ROCK ORACLE №1 02/2012 |
Французская рок-музыка прошлого века разительно отличалась от всего того, что исполнялось в то же время в других странах. Французским музыкантам были присущи специфические мелодии и неизменный акцент на текстовую составляющую песни. Своей изысканной поэтичностью слова, к сожалению, часто попросту затмевали мелодическую сторону, а потому произведения французских артистов всегда цепляли гораздо меньше, чем творчество их зарубежных коллег. Те, кто не понимал текста, красоту песни прочувствовать не могли – а если и могли, то, конечно, далеко не до самого конца.
Однако если мы углубимся в металлический андеграунд и шагнем в XXI век, то довольно быстро убедимся, что франкоязычные артисты занимают более чем достойное положение, в особенности, на блэк-металлическом и пост-блэк-пространстве. Из наиболее преуспевших в этой области можно сходу выделить стремительно укрепляющую свой культовый статус группу Alcest. Интервью с идеологом этого проекта, Нежем, уже появлялось на страницах «RockOracle» два года назад, но с тех пор много воды утекло: Alcest более чем удачно выступили в Москве в 2011 году, а в январе наступившего года у них вышла новая студийная работа под названием «Voyages De L’Âme» (Путешествия Души). И мы снова услышали достойный образец хрупкой утонченности и эфирной атмосферности в музыке – почувствовали, как вместе с этими красивыми мелодиями и наполненными мечтательной лирикой песнями уходит в небытие серость, тоска и томительная скука монотонной обыденности.
В этой музыке есть нечто невероятно искреннее, подлинное, трогательное и по-своему яркое, чего столь сильно не хватает очень многим из нас в суматохе повседневной жизни. «RockOracle» связался с волшебником Нежем, чтобы обсудить с ним его новый альбом, поговорить об источниках вдохновения и многом другом.
Привет! Давай начнем разговор с воспоминаний о прошлогоднем концерте Alcest в Москве. Чем он тебе запомнился?
О концерте остались очень хорошие воспоминания: пришло множество людей, и их отклик на нашу музыку был больше чем просто положительный. Удивительно! Сюрпризы продолжались и после концерта – многие захотели подписать диск или купить майку. Так что мы здорово провели время.
Ты знаешь, что диски Alcest не выходили в России по лицензии? То есть вся аудитория концерта (около трех сотен человек) познакомилась с Alcest, купив фирменные диски или попросту скачав mp3-файлы.
«Prophecy» не захотели выпускать нас по лицензии?..
Я думаю, дело не в «Prophecy», а в том, что никто из наших лейблов не изъявил желания выпустить диски Alcest в России. Так что мои поздравления, это настоящий успех!
Думаю, аншлаг на концерте можно объяснить тем фактом, что это наш первый приезд. Хотя надеюсь, что следующее наше выступление посетит не меньшее количество народа.
Я тоже. А вам удалось побродить по Москве, посмотреть достопримечательности, или же на это не было времени?
Увы, нет, поскольку график был очень плотный и сжатый. Я думаю, что мы вернемся в этом году и все наверстаем.
Хорошо. Давай перейдем к вашему новому альбому. Можно ли предположить, что основной его темой снова стали твои мистические видения и переживания?
Да. Это обычная для Alcest тема, поскольку я обращался к ней еще на первом альбоме. На «Écailles de Lune» (2010) мы отошли от нее, но сейчас я снова пишу о других измерениях, о тех видениях, которые посещали меня в детстве. Этот необычный опыт оказал на меня колоссальное воздействие.
Есть ли какие-то отличия между вашим первым альбомом и «Les Voyages de l'Âme»?
Рассказ о путешествиях души из тела в другие измерения на этот раз получился более прямым и детальным, однако интерпретировать его можно по-разному. Например, как грезы человека, который просто пытается убежать от реальности. Что-то вроде сна наяву. Но у меня другое видение – схожее с ситуацией, когда человек лежит в больнице после аварии без сознания или впадает в кому, его душа стремится покинуть тело, она видит разные пейзажи, образы… Это похоже на то, что я видел и испытывал, когда был ребенком, но с одним отличием – я тогда был в сознании.
То есть ты действительно считаешь, что душа существует?
Да, конечно.
Получается, все это ни в коей мере не литературный прием и не абстрактное стихосложение?
Нет-нет. Это все основано на личном опыте. И все, что я делаю в группе в плане музыки и текстов песен, так или иначе связано с этим опытом.
А ты веришь в реинкарнацию?
Да, верю. После того как почитал разного рода книги, в которых я пытался найти ответ на вопрос о том, что за видения у меня были, я пришел к выводу, что, возможно, это воспоминания о переживаниях и опыте, которые я испытал в прошлом – в другой жизни. В любом случае в каждой религии есть описание некого пространства, где встречаются или живут души…. По крайней мере, хотя я тогда был очень маленьким, я могу точно сказать, что это не было детским воображением. Все было очень явственно и ощутимо. Понятно одно, что какого-то точного объяснения нет.
Музыкантам вроде тебя, как правило, несвойственно верить в подобные вещи…
Если бы у меня не было такого опыта, я был бы атеистом, наверное. Но надо иметь в виду, что мы как человеческие существа весьма ограничены в нашем познании бытия. Наше тело несовершенно, а чувств – всего пять. Поэтому многие вещи за пределами нашего сознания и ощущений существуют, но мы, как правило, не можем их воспринять, и это не означает, что этого нет. Есть животные, которые могут слышать то, что не слышим мы. Ну ты наверняка читал о таких вещах.
А как ты относишься к такому способу расширить границы восприятия, как использование «химии» и прочих не вполне легальных веществ?
Что до меня, то я ничего не употреблял, а другие люди могут делать то, что им вздумается… Я читал про всякие вещества, от которых у людей в сознании открывались какие-то двери – и они не творят, не придумывают, а просто начинают видеть и слышать то, что раньше не могли (я об этом только что говорил). Но того же состояния, я полагаю, можно достичь медитацией и аналогичными вещами. Мне лично наркотики для музицирования не нужны. А осуждать кого-то я не хочу.
А вот интересно, не являешься ли ты адептом здорового образа жизни, как, например, некоторые участники Napalm Death, которые не употребляют спиртное и не едят мясо. Просто сложилось впечатление, что для участников многих европейских метал-команд это уже своего рода норма.
(Смеется) Я ем мясо, иногда выпиваю. А что до других – если они вегетарианцы и делают хорошую музыку, то кого это должно волновать?
Я общался с твоим другом – Хербстом из Lantlôs, он рассказывал, что является по натуре депрессивным человеком, отчего иногда уходит в запои. Ты и твои коллеги по Alcest тоже подвержены чему-то подобному?
Сложный вопрос. Я иногда выпиваю, но не так, как парни из Lantlôs. У меня меньше потребности в том, чтобы отключиться от всего. Некоторые участники группы действительно много пьют. А лично я – все-таки музыкант, моя творческая составляющая не нуждается в стимулировании алкоголем.
Еще он говорил, что углубляется в алкогольные дебри, так как ему необходимо спастись от окружающей кошмарной действительности… А что окружает тебя? Ты доволен этим?
Мне нравится Франция, хотя я не так уж сильно люблю французов. (Хмыкает) Но мне нравится моя страна. Мы были в туре почти два года, так что многое смогли повидать… Конечно, существует и нищета, и серость… Все эти протесты в Англии, в арабских странах… Все очень сложно и непросто. Поэтому причин для того, чтобы погрузиться в депрессию, довольно много. Я не знаю, можно ли сказать, что я делаю музыку, которую делаю, реагируя таким образом на мир вокруг нас – серый, печальный и так далее. Или я бы делал ту же музыку и в совершенно других обстоятельствах? Lantlôs находит выход в алкоголе, я – в красоте, которую пытаюсь искать, в жизни как таковой. То, что делает Alcest, помогает мне забыть обо всех вещах, которые могут вгонять в тоску и наводить уныние.
А что тебя вдохновляет? Живопись, литература?
Все-таки в первую очередь это мой собственный мистический опыт. Я понял, что есть что-то помимо того, что мы ощущаем и воспринимаем «в обычном режиме», и это очень вдохновляет. Помимо этого… я не люблю смотреть всякие фильмы, что-то там коллекционировать. Меня вдохновляют пре-рафаэлиты – было такое направление в живописи в конце XIX столетия, вот, к примеру, Уотерхаус – один из самых известных. У них очень красивые, благородные и возвышенные произведения.
Было ли такое, что ты послушал чей-то альбом или песню и тебя настолько «вштырило», что ты сел и сам сочинил что-то за раз?
Когда я сочиняю музыку, я не ищу вдохновения в чьем-то музыкальном творчестве. Группы, которые мне нравятся, я «использую», чтобы слушать, а не вдохновляться. Что касается моих собственных предпочтений в музыке, то все началось с норвежского блэка. Это единственный правильный блэк, который есть. Burzum, Darkthrone и так далее. Новые блэк-команды мне не нравятся. Еще я уважаю нью-вейв, пост-панк, например, Joy Division…
…Bauhaus?
Именно. В общем, всякий дарк-рок из восьмидесятых. Они великолепны. В музыке я ищу нечто, что помогает отрешиться от происходящего, мне не нужна музыка, которая рассказывает о том, что я и так вижу вокруг себя. Поэтому я не люблю джаз, поп-музыку…
Какие же рамки музыкальной эволюции ты считаешь допустимыми? Взять тот же Burzum с эмбиентными альбомами. Понятно, что мы знаем, в чем была причина того, что они были записаны без гитар и прочего. Но вышли они все же под маркой Burzum.
Думаю, что в любом случае это довольно честно. Группы такого плана, которые развиваются и отходят от металла, зачастую куда более искренни, чем все эти команды, которые делают одинаковые дерьмовые альбомы из года в год на протяжении десятилетий. Нужно много смелости и мужества для того, чтобы делать то, к чему лежит душа, чего тебе по-настоящему хочется, а не записывать что-то для фэнов, ориентируясь на их потребности. Делать по десятку альбомов в стиле тру-блэка, который тебе уже самому давно опостылел – вот как раз это не тру! Куда лучше, если ты наберешься мужества и начнешь экспериментировать или откажешься от металла и так далее, чтобы сочинять нечто, что тебе действительно по душе.
Может ли быть так, что Alcest тоже окончательно отойдет от своих металлических корней?
Да. (Смеется) Это возможно.
В каком направлении вы можете двигаться в дальнейшем? Это будет окончательный переход на территорию шугейзинга или пост-рока? Или что-то еще?
Конечно, это будет что-то другое. Ядро, сердце Alcest останется неизменным. Если что-то и поменяется, то только форма – средства, которые я использую, чтобы творить эту музыку. Душа и эмоции останутся, этот «потусторонний» дух останется, даже если я откажусь от харш-вокала или от гитарных примочек. Но я не буду просто мочить пустой пост-рок, как это делает множество группешников в наше время… Надеюсь, я смогу дальше делать музыку, которая идет от души и вдохновения. Если я не буду чувствовать вдохновения, я остановлюсь.
Давай сделаем шаг назад. Как ты думаешь, почему ваш предыдущий альбом «Écailles de Lune» стал столь успешным и получил такое количество позитивных оценок?
Я думаю, это потому, что он мрачнее и в нем больше металла. Людям это чаще нравится, чем что-то менее темное. Первые работы были более свежими, светящимися. Похоже, люди думали примерно так: «О, это слишком мягко, попсово, бла-бла-бла». Жалко, что Alcest оценивают и соотносят с жанром металла как такового. Конечно, в нем есть металлические элементы, но это не метал-команда. Но у нас можно услышать так много других влияний и элементов…
Как ты можешь сопоставить новый и предыдущий альбомы?
«Les Voyage de L’Âme» более оптимистичный, менее депрессивный. Во время сочинения «Écailles De Lune» я чувствовал себя не очень хорошо, это был не лучший период в моей жизни, поэтому все получилось довольно мрачно. И поэтому он вышел не очень-то «альcестовским» на самом деле. Все говорят, что он отличный, прекрасный, но для меня он в наименьшей степени может считаться альбомом именно Alcest.
Если попросить тебя выразить суть вашей новой работы одним словом, что это будет за слово?
Потусторонний.
Осталось время для ритуального послания для российских фэнов Alcest.
Надеюсь, им было интересно читать это интервью. Также надеюсь, что на наш следующий концерт в Москве придет хотя бы столько же человек, как на прошлогодний…а лучше – больше. Увидимся!