Rock Oracle - MASCHINENFEST 2014

ROCK ORACLE №3/4 2013


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Баннер
Публикации на сайте

noise festival turbinenhalle oberhausen

Maschinenfest – уникальное событие, кажется, это единственный фестиваль, где в течение трех дней для внушительного количества людей в масштабе крупного рейва звучит самая некоммерческая электронная музыка. Уже пятый год в немецком городе Оберхаузен на площадке «Turbinenhall» в бывшем фабричном помещении собирается около тысячи человек со всего мира, чтоб насладиться звуками проектов-подопечных лейблов «Hands», «Ant-Zen», «Ad Noisem» и некоторых других значков, которые специализируются на издании различных индустриальных поджанров от нойза и андеграндного техно до трайбл-индастриала и эмбиента. На самом деле, всех этих исполнителей, скорее всего, можно объединить по одному признаку – это разнообразная индустриальная электроника, которая не вписалась ни в один из популярных сегодня на этой сцене трендов и не может быть представлена в большом объеме ни на одном из действующих сегодня фестивалей. Мы подумали, что это может быть интересно и решили отправиться в Оберхаузен, чтобы увидеть Maschinenfest своими глазами и, например, разобраться с тем – какие люди и для чего слушают то, что многим другим кажется не более чем шумом? – и поделиться своими наблюдениями и мыслями об увиденном и услышанном.

Вообще, Maschinenfest действует с 1999 года, несколько раз фестиваль менял место проведения и однажды даже чуть не был закрыт аккурат после десятилетнего юбилея в 2008 с какой-то туманной формулировкой «в  связи с потерей интереса со стороны организатора, но не по финансовым причинам». Тем не менее, этого не случилось, и фестиваль по-прежнему проходит в октябре каждого года. В 2010 году  Maschinenfest переместился в Оберхаузен – место, которое как нельзя более соответствует его духу и названию.

industrial museum

Оберхаузен – небольшой немецкий городок, расположенный неподалеку от Дюссельдорфа, известен миру разве что как место жительства осьминога-предсказателя Пауля, да старейшим ежегодным фестивалем короткометражных фильмов, который проходит там с 1954 года. Кроме того, это еще и бывший индустриальный центр, благодаря чему, сам город служит большой декорацией для проходящего фестиваля. Только сойдя с электрички буквально упираешься во вход в большой Индустриальный музей, расположенный в бывших цехах какого-то завода. Где-то здесь же находятся закрытые угольные шахты, за невысокими домами возвышается видный из многих точек громадный газгольдер. Концертная площадка Turbinenhalle, которая сама по себе бывшая фабрика, располагается в ста метрах от железной дороги – выходя из клуба проветриться или, наоборот, покурить, можно наблюдать катящий на малой скорости бесконечный товарняк, так что даже за пределами танцпола царит особенная и созвучная фестивалю атмосфера.

oberhausen

Каждая из групп фестиваля в отдельности вряд ли способна собрать на свой сольный концерт больше трех сотен человек (по самым смелым прикидкам), а некоторые, наверное, и до сотни дотянут с трудом. Зато здесь все они выступают на огромной сцене с почти стадионным светом и идеально отстроенным звуком перед тысячей заинтересованных слушателей, специально съехавшихся на событие со всех концов света. И в этом главная прелесть  Maschinenfest – только здесь можно услышать такую музыку в таком качестве, в каком она в принципе и должна звучать вживую.

maschinenfest stage

Сцена находчиво оформлена деревянными поддонами, на которые выводятся световые проекции. Атмосфера напоминает клубный рейв с поправкой на индустриальную эстетику, например, при довольно богатом световом оформлении места для кибер-дэнсеров или гоу-гоу на сцене и прочей мишуры здесь не было и нет. Публика по большей части очень интеллигентна, почти трезва и крайне адекватна. Случайных людей практически нет, в зале скорее встретишь человека в футболке Darkthrone или Neurosis, чем в мерче какой-нибудь синти-поп- или дарк-электро-группы. Хотя большая часть посетителей одета просто в черные кофты с логотипами издающих лейблов «Hands» и «Ant-Zen». Подтянутые молодые и не очень люди с полностью выбритыми головами или затылками, реже с дредами, ирокезами и длинными волосами, стильные девушки с пирсингом и без, в меньшинстве – готы и кибер-готы. Есть откровенные фрики, без которых любой фестиваль не фестиваль. В этот раз на танцполе можно было, например, встретить человека, на котором был надет серебристый костюм и такого же цвета огромная голова кота. 

maschinenfest stage

Выступления проходят в зале на пару тысяч человек, работают два бара и кафе со скромным ассортиментом. В просторном фойе раскинулся фестивальный маркет с продукцией от тематических лейблов, в этом же помещении параллельно с концертом нон-стопом идут диджей-сеты – здесь можно услышать самые непредсказуемые треки от совершенно полоумного нойза или техно до композиций группы Death или «God Save the Queen» Sex Pistols, люди танцуют в проходе между столами с мерчем, а когда концертный зал закрывается и начинается after-party, по фестивальной традиции самые отпетые танцоры выплясывают, забравшись на столы.

hans label merch and cds

Заставить себя прослушать всех выступающих (около трех десятков) артистов даже при всем желании невозможно. Составить о каждом свое мнение тем более. Однако можно попробовать сказать по паре слов о некоторых участниках фестиваля.

В первый день Saturmzlide порадовали атмосферным и ритмичным спейс-нойзом. Detritus отыграл привычно красивый меланхоличный сет, в котором смешались элементы классической музыки, электронные эффекты и рассыпчатый звонкий ритм. Французский проект Chrysalide – что-то вроде электронной версии скримо, с отрывистой дробной электроникой и тремя поочередно и вместе кричащими вокалистами – по структуре практически эмо-кор, записанный без участия гитар. Музыка не настолько прямолинейная, как большая часть  сегодняшнего дарк-электро, но вполне доступная и для более широких масс, чем аудитория Maschinenfest. Это имя, скорее всего, скоро можно будет увидеть на афишах более крупных фестивалей темной сцены.

chrysalide

Дэниель Майер в сопровождении вокалистки со своим проектом Architect колдовал над электронными устройствами, упоенно колотил в барабаны и творил на сцене что-то невероятно красивое и завораживающее. Легенды бельгийской электронной сцены Sonar обрушились на зал всей многотонной тяжестью беспримесного индастриала, который звучал как слегка упорядоченный и загнанный в музыкальный размер фабричный шум.

music electronic devices

Во второй день мы были слегка озадачены, когда увидели автомобильную пробку у въезда на парковку клуба. Вскоре ажиотаж нашел свое объяснение, увидев на стеклах нескольких автомобилей стикеры с логотипом ASP, мы обошли площадку с другой стороны и увидели вход в еще один клуб. Да, такое может быть только в Германии – буквально в том же здании через стенку при полном аншлаге выступали ASP.

asp

Тем временем со сцены Maschinenfest проект Mono-Amine из Нидерландов не без успеха раскачивал зал смесью индустриального хардкора и нойза. Его сменил немецкий эмбиентный проект Inade, который впечатлил концептуальным видеорядом на огромном экране.

inade

Танцевальную эстафету принял Nullvektor. На фоне прочего Nullvektor выглядит почти коммерчески ориентированным проектом, в его музыке можно расслышать мелодии, а всякие расщепленные звуки и трещащие шумы звучат у него как-то по-особенному нежно и аккуратно, как будто они и сами знают о том, что выглядят не очень-то, но стараются вести себя хорошо, чтобы вам понравиться. Хотя, несмотря на этот момент, живой сет Nullvektor все равно превратился в неистовую техно-мясорубку.       

nullvektor at maschinenfest

Позже настоящий фурор в зале произвели французы NAO, которые разбавили электронно-механическую программу фестиваля живым звуком. Музыка группы представляет собой что-то вроде God is an Astronaut с выраженным акцентом на синтезаторное звучание.

Через два часа после полуночи на сцену вышел босс лейбла «Hands Production» Удо Вайсманн со своим проектом Winterkalte. Конфликтующие между собой звуки, рев и скрежет плотной стеной нависли над залом, стена эта колыхалась, пульсировала, трепетала, грозила обрушиться, распасться на части и похоронить под своими обломками всех присутствующих. Звук не только оглушал, но, кажется, проникал в тело и рвал грудную клетку изнутри. И если это был просто шум, то что же тогда настоящая музыка?   

Sylvgheist Maelström    

День третий. Перед огромным экраном, на который проецируются кадры хроники Чернобыльской аварии и других техногенных и природных катастроф, трудятся французы Sylvgheist Maelström. Индустриальный эмбиент с нарастающей тревожной полиритмией и густой обволакивающей атмосферой, одновременно завораживающей и пугающей. Народу слегка поубавилось – воскресенье. Есть ощущение, что лайн-ап последнего дня намерено разбавлен более спокойной музыкой. Темный эмбиент исполняют Thee Secrete Society, облаченные в белые костюмы и маски на фоне экрана с оккультными символами.

Thee Secrete Society

Zero Degree наполняет танцпол положительными вибрациями – неменяющийся во время всего сета темп, мягкая ритмическая основа, несмолкающая прямая бочка, звуки космоса, этнические вставки, неявные ассоциации с творчеством Клауса Шульце, и – поначалу застывший танцпол через несколько минут превращается в размеренно колышущееся из стороны в сторону желе, хочется закрыть глаза…

Ambassador 21
– кажется, единственная группа постсоветского пространства, которой удалось добиться значительных успехов в своем жанре за пределами родины. Что говорить, приятно слышать со сцены русскую речь и видеть стоящий на ушах зал, который эту речь не понимает. Подача, энергетика и вообще стиль выступления Ambassador 21 больше всего напоминает Atari Teenage Riot. Пулеметные очереди электронных битов, гитары, крикливые вокалы и постоянное движение на сцене.

ambassador 21

Бельгийский проект Empusae обзавелся живыми инструментами, разросся до четырех человек и продолжил движение в сторону бесформенного эмбиента. Осталось ощущение, что с технической точки безупречное выступление, за которым интересно наблюдать с близкого расстояния, было слегка провалено из-за отсутствия ритмичных структурированных треков.

empusae

Хэдлайнер последнего дня Monolith представил невероятно ритмичный и оглушающий танцевальный сет. Со стороны это наиболее походило на рейв – зал зашатало с максимальной амплитудой, над толпой, переходя из рук в руки, парил принесенный кем-то из публики огромный воздушный шар ярко-зеленого цвета. Прямолинейная и понятная, как надвигающийся прямо на тебя огромный размахивающий ковшом экскаватор, размеренная электронная ebm-долбежка; сделанная, кажется, всем назло и против всех музыкальных правил, но все-таки музыка, в которой все время что-то происходит: обваливается, ухает, шипит или скрежещет. Квинтэссенция электронного индастриала, в котором однажды растворилось техно. Циклично, настойчиво и напролом – то ли танцевальный ритм, то ли звуки работающей машины, то ли рвущаяся наружу агрессивная сущность, то ли лишь грубая оболочка под которой спрятано что-то очень хрупкое и беззащитное. Бывший заводской цех, механический грохот, зеленый воздушный шар над танцующей толпой людей в черном, за кирпичными стенами вокруг – город Оберхаузен с газгольдером и железной дорогой и вся планета Земля – мир, отгородиться от всех ужасов которого нам часто помогают только стены шума в наших наушниках. Да будет шум!

maschinenfest

Maschinenfest, конечно, интересен не только как явление, но и как сугубо музыкальное событие, где выступают артисты, которых вряд ли часто увидишь где-то еще. Тут представлен хороший срез электронно-индустриального подполья, за которым, безусловно, интересно наблюдать. Это отдельный мир со своими тенденциями и путями развития, в котором по-прежнему уделяется должное внимание поиску новых звуков и форм, но также и не забывают о традициях. Участники и все сопричастные организации Maschinenfest часто используют в отношении фестиваля слово family. Это действительно очень узкий круг – одновременно и сборище аутсайдеров и передний край современного электронного андеграунда. Здесь осталось место для настоящей страсти, а клише не вытеснили из творчества эксперимент. И стоит ли говорить, что, несмотря на, на первый взгляд, агрессивную музыку, аудитория фестиваля – это исключительно симпатичные, спокойные и уравновешенные люди. Очень хочется, чтобы огонь в этой печи не угасал. А стоит ли посещать это событие лично вам, решайте сами! Мы же планируем этот опыт повторить.

Maschinenfest 2015 на Facebook: https://www.facebook.com/events/856999764332599/

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: