С 16 мая по 15 июля в Московском планетарии для всех желающих открыта выставка работ Ганса Руди Гигера. Проект реализован усилиями российской галереи «Инартис» и европейского представителя художника, Марко Витцига. За день до открытия экспозиции состоялся пресс-показ, который продемонстрировал нешуточный интерес к событию со стороны СМИ: помимо представителей различных печатных и интернет-изданий, арт-пространство посетили съемочные группы почти всеx ведущих российских телеканалов.
Место для проведения выставки выбрано как нельзя лучше – мало того что планетарий сам по себе является по-своему знаковым местом для столицы, так показ еще и проходит на нижнем уровне объекта – под землей. Чтобы пройти в выставочный зал, организованный в помещении подземной паковки, нужно спуститься по пандусу в почти кромешной темноте, двигаясь на свет, который создан ближе к концу спуска зловещими видео-проекциями прямо на стенах ведущего вниз коридора. Ассоциации, возникающие при этом движении вниз, вполне очевидны.
Неизвестно как будет организован просмотр для обычных посетителей, но нам сильно повезло, потому что посчастливилось послушать развернутые комментарии Марко – который, надо заметить, отлично владеет вверенной темой – относительно отдельных работ и творчества Гигера в целом. Были помянуты не только такие общеизвестные факты, как работа над фильмом «Чужой» и разработка знаменитой микрофонной стойки для Korn, но и сотрудничество с группой Сeltiс Frost и некоторые другие небезынтересные факты. Однако несколько раз был поставлен твердый акцент на то, что в корне неправильно ассоциировать Гигера с какой-либо субкультурой – художник начал создавать свои графические миры еще в 60-х, прямо в рассвет цветочной эпохи хиппи, а потому правильней будет говорить о том, что это представители различных темных субкультур вдохновлялись им. Тем более что и сотрудничество Ридли Скоттом, и работы для героев метал-андегрануда – не более чем малая часть в творческой жизни этого неординарного живописца.
Выставленный на обозрение набор работ не очень большой (чуть более 50), но, безусловно, заслуживающий внимания. Часть из них интересно оживляется подсветкой, а отдельным пунктом экспозиции проходит огромная инфернальная голограмма, находящаяся в постоянном движении под звуки мрачного закольцованного музыкального фрагмента, – только перед ней одной можно надолго застыть, как под гипнозом, потеряв всякий счет времени.