ROCK ORACLE №3 06/2009 |
Одна из главных на сегодня пост-метал/арт-кор групп планеты Isis выпустила свой новый, пятый по счету альбом «Wavering Radiant». Вся продвинутая часть музыкального сообщества ожидала этого события почти три года. Со времени нашего прошлого интервью с группой прошло около двух лет — тоже немалый срок. Эти два момента явились определяющими для решения незамедлительно связаться с «отпрысками Изиды», дабы задать им интересующие нас вопросы. Нашими собеседниками стали два Аарона: Аарон Тернер, вокалист и лидер группы, и Аарон Харрис — ударник. В ходе этой милой беседы удалось узнать много интересного — в частности, что связывает Тернера и Морзе (кроме того, что оба были художниками), что они думают о Москве, что значит «хороший лейбл», а также другие любопытные детали их творческой жизни.
Расскажите о вашем новом альбоме, а также о сотрудничестве с Адамом Джонсом из Tool.
Аарон Харрис: Новый альбом называется «Wavering Radiant». Мы работали над ним около трех лет. Я бы сказал, что он сочетает в себе все направления, с которыми мы экспериментировали на прошлых альбомах. Мне кажется, что это очень целостное произведение. Мы довольно много времени потратили на то, чтобы написать эти песни и сделать их как можно лучше. Я очень горжусь результатом. Адам и другие музыканты из Tool — наши хорошие друзья. Я как-то разговаривал с Адамом о наших группах, и он сказал, что с радостью поработал бы с нами. В паре песен было несколько моментов, где явно чего-то недоставало, поэтому мы пригласили Адама в студию, чтобы он попробовал наиграть что-нибудь. Сначала ему не слишком понравились его партии, так что он какое-то время поработал над ними дома, пока они не стали звучать так, как ему хотелось. Получилось идеально. У Адама уникальный стиль и звук. Классно было услышать, как его манера сочетается с нашей музыкой.
Весной 2008 года вы посетили Россию. Как вам понравился концерт? Какие у вас впечатления от Москвы? Скоро к нам приедете в следующий раз?
А. Х.: В Москве было очень здорово. Поездка, правда, была довольно короткая, так что мы обязательно еще вернемся. Но нам очень понравилось. Концерт прошел прекрасно, а энергетика в зале была бесподобной. У нас на следующий день было немного времени, чтобы заехать на Красную площадь, и это было великолепно! Мы непременно приедем еще.
Вопрос Аарону Тернеру: почему твой автограф пишется с помощью азбуки Морзе? Просто «фишка» или в этом есть скрытый смысл?
Аарон Тернер: Никакого особого смысла, на самом деле, в этом нет, это просто последовательность символов, означающая мое имя. Я использовал код, который сам придумал. Как ты правильно заметил, он перекликается с азбукой Морзе. Я не знаю азбуку Морзе, более того, я лишь смутно представляю себе, как она работает. Код для своего автографа я создал как раз на этом примерном понимании азбуки Морзе.
Как происходит работа над оформлением ваших и других релизов, над которыми вы работаете — в техническом плане? Ну и конечно интересно — чем вы вдохновляетесь? Расскажите поподробнее об оформлении последнего альбома.
А. Т.: В техническом отношении нет какого-то одного стандартного пути, которому я следую каждый раз, когда оформляю очередной альбом. Я просто исхожу из того, что тому или иному альбому требуется. В некоторых случаях группа предоставляет мне изображения или идеи для обложки, и дальше от меня требуется просто как-то организовать эти элементы или наилучшим образом изобразить их. В большинстве своих работ я использую в качестве основы фотографии и рисунки (либо одновременно элементы того и другого) и стараюсь сначала определить, какой подход будет лучше всего соответствовать данному альбому.
Сложно детально описать процесс, не говоря о каждом проекте в отдельности, потому что все проекты чем-то отличаются друг от друга. В случае «Wavering Radiant» дело обстояло так: когда я начал работать над оформлением, основная часть альбома была готова — и музыка, и тексты, так что я ориентировался на них. Я размышлял о том, чего требует атмосфера музыки и те мысли, которые я вложил в тексты, и в результате возникла идея, как все оформить. Я постарался зафиксировать эту идею в рисунке, но также использовал кусочки фотографий. Часть или даже все, что потом попало в оформление — это результат осмысления всплывших на поверхность фрагментов подсознания. Полагаю, это в основном и является причиной, почему люди занимаются изобразительным искусством.
На каких условиях ты берешься оформлять работы других коллективов и обязательно ли для этого тебе должно нравиться творчество этой группы?
А. Т.: Теперь я оформляю только альбомы Isis и тех групп, которые издаются на лейбле «Hydra Head». Группы, с которыми мы работаем на лейбле, отбираются, исходя из того, нравится нам их музыка или нет. Так что да, мне должна нравиться музыка группы, чтобы я взялся за оформление их альбома.
В этот раз вы работали с новым продюсером — чем был обусловлен выбор? Чем отличается подход к работе Джо Баррреси от подхода Мэтта Бейлеса?
А. Х.: Мы решили, что нам нужны «свежие уши», ну, и захотелось сменить немного темп работы. Мэтт продюсировал наши последние четыре альбома, и нам показалось, что наши творческие отношения достигли своего предела. Джо работал со многим музыкантами, которых мы действительно уважаем и к чьему мнению прислушиваемся, и все они очень высоко отзывались о работе с ним, так что мы решили попробовать. Его подход очень отличается от подхода Мэтта, он позволил нам взглянуть на все немного с другой стороны, рабочая атмосфера тоже изменилась. Мне кажется, в итоге именно это привело к тому, что альбом по звучанию сильно отличается от предшественников.
Многие коллективы в интервью жалуются на свои лейблы, говоря о недостаточном промоушене и так далее. Как у вас складываются отношения с «Ipecac»?
А. Х.: Лучше и быть не может. Этот лейбл был основан и управляется музыкантами и творческими людьми, которые прекрасно понимают, что такое творчество. Они это делают не ради денег. Они занимаются этим, потому что обожают музыку, искусство, как и мы. Так что условия превосходные. Они нам очень помогают и поддерживают все наши начинания. Я даже представить себе не могу, чтобы мы сотрудничали с кем-то еще.
Как финансовый кризис влияет на вас — на группу в целом и на Аарона Тернера как владельца лейбла «Hydra Head Records» в частности?
А. Т.: На группу кризис не очень повлиял. Мы все еще можем себе позволить записать альбом и проехать с концертным туром в его поддержку, как и раньше. Приятно, что это так, хотя мы и не слишком надеемся на то, что финансовый кризис обойдет нас стороной. Что касается лейбла, мы продали в последнее время намного меньше дисков, чем раньше, но виниловые пластинки расходятся так же, если не лучше. Конечно, нам пришлось немного притормозить — мы не можем выпускать столько же альбомов, но в целом мы работаем так же, как и раньше.
Isis, помимо прочего, знамениты своими сайд-проектами. Расскажите, что планируется в этой области?
А. Х.: В том, что касается сайд-проектов, я наименее активный член группы. Я большую часть времени занимаюсь записью. Мой последний сайд-проект в качестве музыканта — группа Zozobra, которую я создал вместе со своим другом Калебом Скофильдом (Cave In, Old Man Gloom). Там я играл на барабанах, занимался записью и микшировал альбом.
А. Т.: Кроме группы Zozobra, о которой Аарон уже упомянул, есть еще ряд проектов, в которых мы участвуем. Легче всего было бы просто перечислить, в каких группах/проектах участвует каждый музыкант. Джефф Каксайд: Spylacopa, Майк Галлагер: MGR (а также эпизодическое участие в Dalek), Клиффорд Мейер: Taiga, Windmills By The Ocean и Red Sparowes, а я — в Jodis, Greymachine, Mamiffer и House Of Low Culture.
Ну и напоследок — как вам удается все эти годы сохранять стабильный состав?
А. Х.: Кроме того, что мы играем в одной группе, мы еще и друзья. У нас прекрасные отношения, и это касается не только музыки. У всех нас много разных интересов, и мы вдохновляем друг друга. Isis — это результат сотрудничества пяти человек, мы вместе это создали, так что нас связывают очень тесные отношения.