыкальное выражение государство нашло в гимнах, и, наверное, правильно будет отметить, что национальный гимн любой страны является самым ее популярным хитом, который никогда не выйдет из моды, по крайней мере, в пределах этой страны.

laibach1Неудивительно, что такую особенность национальных гимнов первыми подметили именно наши братья-славяне из группы Laibach, и сразу сообразили, как можно это использовать. Группа Laibach образовалась в 1980 году, точной датой считается 1 июня, в Словении (тогда эта страна еще входила в состав социалистической Югославии). С самого своего появления Laibach бросили вызов государственным структурам, начав использовать милитаристические приёмы в своих представлениях. Недовольство правительства выразилось в наложении запретов на проведение концертов группы и даже на использование самого названия «Laibach» (что в переводе с немецкого означает «Любляна» - столица Словении– прим. ред.). Несмотря на это, Laibach до сих пор существуют под тем же названием и по-прежнему не утратили творческой активности и тяги к различного рода провокациям. На их счету уже 25 альбомов, несчетное количество концертных записей и синглов.

Пожалуй, самым масштабным достижением Laibach можно считать создание целого нового государства, выросшего из небольшой неформальной организации («Neue Slowenische Kunst», в переводе с немецкого - «Новое словенское искусство»), которую Laibach основали в 1984 году. Уже в 1991 NSKобозначилось как виртуальное государство (кстати, в этом же году Словения провозгласила независимость от Югославии…). Государство NSK приобрело такую большую популярность, что со временем были разработаны его собственный паспорт, марки и т. д., у NSK также имеется электронное посольство в Интернете, и, разумеется, свой гимн.

«Попса – это музыка для овец, мы же волки, одетые пастухами»,– такое послание передают Laibach вместе со своей работой, и тут же подкрепляют данный образ изображением этих самых овец на обложке своего нового альбома, «Volk». Поговорим же немного подробнее об этой работе и не только…

Нервничаете ли вы в преддверии официального релиза вашего нового альбома «Volk»? Переживаете, что скажут ваши поклонники и критики?

Единственная вещь, которая нас действительно сильно волнует на данный момент – это мысль о том, что музыка стала полностью бесполезным занятием: люди копируют и загружают альбомы, которые даже еще не появились в магазинах, ситуация постоянно ухудшается и разрушает музыку. Но, может, так и должно быть.

Какие эмоции у вас преобладают в связи с тем, что работа над новым материалом уже закончена? Правда, что вы сидите дома с бокалом красного вина и наслаждаетесь альбомом?

Мы действительно садимся в гостиной с бокалом красного вина и наслаждаемся этой работой. Но в то же время мысленно мы уже полностью погружены в работу над следующим альбомом,  и ждем - не дождемся, когда же сядем его писать.

«Volk» – это альбом, состоящий в основном из интерпретаций национальных гимнов. Как вы пришли к нему, это было закрепление старого материала или нечто для вас новое?

Мы все время учимся, даже, если иногда не замечаем этого… Laibach всегда были зачарованы идеями о гимнах. Гимны очень эмоциональны, они поются от самого сердца. Мы задали себе вопрос: почему это так? И решили, что каждый гимн мог бы стать хорошей поп-песней, и наоборот, поп-песни – хорошие гимны. К тому же нам было интересно, о чем поется в гимнах других государств. Интересные результаты, к которым мы пришли, и представлены на альбоме.

laibach2Что вы делали с песней, как ее обрабатывали, чтобы она в итоге оказалась на альбоме?

Сначала мы собирали информацию об оригинальном гимне и сравнивали разные версии и записи. Дальше, мы на какое-то время забывали обо всем, и когда мы, наконец, начинали запись, мы следовали уже только нашим инстинктам, позволяли гимну самому вести нас в нужном направлении. Мы очень много работали над каждой композицией.

По какому принципу вы выбирали гимны? Был какой-нибудь, работать над которым было сложнее всего?

Первым критерием выбора гимна был статус империи, исторический контекст и роль в политическом и культурном империализме государства. Разумеется, мы не могли включить все империи, мы взяли самые большие и самые агрессивные. У нас были проблемы с гимном Ватикана, равно как и с турецким. Было сложно написать песню на французский гимн, потому что «Марсельеза» - очень знаменитая мелодия.

Laibach всегда считались сдержанной и рациональной группой. Можно ли так же описать процесс вашей работы, или сдержанность и рациональность - редкое исключение из в общем рок-н-ролльного поведения?

Трудно делать рок-н-ролл, когда большинство музыки делается на компьютерах. Эти дни ушли уже, наверное, навсегда, и можно только наблюдать за представителями поколения рок-н-ролла, притворяющимися вечно молодыми и глупыми. Так больше не пойдет.

После выхода вашего студийного альбома «WAT» не один критик заметил, что Laibach «потеряли хватку». Как группа справилась с этим давлением? И как в свете этого вы писали альбом «Volk»?

Каждая наша работа вызывает либо крайне позитивную, либо крайне негативную реакцию. И нас бы волновало, если бы это было иначе. Мы знаем, что наши записи всегда вызывают самые разные эмоции - потому что мы не говорим людям, что им думать, и не говорим, что то, о чем они думают, будет на нашем следующем альбоме… Мы знаем, что очень часто запутываем и разочаровываем многих, но на самом деле в Laibach можно будет разочароваться только в том случае, если Laibach никого не разочарует.

С новым альбомом вы протоптали совсем новую дорожку в фолке, никогда раньше эта тема не затрагивалась. Можно ли в связи с этим говорить о начале нового музыкального направления, или, возможно, нового осмысления группы?

Песни очень разные, более вдумчивые, потому что мы работали с очень эмоциональным материалом, каковым являются гимны, и с «массовыми» эмоциями. Они звучат очень мягко, но не волнуйтесь - за спиной мы держим большую дубинку.

Борис Бенко и Примож Хладник из группы Silence сыграли немалую роль в записи альбома, они участвовали также и в продюсировании. А как велико оказалось их влияние на развитие группы?

Вообще-то все наоборот, Laibach повлияли на Silence. И теперь мы можем сказать, что забрали обратно свое влияние, когда вдохновлялись ими. Мы пригласили Silence из-за той чувственности, которую мы в них нашли. При работе над альбомом они полностью посвятили себя ему, и структурировали нашу работу таким образом, что мы пересекались только тогда и там, когда и где это было необходимо.

Помимо Бориса и Приможа вы пригласили много разных музыкантов. Говорит ли это  о том, что Laibach превращается из традиционной группы в музыкальный коллектив?

Да мы никогда и не были традиционной группой. Это как в инженерном цехе, где машины генерируют новые идеи и концепции. Так и мы работаем с разными людьми и музыкантами: музыканты как инструменты - если знать, как их правильно выбрать и совместить, можно получить великолепный результат.

Возвращаясь ко времени продюсирования, какие моменты были самыми яркими?

Процесс продюсирования – это всегда комплексная процедура. Каждая часть этого процесса очень важна. Самый яркий момент – когда верная идея приходит в голову, и надо ее оттуда достать и записать. Создание нового проекта и его презентация - в наибольшей мере требовательная и дорогостоящая операция. Выдвижение продукта на мировой рынок – это настоящая наука, которой должна заниматься целая армия людей, без которых музыкальной индустрии не было бы и в помине.

Разоблачение таких понятий как «народный», «нация», и «национализм» – это и есть то самое, что стоит за альбомом?

Этот альбом содержит слишком много идей и возможных интерпретаций, «народность», «нация» и «национализм» – лишь их часть. Например, альбом также апеллирует к поп-культуре и культурному империализму.

Как вы считаете, ваш альбом - нигилистическая часть фолка, или вы, как обычно, агрессивны?

На наш взгляд, «Volk» – конструктивный альбом. Laibach не нигилисты, это было бы слишком легко в наши нигилистические времена.

laibachВы любите провоцировать. Как вам удается держаться этой роли в мире, который безразличен ко всему? Что-то изменилось в этом плане за последнюю пару лет?

Если посмотреть со стороны, то эта последняя пара лет ничем не отличается от любой другой пары лет в истории. Разрушения, трагедии, войны происходят всегда, это часть человеческой природы. Действительно большие изменения во всем мире происходят в течение последних пятнадцати лет – всему виной объем информации, который нас заставляют получать ежедневно. Неспособность воспринять эту информацию рационально и эмоционально приводит к усталости, дистрессу и афазии. Те, кто стоит за этой информацией, просто хотят мира и безопасности, но на практике они провоцируют войны и хаос.

Как необходимость удовлетворить конечного потребителя влияет на вашу работу?

Это другая сторона цифрового века, тоже очень естественная для поп-культуры и являющаяся характеристикой потребительского общества: ничто не вечно, и ничто не  может полностью нас удовлетворить. Всех нас постоянно заставляют покупать новые продукты в поисках какого-то чуда, ничто не имеет достойной цены. Это удручает, но именно недовольство и неудовлетворенность – главные потребительские чувства.
Как это влияет на нашу работу? Мы привыкли к этому, мы просто плывем по течению. Все это печально, но депрессия так же хорошо работает как движущая сила креативного процесса.

Цинизм, сатира или пародия всегда являются неотъемлемой частью работы Laibach. Хотя не всех это забавляет. А можете ли вы посмеяться над собой?

Нет, мы принимаем юмор крайне серьезно, и практикуем только те шутки, в которых есть доля не шутки.

Коллапс крупных идеологий значит для Laibach больше, чем вам хотелось бы. Такое суждение часто звучит в последние годы. Насколько оно правильно?

Крупные идеологии гибнут подобно крупным животным, в конце выживут только насекомые, микробы и вирусы. Это не самое поэтичное видение, но мы находим способ работать и с ним.

Несмотря на долгие годы гражданской критики, вы – группа широко известная не только в пределах родной Словении, но и за границей. Это опасно для вас как для артистов?

Это только тогда опасно, когда не оплачивается. Но мы не беспокоимся, что критика и скептицизм продолжаются. Люди никогда не бывают по-настоящему убеждены в чем-то и полностью удовлетворены, такова человеческая натура.

Как изменилась ваша аудитория за последние годы?

У нас очень разнообразная и интересная аудитория, наверное, ни у одной группы нет настолько разноплановой аудитории, сложно просто разделить поклонников нашего творчества даже на доминирующие группы. Они все разные, но все одинаково важны  для нас.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: