ROCK ORACLE №4 08/2007 |
Кто бы что ни говорил, тяжелая музыка продолжает развиваться. Смешение стилей достигло той точки, когда в миксер попадают не только чистые стили, но и созданные на их основе гибриды. И иногда получается что-то совершенно невообразимое! В хорошем смысле. На рубеже восьмидесятых и девяностых годов свое собственное звучание удалось создать американцам Neurosis. Смешав агрессию хардкора и безумие Swans с давящей тяжестью Melvins, Godflesh и им подобных, они получили совершенно новый стиль, в дальнейшем получивший мощное развитие. Кто-то называет его post-hardcore, кто-то art-core — не важно! Важно то, что усилия не пропали даром. За последние десять лет это ответвление тяжелой музыки дало нам такие имена, как Cult Of Luna, Pelican и Isis. Именно последние наиболее творчески подошли к наследию Neurosis, в результате встав с ними в один ряд! Лидер Isis, музыкант и художник Аарон Тёрнер (по совместительству — участник еще доброго десятка проектов) рассказывает о новом альбоме и о творчестве группы в целом.
Расскажи, пожалуйста, об альбоме «In The Absence Of Truth». Какова его основная идея?
Я не буду раскрывать все детали концепции альбома и смысл текстов, потому что, в моем представлении, это убивает стремление слушателей узнать все самостоятельно. Мне кажется, что достаточно много намеков скрыто в названиях и текстах песен и оформлении диска. Люди могут, основываясь на этом, сами догадаться, о чем этот альбом. Все песни так или иначе связаны между собой одной темой.
В интервью ты упоминаешь средневекового религиозно-политического деятеля, основателя и руководителя организации «хашашинов» Хассана ибн Саббаха. Чем тебя привлекла эта фигура?
Ему принадлежит цитата, которую вы можете обнаружить в буклете нового альбома («Ничто не истинно, все позволено») — именно она изначально подтолкнула меня на изучение его жизни. Эта фраза стала трамплином для многих идей, которые я разработал и вложил в тексты этого альбома. И во многом эта фраза заключает в себе основную идею всего произведения. Ибн Саббах был довольно интересной личностью, не только благодаря своим идеям, поступкам и философии, но и тому, что он пробудил во всех последующих поколениях: художники, писатели, музыканты и мыслители во всем мире черпали вдохновение в его личности.
Я не хочу сказать, что я специалист по ибн Саббаху, я даже не могу сказать, что в полной мере понимаю его художественное, теологическое и историческое значение. Но я могу сказать, что, как и многие до меня, я был потрясен его историей и обнаружил в ней огромные возможности с точки зрения концептуального исследования.
У вас много времени уходит на то, чтобы написать альбом? Особенно тексты — ведь, чтобы создать концептуальный альбом, наверное, нужно перерыть кучу материала… И при этом надо не забыть и о музыке!
Мы работали над новым альбомом около полутора лет. Я начинаю писать тексты и придумывать визуальное сопровождение вскоре после того, как мы начинаем сочинять музыку, так что к моменту, когда мы идем в студию для записи, все уже готово и представляет собой единое целое. Этот альбом мы писали, репетировали и записывали дольше, чем остальные, и мне кажется, что подобная тенденция сохранится и далее, и на каждый новый альбом у нас будет уходить все больше времени.
Есть ли такие темы, которые ты хотел бы осветить в своем творчестве, но по какой-то причине еще этого не сделал? Что это за темы и почему ты еще их не затронул? Есть ли что-то, о чем ты никогда не станешь петь?
Существует бесконечное количество тем, на которые мне хотелось бы высказаться, но все подчиняется музыке — она диктует свои правила, когда доходит до выбора концепции для новой работы группы Isis. Не думаю, что для меня существуют запретные темы. Все зависит лишь от того, интересно ли это мне и соотносится ли с музыкой, которая будет это сопровождать. Вот и все, что имеет значение.
О чем будет следующий альбом Isis? И когда нам следует его ждать?
Мы пока еще не придумали тему нового альбома, потому что мы еще не то, что не закончили его, мы даже и не приступали к работе над ним! Мы до сих пор занимаемся продвижением нашего предыдущего альбома. Мы не можем и концерты давать, и писать новый материал одновременно, так что пока мы не сделаем перерыв в концертной деятельности — ничего нового писать не будем. Думаю, что займемся новым материалом осенью, и будем надеяться, что сможем начать запись в следующем году или через год. Но никогда не знаешь, как пойдет. Может, нам понадобится больше времени, а может, и меньше.
У тебя много сайд-проектов. Хотелось бы поговорить немного о них. На вашем сайте есть информация о том, что вы собираетесь сотрудничать с известным музыкантом Тимом Хекером. Расскажи подробнее об этом проекте!
Я пока не могу сказать, что получится в итоге, но могу сказать, что с Тимом у нас очень много разных идей. Мы записывали наши репетиции с ним в прошлом году, когда готовились к совместным выступлениям. Итог оказался весьма интересным. В записях, как и в последующих концертах, участвовали только три члена нашей группы и Тим, но в будущем, вероятно, будет задействована вся группы целиком. Возможно, это выльется в новый проект, у которого будет совершенно другое название. А может быть, это будет непосредственно связано с творчеством Isis. Но все станет ясно только тогда, когда мы все запишем. Надеюсь, что в результате мы сможем органично сочетать индивидуальность Isis и Тима Хекера, и при этом сделаем что-то новое для нас всех.
Расскажи о проекте «Рисуя голоса» и альбоме, который вы недавно выпустили с художником Крейгом Донгоски.
Вот что Крейг Донгоски написал относительно рисования голосов. Это хорошо описывает суть и назначение проекта:
«Френсиса Бекона, художника 20-го века, часто цитируют в связи с его словами о том, что “писать картины — это значит проецировать на полотно свою нервную систему”. Проект “Рисуя голоса” является попыткой выставить напоказ нервную систему при помощи аудио-, видео- и метатехнологий. Проект был основан Крейгом Донгоски в 1999 году. Основная цель — использовать технологии, чтобы выявить скрытые звуки рисования. При помощи усиления звуков во время рисования или писания эксперименты должны выявить возможности этих звуков передавать информацию. Этот аудио-диск содержит звуки, записанные во время совместной работы с музыкантом/художником Аароном Тёрнером».
А что с твоим другим проектом — Old Man Gloom? Скоро ли выйдет альбом?
Мы пока не планируем выпускать пластинки с этим проектом, но есть некоторые записи, над которыми мы будем работать в самое ближайшее время.
Насколько я знаю, у тебя есть еще один проект — Lotus Eaters. А это что за зверь?
Lotus Eaters — моя совместная работа с Джеймсом Плоткиным и Стивеном О’Мэлли. Начиная с 2001 года, мы периодически записываем кое-что, довольно спонтанно, наполовину импровизируем. Мы также с тех пор выпустили некоторое количество статей под именем «Пожиратели лотосов». То, что мы делаем в плане музыки, имеет не совсем песенную основу, но в то же время и не абсолютно абстрактно: там присутствуют перкуссионные элементы, а также вполне различимые струнные инструменты, синтезированный скрежет и длительное жужжание. Конечный результат в равной пропорции унаследовал музыкальные гены всех участников проекта.
Немного отвлеченный вопрос. Считаешь ли ты, что существуют мертворожденные направления искусства?
Все идеи имеют право на жизнь, все зависит только от того, как они исполнены. Я считаю, мало что можно назвать по-настоящему новым, если такое вообще существует. Но это не означает, что нет новых возможностей для молодых художников и их идей. Можно придумать многочисленные комбинации идей и концептов, которые, возможно, уже давно существуют, но до сих пор не были перемешаны друг с другом. Очень многие технологии еще не открыты, и мир, в котором мы живем, постоянно меняется и формирует разные контексты для искусства. От той среды, в которой находится искусство, зависит то, как оно будет воспринято и расшифровано. Никто не может точно сказать, что имеет право на жизнь, а что нет. Все зависит от того, что отдельные личности — читали/зрители/слушатели — посчитают достойным своего внимания.
Брайан Клиффорд Мейер недавно посетил Россию (в составе проекта Red Sparowes). Как ему понравилась наша страна? И кстати, Isis собирается в ближайшее время нас навестить?
Клифф много хорошего рассказывал о своем визите в Москву, но я не могу сказать ничего более подробного. А в качестве Isis мы надеемся приехать в Москву во время нашего следующего европейского тура, но пока ничего точно сказать нельзя.
Вам нравится выступать на больших площадках? 30 июня вы будете играть на сцене фестиваля «Tuska Open Air». Чего вы ждете от этого выступления?
Нам нравится играть в разных помещениях, и мы на самом деле не отдаем предпочтение той или иной площадке. Мне нравится выступать в темных помещениях, и поэтому выступление на открытом воздухе днем может заставить меня поволноваться. Но даже в таких условиях у нас были великолепные концерты. Обычно мы ничего не ожидаем от того или иного концерта, мы просто выходим на сцену и делаем свое дело, несмотря на окружающую обстановку. Что касается фестиваля «Tuska Open Air», мы тоже ничего не ждем. Хотя надеемся, что все пройдет хорошо. Мы играем после WASP и перед Emperor, так что это уже само по себе должно быть довольно интересно.
Спасибо и удачи!
Спасибо! И тебе тоже.