Публикации на сайте |
Можно быть большим поклонником металлической музыки и ненавидеть Wacken Open Air, но также совсем не обязательно быть металлистом, чтобы его полюбить. В четырехдневном фестивальном калейдоскопе из музыкальных выступлений, борьбы с грязью, переменчивой погоды и настроений все плюсы запросто сливаются и меняются местами с минусами, поэтому и говорить о них получается только через запятую, как о явлениях одного порядка. И всякий раз, когда начинаешь рассказывать кому-то о Вакене, есть риск утерять нить повествования относительно того, что из перечисленного, собственно, стоит отнести к достоинствам, а что к недостаткам.
Итого: три огромные сцены и еще несколько поменьше, более сотни групп самого разного калибра, в числе которых в 2016 году были такие имена, как Iron Maiden, Ministry, Bullet For My Valentine, Tarja, Therion, Twisted Sister, Alcest и многие другие, огромное количество народу (около ста тысяч человек), сложная логистика, особенно, если добираешься не на собственным транспорте, сложности с комфортным размещением и частично экстремальные условия, которые уже стали визитной карточкой W:O:A. На время фестиваля с незавидной регулярностью приходится хотя бы один день дождливой погоды, а этого более чем достаточно для того, чтобы надолго превратить все фестивальное пространство в огромное грязевое месиво, которое не раз проклянешь в процессе и с улыбкой вспомнишь впоследствии.
Проводить время на фестивале можно по-разному. Кто-то каждое утро спешит занять место у самого фан-барьера между главными сценами, чтобы в течение дня технично перемещаться от одной к другой и увидеть как можно больше выступлений самых знаковых групп из первого ряда. И это вполне оправданная тактика для меломана, за исключением одного момента: зачем для этого ехать именно на Wacken, когда в Европе полно гораздо более комфортных фестивалей с не менее сильным лайн-апом?
Так что если вы едете не только за музыкой, но и за атмосферой, лучше не стоять на одном месте. Тем более что перемещаться есть куда, ведь металлический праздник гремит с не меньшей силой и за пределами фестивального поля. На тихой в обычные дни главной улице Вакена разворачивается бойкая торговля всеми видами еды и алкоголя, из каждого утюга играет металлическая музыка и царит веселое оживление.
Из работающих ежегодно заведений особым почти культовым статусом обладает шатер Metal Place – эта просторная пивная ежегодное место сбора хэдбенгеров под флагами футбольной команды St. Pauli, фанаты которой известны своими антирасистскими настроениями. Рекламный баннер обещает завтраки, холодное пиво и чистые туалеты ежедневно с восьми утра. Неизвестно, приходит ли кто-то на завтрак к самому открытию, но уже с полудня и до самой ночи здесь царит рок-н-ролльное веселье: алкогольные напитки льются рекой, грохочет нестареющая классика Judas Priest, Iron Maiden, Twisted Sister и Accept, припевы хитов подхватываются мощным хором пьяных голосов, а на небольшом помосте особо отчаянные соревнуются в хэдбенгинге, слэме и игре на воображаемых гитарах.
Чуть дальше, буквально в нескольких шагах от выполненного в виде коровьего черепа с раскрытой пастью входа в магазин фестивальной атрибутики Wackenstore находится еще одно стратегически важное (особенно, для тех, кто стеснен в средствах) место – всего за два евро здесь можно выпить пол-литра холодного пива и съесть, судя по отзывам завсегдатаев, вполне сносный бургер.
В обе стороны по улице движется непрерывный людской поток, который пестрит нашивками и футболками с логотипом фестиваля. Кажется, что в таком количестве народа встретить одного и того же человека дважды просто невозможно. В многоголосом шуме сквозь толпу катят тележки с пивом и волокут рюкзаки чумазые обитатели кемпинга, иногда мелькают парики и лосины фанатов глэма, ковбойские шляпы, анимэ-комбинезоны аудитории групп вроде Eskimo Callboy, расшитые патчами трэшеркие безрукавки и монохромные майки блэк-металлистов.
За столиками кофейни степенные немецкие пенсионеры делят место с шумными компаниями в футболках Carsass и Autopsy. Здесь можно наблюдать, например, развеселую компанию, которая целеустремленно катит по асфальту тяжелую ванну на колесах с сидящим в ней лысым детиной. Жизнерадостный купальщик подымает фонтаны брызг и то и дело не без помощи своих подельников норовит затащить к себе в купель какую-нибудь зазевавшуюся красотку.
Среди всего этого сумасшествия внимательный глаз различит непрерывную фестивальную работу: стюарды регулируют движение, черными тенями через столпотворение пробираются тонированные шаттлы с персоналом и артистами.
При условии хорошей погоды прогулку по главной улице можно завершить в фестивальном бассейне, до которого также ходит специальный автобус. По причине приличной удаленности здесь обычно немноголюдно. Чистый газон, пиво сосиски, душевая, вышка для прыжков и огромные надувные мячи. В неустановленное время сюда может зайти и дать небольшой концерт мобильный оркестр Blaas of Glory, который перемещается по всей территории фестиваля и исполняет кавер-версии металлической классики.
Сам фестиваль славен не только главными сценами и громкими именами. Маленькие площадки вроде расположенной чуть в стороне Beer Garden живут отдельной жизнью и собирают свою аудиторию. Beer Garden – по сути, большая пивная с длинными столами под открытым небом и небольшой сценой, среди артистов выступающих на ней чаще других фигурирует лысый немец Mambo Kurt, который, наверное, может похвастаться рекордным количеством выступлений на W:O:A. Он не только ежегодный участник лайн-апа на протяжении уже нескольких лет, но еще и умудряется выступить по два-три раза на разных площадках в каждый из дней фестиваля, включая день пре-пати.
Хороший шоу-мен и обладатель дешевого домашнего органа имеет свою фан-базу, в основном как раз среди посетителей бир-гардена. Каждое выступление Mambo Kurt – это смесь стенд-апа с шутками, которые адресованы и понятны в большей степени немецкоязычной аудитории, и исполнением всем известных поп- и метал-хитов в комичном переложении для органа. Костяк программы составляют предсказуемые кавер-версии вроде «The Final Countdown» или «Enter Sandman», которые с воодушевлением подхватываются аудиторией, но вдруг на сцене появляется, например, картридж от винтажной игровой приставки, и вся толпа уже слэмится под тему из Super Mario, после этого сам маэстро может спуститься со сцены и станцевать немецкую польку с какой-нибудь из своих поклонниц, затем звучит кавер на Depeche Mode или какой-нибудь поп из восьмидесятых, а в финале наступает всеобщий экстаз от совместного пения «We are the Champions».
Еще одни завсегдатаи фестиваля – шотландские волынщики Red Hot Chili Pipers и немецкие шутники Pampatut. И те и другие исполняют бодрую средневековую музыку и много шутят со сцены, и тех и других можно увидеть в каждый из дней на Wackinger Stage, которая расположена в пространстве под названием деревня Викингов. Здесь продают сидр, жарят свиные туши на вертелах, торгуют разнообразным хэндмейдом, устраивают боевые реконструкции и спортивные состязания, в которых может принять участие любой более менее трезвый желающий. Чуть дальше перед входными рамками со стороны кемпинга отгорожено футбольное поле, где разыгрывается футбольный кубок Вакена, чтобы принять участие в турнире нужно заранее подать заявку и зарегистрировать свою команду на сайте фестиваля.
Сюда же втиснута небольшая локация под названием Wasteland Stage – которая тоже в большей степени посвящена шоу, чем музыке, – сооруженная в стиле фильма Mad Max сцена в окружении декораций из металлолома, среди которых тусуется и время от времени вытворяет какие-нибудь штуки отряд моделей в облачении воинов пост-апокалипсиса.
Днем здесь чаще всего поочередно выступают почти неотличимые друг от друга на слух группы Sector и Sub Dub Miсromachine и реже некоторые другие – почти всех, кто подымается на эту сцену, объединяет постапокалиптический имидж и не самого высокого качества агрессивный и рваный индастриал-метал.
С наступлением темноты выступления групп сопровождаются ярким огненным шоу – в действие приводится какой-то дьявольский механизм, который выпускает в небо могучие шары огня, и в холодное время, стоя в десяти метрах от сцены, вполне можно согреться.
Вокруг все время что-то происходит: кто-то под одобрительные крики толпы с разбегу ныряет в грязь, кто-то волочет к сцене полутораметровый надувной член, который потом долго летает над головами публики, как волейбольный мяч, во время выступления Twisted Sister. Вместе со сменой артистов на сценах обновляется и аудитория: к выступлению Steel Panther стягиваются девушки в леопардовых и кожаных лифчиках и мужчины в париках, лосинах и даже стрингах с надувными гитарами наперевес. Перед выходом Alcest треть зала крытой площадки Bullhead City Circus вдруг заполняется аккуратно подстриженными бородачами с подкрученными усами, а над толпой то и дело взлетают густые облака ароматного пара электронных сигарет. Предсказуемый аншлаг на одной из главных сцен происходит во время выступления Iron Maiden, в то же время под крышей шатра перед тысячей человек дают жару альтернативщики Therapy?
День за днем шумные и пестрые людские потоки движутся во все стороны сразу, сливаются и разделяются по пути к выходам и сценам – и вполне возможно, что далеко не все делают это осмысленно. В результате трэшеры пляшут польку под звуки Пожарного оркестра Вакена. Седобородый рокер в футболке Slade одобрительным криком приветствует выходящих на сцену индустриальщиков Ministry. Среди подлетающих до потолка разгоряченных фанатов Ektomorf как ни в чем не бывало вдруг проносится характерной походкой вприпрыжку косплеер Энгуса Янга в коротких штанишках и при галстуке.
В кемпинге бурлит своя жизнь со своими не всегда понятными забавами: вот несколько человек примотаны скотчем к забору, еще десяток сгрудился вокруг жертв и радостно поливает их баночным пивом. Проиграли в карты? Проспорили? Наказаны? Черт его знает! Довольными выглядят и те и другие. Зато в соседнем палаточном лагере алкоголь не расходуют на всякие пустяки, на табличке можно прочитать такое послание: «Кто покажет сиськи, получит пиво», ниже, видимо, чуть позже наспех накарябано уточнение «Только для девушек!»…
Мимо с криками пробегает одноместная палатка – кто-то прорезал в ней дыры для рук и ног и в буквальном смысле одел ее на себя. Все это совершенно не ассоциируется с кровавым клипом какой-нибудь блэк-металлической группы, а для приблизительного описания творящегося вокруг дуракаваляния на ум скорее придут комедии девяностых вроде «Обкуренная молодежь» и «Мир Уэйна» или мультипликационное шоу Бивиса и Баттхеда. Несмотря на то что в это же самое время на украшенной факелами и дьявольскими символами главной сцене звучит темный метал от Triptykon…
Вполне возможно, что у людей далеких от рок-н-ролла и фестивальной культуры в целом поверхностный взгляд на происходящее вызовет непонимание и даже отторжение. Но очевидно, что человек по своей природе просто нуждается в чем-то подобном, особенно в наше непростое время: огромное количество людей находит выход из опостылевшей реальности в экстремальной музыке и фестивальном угаре. И каждый следующий фестиваль служит этому наглядным подтверждением: билеты на W:O:A распродаются в течение суток без объявления лайн-апа, а апартаменты и гостинцы на числа в районе первых выходных августа в радиусе десятков километров от Вакена, кажется, забронированы на десятилетия вперед. И это несмотря на проблемы с дождем и грязью или пылевыми бурями в солнечную погоду.
Конечно, не малую роль играет грамотно выстроенный маркетинг. За четверть века существования фестиваля организаторам W:O:A удалось сделать, кажется, какие-то совершенно невозможные вещи, особенно, если понимать, что на самом старте все было против того, чтобы этот проект стал хоть сколько-нибудь успешным. Однако название захолустного немецкого поселка, в котором проживает больше коров, чем людей, стало одним из главных брендов в мире тяжелой музыки. А отрицательные факторы вроде грязи в итоге превратились во что-то вроде культа. Например, в прошлом году хитом продаж стали выпущенные по итогам фестиваля футболки с псевдозаляпанной текстурой и надписью Wacken – Mudfigthers. Вообще, любая фестивальная атрибутика, разновидностям которой нет числа, здесь расходится на ура.
Ну а главное достижение Wacken Open Air – это ощущение, что на эти несколько дней каждый посетитель становится гражданином отдельного государства, которое работает по своим законам без оглядки на происходящее во внешнем мире. Из самых разных мест сюда добираются самолетами и поездами, на собственных автомобилях, на попутках и чуть ли не пешком. Люди, у которых очень много денег, и люди, у которых их почти нет. Останавливаются в дорогих отелях, арендуют трейлеры, живут в машинах, мокнут в разваливающихся палатках, устраивают самый мощный прием выступающим группам, поддерживают любимую музыку и друг друга.
Четыре дня в шумной толпе на Wacken наиболее полно раскрывают тезис о том, что на контрасте со своим мрачным имиджем металлисты были и остаются крайне позитивной, максимально жизнелюбивой, а возможно, потому и самой жизнестойкой субкультрой с многолетней историей. Это одновременно и религия, и образ жизни, и план побега из царства настоящего безумия, утомительной реальности и вгоняющих в стресс ежедневных выпусков новостей – дверь в сказочный мир, где реки крови проливаются только в текстах песен и на обложках альбомов.
И когда фестивальный марафон подходит к концу, глубокой ночью, наконец, стихает музыка на одной из главных сцен, а вокруг нарастет могучий многоязычный гул голосов, радостного смеха и выкриков, и тысячи уставших, но полностью счастливых людей разбредаются по огромному полю – это совершенно особое настроение, которое стоит почувствовать. Людские потоки утекают в сторону выхода, завтра многим предстоит долгий путь домой, на поле останутся горы пришедшей за несколько дней в негодность обуви и брошенные насквозь мокрые палатки. Но несмотря на похмелье и смертельную усталость, менее чем через сутки большинство найдет в себе силы, чтобы выйти в сеть и успеть забронировать билеты на следующий Wacken Open Air, который состоится через год. Такая преданность лишний раз говорит сама за себя. Времена меняются, появляются и умирают новые музыкальные жанры, на смену одной моде приходит другая, но история под названием HEAVY METAL, похоже, не закончится никогда!
Видеозаписи фестивальных выступлений можно посмотреть на Youtube-канале W:O:A: https://www.youtube.com/channel/UCvQT6N9nu2BJ-lJuMg1jEZQ/videos
Больше информации о W:O:A 2017 на официальном сайте фестиваля: http://www.wacken.com
Билеты на W:O:A 2017 еще в продаже!