Публикации на сайте |
С тех пор как мир лишился привычной стабильности в 2020, ежегодные путешествия на зарубежные музыкальные фестивали перестали быть чем-то обыденным. Два года пандемии, переносы дат, время тотальной неопределенности, долгожданное возвращение к концертной жизни в Европе и практически полное прекращение этой жизни в России плюс другие отягчающие обстоятельства, которые привели к существенному подорожанию и усложнению путешествий за пределы нашей страны. 2023 год не принес в этом смысле никаких улучшений – логистика стала еще более затруднительной и затратной, однако получить визу и совершить такое путешествие по-прежнему возможно, если, конечно, позволяют средства!
Итого: очередь в визовый центр, томительное ожидание результата, затяжная процедура аккредитации на фестиваль и только потом покупка авиабилетов, бронирование отелей и прочее. Перелет с пересадкой в Стамбуле, два дня во Франкфурте, дальше – Кельн и готический Amphi Festival, и вот мы уже изрядно уставшие на финишной прямой – в тридцати километрах от Вакена в уютном городке Глюкштадт восстанавливаем силы, перед тем как окунуться в фестивальный водоворот. До начала Wacken Open Air два дня.
Официальный старт фестиваля – в среду, заезд в кемпинг открыт уже с воскресенья. Информация о том, что последние несколько дней в месте проведения фестиваля идут непрекращающиеся дожди, настораживала, но не пугала. За годы поездок на Вакен мы привыкли ко всякому, поэтому в чемодане ждут своего часа резиновые сапоги и дождевики. Пока с нами тихое обаяние немецкой провинции – прекрасный вид из окна, на завтраке в отеле и на улицах города встречаются первые небольшие компании металлистов в футболках с символикой W:O:A. Казалось бы, все сложности позади. Но не тут-то было…
В понедельник на официальных ресурсах фестиваля появилось первое тревожное сообщение: «Сильный дождь на севере Германии, заезд на Wacken Open Air остановлен! Территория кемпинга в данный момент непроходима, по этой причине мы прерываем заезд гостей. Если вы уже едете к нам, пожалуйста, остановите свое путешествие там, где вы находитесь сейчас…». Подождите, то есть как это остановите?
Следующие двое суток прошли за разглядыванием фото и видео тех, кто уже успел заехать на территорию – застрявшие машины, буксиры, радостные люди по колено в грязи – да вроде все как обычно! А новости тем временем сообщали следующее: «полностью остановлен въезд любых транспортных средств на территорию, на всех подъездах к фестивалю многочасовые пробки, организованы перехватывающие парковки для тех, кто оказался вынужден прервать свое путешествие». В лентах социальных сетей тут же появлялись фото многокилометровых пробок. Люди ночевали в машинах прямо на обочинах, на предоставленных парковках образовывались стихийные кемпинги с музыкой и барбекю.
К решению проблемы подключились жители региона. В запрещенной в России социальной сети одно за другим появлялись такие сообщения: «Если кто-то по каким-либо причинам не может спать в машине, я с радостью предоставлю свою гостиную для людей, чтобы они могли поспать. Есть доступ в ванную и Wi-Fi…»; «…на моей ферме можно было бы разбить лагерь ... мы в Шафштедте, примерно в двадцати минутах езды от W:O:A. Было бы неплохо сделать небольшое пожертвование на электричество и туалетные принадлежности… Во дворе достаточно места для палатки или каравана…»; «Тем, кто все еще ищет сухое место для парковки – добро пожаловать в Глюкштадт! Мэр Рольф Апфельд освободил док в порту для всех застрявших в пути. Город, который имеет слово «счастье» не только в названии, но и в сердце!»; «Привет! Мы предлагаем оборудованные парковочные места для примерно 10 автомобилей на территории нашей компании. Вы также можете разбить лагерь на соседнем, еще сухом лугу. Имеется туалет, душ, к сожалению, только с холодной водой. Примечание: поскольку мы окружены добрыми соседями, просим, ночью не превышать допустимый уровень громкости!» и так далее.
Множество объявлений с предложениями поставить палатки на лужайках перед домами, заночевать в хозяйственных постройках и собственных домах в радиусе нескольких десятков километров от фестиваля. Уровень вовлеченности и готовность прийти на помощь самых разных, в большинстве своем далеких от тематики события людей впечатлял. Однако остро стоял вопрос: а нам что делать? Пока заявления организаторов вроде как в большей степени относились к тем, кто въезжает на фестиваль на своих транспортных средствах, по поводу пешеходов никакой конкретной информации не было, что давало повод надеяться.
Фестиваль в Вакене проходит уже тридцать лет, и даже самый сильный дождь никогда не становился препятствием для его проведения. Поэтому происходящее слегка удивляло, тем более что мы находились не так далеко, и погода в Глюкштадте совершенно не выглядела экстремальной. Хотя происходящее нас напрямую не касалось – мы не планировали жить в кемпинге и въезжать на территорию на собственном транспорте – некоторое волнение все же присутствовало. И, как оказалось, не зря – накануне нашего выезда появилось финальное сообщение от организаторов: «Учитывая погодные условия разумное количество посетителей Wacken Open Air 2023 уже достигнуто. Любые заезды должны быть немедленно прекращены. Такое решение принято впервые в истории W:O:A. Нам очень грустно, но сложная погодная ситуация, к сожалению, не оставляет нам другого выбора». Неужели это все? Долгая процедура аккредитации, внесенная еще год назад предоплата за жилье, перелеты с пересадками, автобусы и поезда, чтобы все закончилось таким образом в двух часах езды от цели?
Спустя полгода девушки из бразильской трэш-метал-группы Nervosa в подкасте Криса Гарзы скажут: «Про историю нашего выступления на Вакене можно было бы написать книгу – наше шоу было анонсировано на 2020 год, но было отменено из-за пандемии, как и в 2021. На 2022 год организаторы собрали полностью новый лайн-ап без групп, которые были там до этого, а наше участие перенесли на следующий год. В 2023 перед Вакеном мы играли на фестивале Metal Days в Словении, и наш перелет оттуда отменили, мы поменяли билеты и должны были прилететь точно впритык ко времени нашего выступления. Мы решили – ок, пусть будет так. Но тут Вакен начинает рассылать эти сообщения: не приезжайте на фестиваль из-за грязи пробок! Но мы приехали к нашему выступлению, начало сместилось на три часа, отменились шоу на других сценах – мы ждали, а погода становилась все хуже и хуже, а мы все думали: только бы не отменили наше выступление! Но все-таки это случилось, мы выступили – с кучей технических проблем, но мы сделали это!»
В общем, нам все равно ничего не оставалось, кроме как действовать по первоначальному плану. В среду утром мы прибыли на станцию Итцехо, где нас встречала хозяйка наших апартаментов Дженнифер, у которой мы останавливаемся уже третий год, у нее для нас были хорошие новости: сегодня она отвозила на фестиваль других своих постояльцев, и они без проблем получили входные браслеты. Через несколько часов мы добрались до пункта аккредитации, где встали в немаленькую очередь (то есть люди все-таки продолжали прибывать) и без малейших проблем получили свои проходки.
И как же все это понимать? Ситуация сложилась спорная, для многих даже обидная. Все, кто проявил сознательность и развернул свой транспорт в обратную сторону, – лишились фестиваля в этом году с возможностью посетить его по своим билетам уже в следующем. Люди, которые заехали на территорию до всех сложностей и объявлений от организаторов, справедливо расположились в кемпинге и получили свои входные браслеты. И, наконец, люди, которые проигнорировали все предостережения (или, что вряд ли, вообще не знали о каких-либо проблемах) и просто приехали в Вакен, – все до единого посетили фестиваль. Все это время параллельно с объявлениями о прекращении запуска посетителей, вход на территорию не прекращался ни на минуту, а билеты обменивались на входные браслеты в штатном режиме. Грустно признавать, но вышло так, что в сложившейся ситуации пострадали самые сознательные. С другой стороны – осуждать тоже никого не хочется. Мы не знаем, перед каким выбором стояли организаторы и можем только гадать об этом.
В итоге Wacken 2023 принял примерно вдвое меньше посетителей, чем обычно, и, как бы цинично это не звучало, стал едва ли не самым комфортным за последние десять лет – без бесконечных очередей, тесноты и давки. При этом и погода наладилась уже на второй день.
День первый
Итак, мы на территории. Выступления задерживаются. Пока не выступила ни одна группа. Holy Moses делают несколько постов на своей странице за несколько часов – сначала меняется время выступления, потом сцена, потом опять время. Людей на поле пока не запускают, весь тайминг смещается. От нечего делать иду фотографировать пустые сцены, мимо проходит Сабина Классен в дождевике, подходит к стойке с мерчем что-то долго там обсуждает с продавцами, потом уходит. Похоже, что на все еще непонятно какую сцену Holy Moses выйдут точно не прямо сейчас. Ведущие Вакен-влогов Лиззи и Крис идут к заграждениям, где уже толпится народ, ставят камеру и начинают заводить уставшую толпу. Понятно – готовится традиционная съемка фанатского забега до сцены. Значит, скоро запуск. Так и происходит. В этом году тема фестиваля – викинги. По полю марширует небольшая армия в доспехах, выстраивается, колотит по щитам. Промоутеры объявляют со сцены об официальном начале фестиваля – над полем разносится крик Томаса Йенсена: Open the Gates! Секьюрити убирают заграждения, уставшая от ожидания толпа, увязая в грязи, несется по полю к сцене. Здесь из всего делают шоу. По центру стоит камера на штативе, снимает несущихся людей, эти кадры войдут в очередной промо-ролик фестиваля. Первыми на главной сцене выступают регги-металлисты Skindread, чья музыка не очень вяжется дождем, который снова начал обильно моросить.
День второй
Мы живем в шести километрах от Вакена, в деревне из десятка домов. На соседнем участке расположился чей-то спонтанный кемпинг. На фестиваль нас возит хозяйка дома Джэннифер, когда проезжаем мимо стоящих в поле жестяных букв WACKEN, она останавливает машину и зовет фотографироваться. Мы говорим, есть у нас такое фото с прошлого года и с позапрошлого тоже – она весело отвечает, что все равно надо, – традиция!
Местная радиостанция в машине снова передает, что не надо приезжать на фестиваль: оставайтесь дома, разворачивайтесь. В этот момент мы проезжаем растяжку с надписью Welcome Metalheads! Я говорю: Welcome, but not Welcome. Ну или Welcome, только не все. Но уж как есть.
Несмотря на обширный лайн-ап и большие возможности Вакен остается довольно консервативным фестивалем со своими не всегда понятными приоритетами. Название калифорнийской группы Drain за последний год попадалось мне много раз, в том числе и в русскоязычном сегменте интернета – причем в контексте, что это чуть ли не главная надежда современной хадкор-сцены. Восторги, похвала… На Вакене «надежде» был отдан слот в дневное время на самой маленькой площадке – Wasteland Stage среди ржавых постапокалиптических декораций из металлолома.
Сотни три человек обступив огромную лужу внимали яростным композициям и лучезарной харизме фронтмена Сэма Чиарамитаро, который был облачен в пляжные шорты и белую футболку, впрочем белой она оставалась не долго – в качестве поощрения благодарная публика щедро закидывала его комками грязи. Сэм против этого совершенно не возражал и иногда совершал ответные броски в толпу, не прекращая орать в микрофон под железобетонные рифы и молотьбу барабанов. Короткие треки по две минуты, скоростные кричалки, качевые замедления. Да – хардкор, да – хороший, гениальный? – вопрос… Тем не менее в финале выступления случился настоящий панк-экстаз – часть зрителей, ловко перескочив через отбойники, вывалила на сцену, а в воздух вместо салюта взлетели комки грязи – все участники действа выглядели максимально счастливыми и удовлетворенными.
В пресс-зоне в этом году практически нон-стопом шли разнообразные активности – пресс-конференции, мастер-классы, презентации и даже концерты. Например, презентация метал-группы The Frostbite Orckings, чьи анимационные видео получили по несколько сотен тысяч просмотров на YouTube – казалось бы, не такое уж великое дело, однако штука здесь в том, что не только участники группы в клипах нарисованы при помощи компьютерной графики, но и сами треки созданы искусственным интеллектом. Этому феномену был посвящен отдельный паблик-ток.
После этого небольшой сет на мини-сцене отыграли Rage, которые в этом году оживили для концертов альбомы «Trapped», «The Missing Link» – в связи с чем у меня была надежда услышать больше любимых песен, но прозвучал довольно стандартный набор концертных хитов группы – все, что уже было слышано живьем и не по одному разу.
Imminence – еще один относительно хайповый артист. Подкованные в вопросах шоу-бизнеса немцы, которые второй год делят с нами апартаменты, пророчат группе большое будущее, говорят: эта группа скоро станет очень большой! На Вакене будущие хэдлайнеры выступают на средней по величине сцене в светлое время суток. Людей собралось прилично. Группа из Швеции, играет металкор с поправкой на страну происхождения, что слышится в характерных мелодиях. Плачущий вокал чередуется с гроулингом, гитарные запилы с электронными вставками, агрессия идет рука об руку с драмой, а украшается это все партиями скрипки, на которой играет вокалист в аккуратной рубашке и брюках на подтяжках. У девушек Imminence будут иметь успех, да уже имеют.
На условно фолковой сцене Wackinger в Средневековой деревне выступает Eivor – белокурая исполнительница с Фарерских островов с музыкой вне жанровых границ, в которой северный фолк соединяется с электроникой, звучит гитара и синтезаторы, акустические инструменты и шаманский бубен, прекрасные вокальные мелодии, гортанные заклинания и ритуальные песнопения. Полторы тысячи металхэдов перед сценой дарят этой неожиданной гостье заслуженные бурные аплодисменты.
Kreator – герои культовой документалки «Треш на задворках Эссена» (1989), в которой молодым трешерам то и дело прилетает от старшего поколения – мол, занимаетесь всякой ерундой и музыка ваша дурацкая – привычно выходят на сцену перед толпой в несколько десятков тысяч человек в статусе хэдлайнеров. К сожалению, не все герои фильма удержались в составе группы, но сам бренд Kreator при этом становится все сильнее с каждым новым альбомом. В качестве интро звучит композиция «Run to the Hills» Iron Maiden – и это как будто не случайно. Музыка иконы немецкой треш-сцены звучит все менее похоже на традиционный треш-метал – а все более чисто, мелодично и даже стерильно – да, это слишком экстремально для хэви, но уже недостаточно злобно для треша, и получается такой вот Iron Maiden на стимуляторах. Песни вроде «666 - World Divided», «Strongest of the Strong», «Hail To The Hordes» словно написаны с прицелом на то, чтобы стать стадионными гимнами. Над ударной установкой нависает ушастый демон-маскот, передний край сцены охвачен пламенем, музыканты делают свою работу профессионально, степенно прохаживаются, выстраиваются в ряд и направляют свои инструменты на толпу, снова разбредаются по сторонам, а расставленные у микрофонных стоек вентиляторы развевают их длинные волосы. Милле Петроцца произносит объединяющие речи в духе – как здорово, что все мы здесь сегодня… – и просит устроить самый грандиозный серклпит, что выполнить не так-то просто, когда на ногах у тебя резиновые сапоги, ты то и дело увязаешь в грязи и тебе сильно за сорок. Хороший звук, выверенное шоу, но уверен, что я не один, кто любил Kreator не за это…
Amorphis с выходом альбома «Queen of Time» (2018) вышли на новый виток популярности. Тот случай, когда группа не предложила ничего радикально нового, а просто в очередной раз удачно переосмыслила свое же наследие, – чем одновременно привела в восторг преданных фанатов, всколыхнула новую волну интереса со стороны когда-то утраченных слушателей и пополнила свою аудиторию новыми людьми. Под Amorphis выделен слот в вечернее время на второй по величине сцене фестиваля. Толпа собралась внушительная. Для живых выступлений музыканты изящно привели к общему знаменателю свои песни разных периодов: дум и готик-метал, финский фолк и психоделический рок объединились в кристально чистый и прозрачный, как вода в финских озерах, звук. Грамотно оформленная сцена: лед-панели с летящими по ним птицами и облаками, отлично подобранный свет в закатных тонах. Неожиданно высокий, почти академический уровень исполнения и интеллигентная подача. Высокий профессионализм на том уровне, когда он не входит в конфликт с душевностью. Одно из лучших выступлений W:O:A 2023.
День третий
При свете дня на главной сцене известный скандалист Дэйв Мастейн (Megadeth) выдает ровно то, что от него хочет получить публика. Шоу стартует с «Hangar 18», с первых звуков которой по телу бегут мурашки (думаю, не у меня одного), и далее на одном дыхании – «In My Darkest Hour», «Dystopia», «A Tout Le Monde» – гениальная классика металла, за которую мы готовы простить ему и сложный нрав, и любую ересь, сказанную в интервью. Во второй половине шоу на сцене появляется еще одна важная фигура для Megadeth – Марти Фридман, который исполняет с группой «Trust», «Tornado» и «Symphony of Destruction». Отличное шоу!
Стемнело. Стареющий готический принц Ville Valo выходит на сцену с десятиминутной задержкой – предположительно, потому что другой сцене в это время громко завершают свое шоу Iron Maiden. Несколько сотен светящихся дронов в ночном небе собираются в логотип группы, и головы большой части собравшихся у сцены повернуты в ту сторону, многие начинают снимать это на камеры своих телефонов. Момент для того, чтобы начать свой концерт не выглядит удачным. Наконец, светящиеся точки организованно приземляются на базу. На сцену выходит Вилле Вало с проектом имени себя самого. Вязанная шапка и голый торс остались в прошлом, вместо этого образ шансонье – костюм и твидовая кепка. Сет-лист составлен наполовину из хитов HIM, новые песни звучат неплохо, но большинство здесь точно не ради них. Девушки в возрасте за тридцать танцуют со слезами ностальгии на глазах под «Poison Girl», «Right Here in My Arms» и другие приветы из прошлого. Love Metal как жанр прожил не долгую, но красивую, жизнь до того как стать пародией на самого себя. Зато теперь в России есть группа Neverlove…
Crematory – наблюдать такие шоу грустно. Немецкая группа, которая с начала девяностых двигалась параллельно с теми же Amorphis в нише дум-метала. Тридцать лет на сцене, внушительная дискография. Вроде бы все шло неплохо – не застаивались, что-то меняли, экспериментировали и, что важно, всегда могли писать хиты. Даже последние альбомы при всей простоте цепляют своими мелодиями и сделаны добротно. Но уже давно есть ощущение, что группой как таковой никто не занимается, а для ее участников это просто способ весело проводить время. В общем, шоу группы, между прочим, заявленное как юбилейное, выглядело полнейшей самодеятельностью. Возможно, отмечать свой юбилей музыканты начали задолго до выхода на сцену, а может быть, вообще никак не напрягались по поводу того, как все пройдет. Непонятно по какому принципу подобранный сет-лист, ужасный звук, сумбурное поведение на сцене… И если Amorphis сутки назад показали, как можно и нужно, то выступление Crematory стало мастер-классом на тему – как делать ни в коем случае не надо!
Solstafir – прорезали ночь своими протяжными трелями и фирменным плачущим вокалом. Группа давно обрела свой стиль – как в музыке, так и в визуальной подаче, и наработала хорошую фан-базу по всему миру. Несмотря на то что уже сильно за полночь пространство перед сценой хорошо заполнено. Адальбьерн Триггвасон то падает на колени на краю сцены, то вышагивает по отбойнику, как канатоходец. Хорошо!
День четвертый
В рамках знакомства с неведомым пробираюсь по грязи в направлении Wasteland Stage. Здесь относительно молодая группа из Англии Heriot играет свой сет для сотни понимающих слушателей. Людей могло бы быть и побольше – но, возможно, причина этого не в отсутствии интереса со стороны публики, а в том, что группе выпало выступать в первой половине четвертого дня фестиваля на сцене, пространство перед которой представляет собой огромную лужу. Хотя и музыка у Heriot не сказать, что самая доступная: смесь из шумового пост-хардкора и сладжа, злая и хаотичная, с атмосферными вставками и набором экстремальных вокалов, часть которых выдает гитаристка Дебби. Слушать интересно, но по ощущениям группе есть куда развиваться – особенно в том, что касается концертных выступлений.
За тридцать лет существования фестиваля в Вакене побывали, наверное, представители почти всех стран, среди которых люди с самым разным уровнем дохода и социальным статусом, и это не считая самих выступающих артистов. Могли ли предполагать жители небольшой и ничем не примечательной деревни на севере Германии, что их малая родина когда-то удостоится такого внимания? Возможно, после этих трех десятков лет здесь ничему не удивляются, но в этом году Вакен посетил ни много ни мало президент другой страны. Гвюдни Йоуханнессон – президент Исландии, в резиновых сапогах и бейсболке, без какой-либо охраны и лишнего пафоса, дал небольшую пресс-конференцию, в ходе которой рассказал, что приехал поддержать исландские группы Solstafir и Skalmold, после чего сфотографировался со всеми желающими в пресс-зоне и отправился по той же грязи и лужам, что и обычные гости фестиваля, смотреть выступления и тусоваться.
Voivod – канадские прог-металлисты отмечают сорокалетний юбилей, ничего запредельного, просто крепкий и энергичный треш-метал-концерт – подарок для всех фанатов олдскула. «Эту песню мы записали, когда в нашем составе был Джэйсон Ньюстед… », – кричит в микрофон Снейк. Мы помним. Но помним и то, что это не то чтобы такая уж важная страница в иcтории группы. Гораздо сильнее меня возбуждают звуки «Fix My Heart» с незабвенного «The Outer Vimits». Вот за это спасибо!
Как уже говорилось, Wacken Open Air фестиваль со своими не всегда рационально объяснимыми приоритетами. Наверное, самый громкий хайп этого года – английская группа Sleep Token, которая за месяц до фестиваля продала десять тысяч билетов на свой декабрьский концерт на стадионе Уэмбли в течение десяти минут, чей альбом «Take Me Back to Eden» обогнал по количеству стримов последний альбом Metallica. На Вакене группе выделен слот в ночное время на сцене средней величины в последний день фестиваля. Странно. Но вообще спасибо, что в принципе пригласили. Увидеть группу такого масштаба примерно в момент ее большого прорыва, дорогого стоит. Концерт Sleep Token – настоящее театральное действо, музыка сделана так, что роль играет каждый звук. Это очень изящно и скрупулезно собранная мозаика из жанров: прогрессив, поп-музыка, хип-хоп, R&B, электроника, специфичная темная атмосфера – вязкая, как густой обволакивающий со всех сторон туман. Плюс концепция, плюс визуал, плюс маски, анонимность участников и загадочное поведение на сцене. И главное, профессионализм и умение правильно подать свою музыку на концерте. Им все удалось, придраться не к чему. Была и магия, и гипнотизм, и полное соответствие ожиданий и реальности. Браво!
Следом за Sleep Token на соседней сцене началось вступление Igorr – традиционная для этого артиста мешанина из жанров, исследование границ экстремальности и совместимости самых разных, казалось бы, несовместимых, музыкальных направлений с металлом и ломаной электроникой. Это было бы впечатляюще, если бы не эмоциональное истощение после концерта Sleep Token и общая усталость последнего дня фестиваля. В середине сета мы отделились от радостно скачущей человеческой массы, которая состояла либо из очень стойких, либо из тех, кто сознательно берег свои силы для шоу Igorr, и отправились высыпаться перед долгой дорогой домой.
Удастся ли вернуться в следующем году? Будем пробовать, чего и вам желаем! Rain or Shine!