Публикации на сайте |
Как обычно, стоит оговориться, что в этом отчете вы не найдете детального описания выступления каждой группы, разборов трек-листов или какой-то глубокой музыкальной аналитики. Это просто собранный в одном тексте набор субъективных впечатлений, мыслей и наблюдений, которые я привожу с собой из таких поездок. Что-то вроде дневника. К тому же, в этот раз я сознательно решил проигнорировать выступления большинства хэдлайнеров, по большей части отдав предпочтение артистам поменьше – но тем, чьи выступления, я ранее не видел, а некоторых даже и не слышал. Поэтому, если вы хотите узнать о том, как и что в этом году сыграли Scorpions, Korn, Blind Guardian, Accept или другие группы из первых строчек афиши Wacken Open Air 2024, то поищите отчеты моих коллег на других сайтах. Итак, поехали!
В этом году уже ставший традиционным выезд на крупнейший в мире метал-фестиваль, который уже более тридцати лет неизменно проходит в полях немецкой деревни Вакен, снова состоялся не без некоторых сложностей. Однако, как мы знаем, сложности, которые удается преодолеть, сохраняются в памяти как приключение. Задержки авиарейсов, отмена поезда из Кельна в Гамбург, лишний крюк с пересадкой через Берлин. Да еще и долгое ожидание объявления старта аккредитации при уже купленных перелетах и предоплаченных апартаментах.
До начала фестиваля оставалось несколько дней, мы уже были в Германии, а доступ в личный кабинет, куда ежегодно требуется загружать свои данные, по-прежнему не работал. Надо сказать, что пресс-отдел Wacken Open Air оперативно ответил на все мои письма, и ситуация разрешилась благополучно. За что хочется сказать огромное спасибо всем к этому причастным!
Тем не менее, если раньше уведомление приходило за несколько недель, то в этот раз мы получили подтверждение аккредитации в дороге, буквально одновременно с началом события, когда уже был открыт заезд в кемпинг. Теперь при официальном старте фестиваля в среду, разбить лагерь на его территории можно уже с воскресенья, первые концерты и развлекательные программы начинаются во вторник. И для тех, кто может себе это позволить, фестиваль растягивается на целую неделю.
Вместе с долгожданным имейлом, который подтверждает аккредитацию, приходит сопроводительное письмо с информацией, что точка получения входных пресс-браслетов с этого года находится по новому адресу. Мы путешествуем без машины, поэтому с некоторым напрягом принимаем к сведению, что теперь пункт аккредитации находится где-то в семи километрах от места проведения фестиваля, пока не очень понятно, в какой именно стороне.
Когда мы добираемся до нашего места жительства неприятная новость внезапно превращается в приятную. Хозяйка наших апартаментов Дженнифер, у которой мы останавливаемся не первый год, переспрашивает: вам нужно получить браслеты прессы? Так это теперь вот тут за углом. Действительно, в десяти минутах ходьбы от крыльца нашего дома – почему-то на территории действующего коровника обнаруживается чек-ин. После получения браслетов и короткого отдыха в компании знакомых по прошлому году соседей датчан выдвигаемся на фестиваль.
День первый
Часть площадок как бы вынесена за пределы фестивального поля, на котором стоят большие сцены и проходят главные концерты. Например, постапокалиптический городок Wasteland из металлолома и прикрепленная к нему Wasteland Stage. И наша первая остановка здесь.
S.D.I. – немецкая спид-метал группа, чьи патчи можно увидеть на джинсовых жилетах самых отъявленных металхэдов по соседству с логотипами Tyrant, Iron Angel и им подобных. История этих групп звучит примерно одинаково: три-четыре альбома в восьмидесятых, которые вроде как многим зашли, но чего-то им все-таки не хватило для прорыва в первый или даже второй эшелон, далее пара небольших туров, уход в небытие в девяностых, посмертное приобретение культового статуса у коллекционеров, воскрешение в двухтысячных и почетное место в лайн-апе какого-нибудь метал-гик-феста вроде Keep it True. Что-то такое определенно случилось бы с Running Wild, если бы они распались сразу после концертов в поддержку «Branded and Exiled».
Так вот, Wacken 2024 и группа S.D.I. на самой маленькой Wasteland Stage. Тот самый некогда списанный со счетов, а сейчас вновь становящийся актуальным, непричесанный и прямолинейный метал-саунд с налетом панковского раздолбайства, неподдельный энтузиазм музыкантов, сотни три максимально вовлеченных фэнов из самых разных стран, которые готовы устроить настоящий Megamosh, лишь заслышав первые звуки одноименного хита. В общем, на этот огонек однозначно стоило заглянуть. Далее по плану концерт Anneke van Giersbergen у нас есть пара часов, чтобы закинуть свои вещи в арендованную камеру хранения и передохнуть.
Несколько лет назад Wacken Open Air полностью перешел на систему оплаты кэшлес – то есть для покупок еды, напитков, мерча и любых других товаров на территории теперь нет возможности оплаты наличным или картой. Каждый посетитель получает входной браслет с закрепленным на нем чипом, на который можно закинуть необходимую сумму в специальном автомате. Помимо прочего, это неплохо решает проблему с очередями.
Мне снова «везет». При первой попытке положить 50 евро, автомат выходит из строя и просто проглатывает купюру. К счастью, хоть и не сразу, в пресс-тенте обнаружился милейший и очень отзывчивый человек, который смог нам помочь. Пока вызывались соответствующие службы, какое-то время я дежурил около автомата, объясняя всем подходящим, что он сломан и не стоит пытаться пихать туда свои деньги. Концерт Аннеке был запланирован в необычной локации на территории деревни – путь не близкий. Большой фестиваль – большие расстояния. Примерно через час, когда я мысленно смирился с тем, что это выступление, похоже, придется пропустить, передо мной материализовались аккуратные молодой человек и девушка с предельно серьезными лицами и связкой пластиковых карт, что-то куда-то приложили, ввели какие-то коды в автомат, уточнили у меня сумму, приложили к моему браслету телефон, экран которого показал баланс 50 евро, и, коротко пожелав мне хорошего вечера, деловито углубились в дальнейший ремонт этой дьявольской машины.
Локация Metal Church – действующая церковь за пределами фестивального пространства в самой деревне Вакен, здесь с 2013 года проходят специальные акустические концерты. На сцене Anneke van Giersbergen. После приключений по спасению съеденной автоматом наличности едва успеваем к началу, кажется, что все места уже заняты, но нам удается втиснуться. Аннеке – артистка, которая, помимо своего голоса, покоряет еще и своей волшебной энергетикой, она как будто бы имеет свойство светиться изнутри и распространять этот свет вокруг. И тут уже становится не так важно, что именно она будет петь, хотя все мы, конечно же, очень скучаем по The Gathering (ладно, про всех не знаю, но я точно). Что ж, подарком мне и таким, как я, стали «The May Song» и «Saturnine». Акустическая гитара, тот самый голос, непринужденное общение с залом, кавер-версии Black Sabbath, Kate Bush, несколько песен с сольных альбомов и – еще один приятный сюрприз «Valley of the Queens» с любимого альбома Ayreon. На сегодня достаточно. Едем отдыхать.
День второй
Инфраструктура фестиваля развивается. Wacken Open Air растет – и здесь как обычно обнаруживаются не только плюсы, но и минусы. Появилось большое количество возможностей относительно комфортного размещения на территории. Теперь обитателям кемпинга не обязательно тащить с собой палатки и другие принадлежности. Доступна аренда предустановленных палаток, шатров и даже домиков, функционируют отдельные лагеря, где работают свои обслуживающие гостей сервисы – что, с одной стороны, вроде как неплохо.
Оборотная сторона: Wacken Open Air становится объектом туризма. Для Германии Цельнометаллическая деревня – уже часть культурного ландшафта и в каком-то смысле достопримечательность. Комфорт привлекает туристов – в итоге вовлеченная публика, которая сама по себе делает атмосферу – странными нарядами и спонтанными флэшмобами, размывается теми, кто приехал просто из любопытства. Холивар на эту тему не стихает в сообществах фанатов Вакена в социальных сетях. Если раньше сам путь к сценам вдоль первой линии кемпинга был чем-то особенным: отличительные знаки, гремящая музыка из портативных колонок, приветствия, пивные батлы, купание в грязи, приглашения выпить, скульптуры из пивных банок, риск быть облитым водой из водяных пистолетов и другая безобидная шиза делала часть общего настроения. Даже сами лагеря как будто ставились по принципу, кто кого перещеголяет. Теперь это практически безжизненные ряды типовых предустановленных палаток. И даже ставший культовым вагончик Rendsburger Wacken Fans, всегда бывший на виду, теперь оказался где-то на задворках.
Такова цена чьего-то комфорта. С другой стороны, возможно, так отрабатывается созревший запрос стареющей публики. Ну и опять-таки – ведь тут можно вспомнить фото с кучей брошенных тентов, диванов, стульев и прочего хлама, которые ежегодно остаются на поле после каждого фестиваля (речь не только о Wacken Open Air), а все это надо как-то собрать и утилизировать... С этими мыслями я добираюсь до W.E.T. Stage.
Чуть ли не ровно два года назад на эту же сцену, примерно в это же время вышла «безликая» группа Gaerea. В этом году эстафету приняли американцы Uada. Лица музыкантов также полностью закрыты капюшонами, дресс-код – тотально черный, высокие сапоги, кожаные жилетки. Несется бодрый мелодичный блэк в его очередной популярной сегодня инкарнации. Шоу проходит на одном дыхании, навязчивые инфернальные риффы, обязательные тремоло, заходы в рок-н-рольный угар. У сцены несколько тысяч человек, тут и там мелькают футболки и патчи с логотипом Mgla, по рукам плывут краудсерферы. Хорошо!
Messiah – еще одна позиция в бесконечном списке «забытые имена». Швейцарская дэт-метал банда с нестабильным составом – например, в записи одного из альбомов даже принял участие Кристофер Йонссон из Therion в качестве вокалиста. Трэш / дэт-метал, несколько альбомов, концерты, прекращение активности в 1994, возвращение в 2017. И, конечно же, культовый статус в определенных кругах. Не сказать, что это было выдающееся выступление, к тому же были некоторые проблемы со звуком, но я хотел услышать живьем «Choir of Horros», и я ее получил.
Alligatoah – популярный немецкий рэпер, который на самом деле всегда больше любил ню-метал. С каждым годом обозначение жанровых границ становится все более бессмысленным. Стены смерти и серкл-питы на рэп-концертах, безумная музыкальная мешанина от музыкантов вроде Ронни Радке – все это уже обыденность. Так что гитарный альбом от рэп-исполнителя и его выступление на метал-фестивале тоже не какое-то там особое событие. Судя по собравшейся у сцены Louder толпы в несколько тысяч человек и настоящему фанатскому угару с подпеванием каждой песне, Alligatoah в Германии хорошо знают и любят. Комичные тексты, декорации в виде офисного помещения, которое неминуемо будет разгромлено в ходе шоу. Музыкально – просто веселый рэпчик с гитарами.
Стемнело. Криистиан Эйвинд Эспедаль – он же Гаал, он же экс-вокалист норвежской блэк-метал-группы Gorgoroth, он же автор меметичного «…Satan» (смотри интервью в фильме «Headbanger’s Journey»), участник Wardruna, художник и обладатель еще кое-каких регалий – вернул к жизни свой позабытый проект Trelldom. Послужной список, масштаб личности и интригующий анонс готовящегося к выходу альбома от Prophecy Productions, который сообщал, что к группе присоединился норвежский саксофонист Kjetil Moster, известный по работе с Royksopp, The End и многими другими – все в совокупности указывало на то, что это должно быть что-то интересное. Ожидания более чем оправдались. Молчаливое появление на сцене, отстраненные друг от друга фигуры музыкантов в лучах красного света. Немного тишины и тут же стремительный старт, несущиеся вперед барабаны, гитара, которая словно хочет обогнать звук ударных, нарастающий стон саксофона… Дальше нон-стопом без пауз и общения с публикой вихрем пронеслось: авангардный метал, пересечение блэка, джаза (где-то здесь захотелось использовать приставку пост-, но я не придумал где), сложные ритмические конструкции, скрим, шепот, и потустороннее пение Гаала, который, казалось, находится в состоянии глубокого транса. По итогу: мой личный хайлайт фестиваля.
День третий
Baroness появляюся на сцене после космического интро и заряжают хит «Last Word» – музыка, которая сразу забирает с собой, зовет оторваться от земли и улететь куда-то за облака. Доступные хорошо читающиеся мелодии, украшенные прогрессивными аранжировками, которые не нагружают мозг, а просто делают песни группы более интересными. Ну и от красавицы Джины, конечно, глаз не оторвать. Захватывающие психоделические джемы, гитарные эффекты, легкий ветерок разносит по толпе знакомый сладковатый запах тлеющих листьев – ну а что? – тут теперь разрешено.
Выступление Pain выглядело, как будто что-то пошло не так. Видео-вставки в виде коротких мультиков в паузах включались то ли не вовремя, то ли этот момент и вовсе не был продуман. Но минуты тишины между песнями и в целом не очень хороший звук подпортили впечатление даже от проверенных хитов. Все-таки дождавшись «Shut Your Mouth» мы ретировались, не дожидаясь конца выступления.
Норвежцы Vreid посвятили свое шоу тридцатилетней отметке своего музыкального пути, стартом которого стал первый релиз первой группы музыкантов Windir, вышедший в 1994. Снова относительный культ в определенных кругах, к которым я не отношусь. Поэтому заняв свое место перед сценой, какое-то время пришлось провести за изучением истории, чтобы понять, почему группа, обозначенная в расписании как Vreid, выступает на фоне задника с логотипом Windir, да простят меня фанаты этих групп за мое невежество. Хотя оба названия всегда были на слуху. Звучали песни обеих групп, ни одну из которых я ранее не слышал, что не помешало получить удовольствие. Вдвойне приятно открывать для себя что-то таким образом. Немного обламывали прорывающиеся сквозь стены блэк-метала и нордические распевы неуместные звуки выступающих на главной сцене Korn, два года назад такая же битва жанров на этом же самом месте была у Moonspell и Slipknot.
The 69 Eyes добавили вечеру ноток ностальгии и освежили в памяти готик-пати начала нулевых. Хороший набор хитов, много классики – «Framed in Blood», «Gothic Girl», «Wasting the Dawn» и так далее. Достойно!
Странная закономерность. Не могу утверждать, но есть ощущение, что относительно новые группы, которые находятся на волне хайпа словно не вызывают достаточного доверия у организаторов Wacken Open Air, а потому ставятся в не самые престижные временные слоты. Например, в прошлом году выступление Sleep Token состоялось после полуночи в последний день фестиваля. В этом – примерно такая же участь постигла, конечно, не настолько популярных, но уже достаточно уверенно идущих к захвату большой аудитории, Unto Others. Но тут это был хотя бы не последний день и удачная связка – выступление на соседней сцене сразу за The 69 Eyes. Однако то ли до Германии долго докатываются актуальные тренды, то ли до этого времени – а шоу американцев было поставлено на час ночи – действительно мало кто доживает. В общем, у сцены, кажется, собрались исключительно те, кто в теме, и было таких, прямо скажем, не много.
Как-то Эндрю Элдрича спросили, какую из многочисленных кавер-версий песен Sisters of Mercy он считает самой удачной. Ответом было: «У Iron Maiden с их “Fear of the Dark” неплохо получилось». Unto Others как будто бы ухватились именно за это не самое очевидное сходство. Этот высокоэнергичный замес из традиционного хэви и готик-рока заходит на ура. Мне попадалась в сети странная критика, что вокалист слабоват живьем, – не попадает он, видите ли, в ноты… Да кому тут нужны эти ваши ноты? За нотами ходите в консерваторию. Здесь оживают восьмидесятые и первобытный угар тесных клубов с конденсатом на потолке, когда играть, возможно, не очень умели, зато очень хотели – яростный напор, грохот ударных, дикие вопли в микрофон – где не пропою, там буду просто орать, музыканты мечутся по сцене, шум и гитарный скрежет, словно вопреки всему, складываются в мелодии. Все это было. И это было очень хорошо!
День четвертый
Утром отправляемся в бассейн. В первый день стояла такая жара, что желающих искупаться оказалось настолько много, что организаторам даже пришлось делать оповещение, что бассейн переполнен и закрыт на вход. Сегодня здесь тихо. Несколько человек прыгают голышом с вышки, местные подростки катаются с горки. Островок спокойствия в стороне от фестивального буйства.
Обычно между фестивалем и бассейном курсирует шаттл-бас. Но непонятно будет ли он сейчас, поэтому идем пешком. Последний день наиболее оживленный в самой деревне – кажется, что сюда съезжаются жители всех ближайших населенных пунктов, родители с детьми, мотоциклисты, велосипедисты смешиваются с металхэдами в одном шумном потоке на главной улице. Люди толпятся в многочисленных барах, покупают настойку, мед и другие продукты у местных жителей, оккупируют автозаправку, которая тоже превращается в импровизированный бар. Отовсюду гремит метал-музыка.
По дороге нас накрывает сильный дождь, который приходится пережидать под навесом местной аптеки. До фестивального поля идти еще пару километров, одет я не по погоде и, кажется, я пропущу запланированный концерт Brutus, что обидно. Но ливень все-таки затихает, и точно к началу выступления я оказываюсь перед сценой.
Brutus – бельгийское трио с поющей барабанщицей. Группа, на которую сейчас все больше стали обращать внимание. Разливы протяжных тремоло, внушительные педалбоарды перед басистом и гитаристом, обязательный усилитель Orange, эмоциональное с надрывом пение Стефани. Еще пасмурное после дождя небо, легкий ветерок. Погода как будто подстроилась под эту пронзительную меланхоличную музыку.
Есть ощущение, что к тридцать третьему фестивалю организаторы как-то решили проблему с дренажом. Вопреки ожиданиям, ливень, который был еще и ночью, не превратил поле в грязевую кашу. Вокруг на удивление сухо, резиновые сапоги в этот раз не потребовались.
Asagraum – отчаянные дьяволицы из Нидерландов, к сожалению, на маленькой Wasteland Stage. Блэк-метал по канону: корпспейнт, кожа, каркающий вокал, ощетинившийся саунд, зловещие вязкие замедления и лютая молотьба, развороты спиной к публике в паузах, запрокидывание голов и ритуальное вскидывание «козы». Нахождение в образе от первой до последней минуты шоу. Все по классике жанра. Приятно видеть на сцене по-настоящему увлеченных своим делом людей.
Стемнело. Финал близок. Пришло время церемонии прощания и анонса первых групп, которые сыграют в Вакене через год. Я не случайно употребил слово церемония, потому что теперь это происходит с максимальным пафосом и размахом. Несколько тысяч человек заполняют поле. Звучит величественная музыка, на огромных экранах мелькает видеоряд с летающими тарелками и воинами постапокалипсиса, десятки прожекторов прорезают тьму, в небо устремляются огромные столбы пламени. Сотни дронов в небе складываются в объемные фигуры, а затем, в логотипы групп. Толпа ревет. В этот момент даже сами организаторы фестиваля, должно быть, ловят себя на мысли: думали ли мы тридцать лет, что это станет вот таким? Хотя, может и думали, кто их знает.
Снова Wasteland Stage: группа Persefone из крошечного государства Андорра. Ультрамелодичный дэт-метал с прогрессивными структурами и всякими модными штуками, гроул, чистое пение, синты и даже автотюн. Очень крепкое выступление в формате для своих – последний день фестиваля, позднее время, но несколько сотен человек нашли в себе силы устроить угар перед сценой. Серкл-пит, к которому в какой-то момент присоединился гитарист группы, не прекращая играть. Хороший баланс между агрессией, сложностью и мелодиями. Группа существует более двадцати лет и явно заслуживает большего – возможно, заключенный два года назад контракт с Napalm Records поможет Persefone выйти на более широкую аудиторию. Музыканты свое дело знают, дело за промо. Это шоу стало отличным завершением фестиваля. Пора домой!
На следующий год уже анонсированы выступления Machine Head, Ministry, Clawfinger, Midnight и многих других. Wacken Open Air растет и меняется, разговоры на тему «раньше было лучше», наверное, не стихнут никогда. Неизменным остается, что это по-прежнему огромный праздник, который поражает своим размахом, оказаться частью этого действа все еще круто. Что-то навсегда уйдет в прошлое, что-то обязательно поменяется – таков закон жизни. А крупнейший метал-фестиваль проживет еще не один десяток лет, как и сама эта музыка во всех ее разновидностях. Будем надеяться, что нам удастся вернуться сюда в следующем году. Rain or Shine!
Все подробности Wacken Open Air 2025 можно найти на сайте https://www.wacken.com/. Билеты (на момент написания этого материала) еще в продаже!