Публикации на сайте |
C каждым новым посещением фестиваль Sweden Rock все больше начинает напоминать домашние тапочки, к которым привыкаешь, и без которых начинаешь испытывать дискомфорт. Особенно когда осознаешь, что уже десятый год подряд редакция RockOracle посещает это культурно-массовое мероприятие. Впервые высадившись в Норье в 2008 году, мы осторожно шаг за шагом прощупывали территорию, опасаясь заблудиться или пройти мимо чего-то крайне важного. Теперь можно сказать, что каждый из нас знает фестиваль не хуже своей собственной квартиры, тем более, что за десять лет здесь произошли лишь косметические преобразования. Но, в конце концов, мы и дома периодически делаем перестановку мебели и смену занавесок.
По традиции, первый день фестиваля был разгоночным – работали только три сцены, в то время как на двух основных сценах все еще продолжался монтаж. Помимо музыкальной программы, посетители также могли развлечь себя, просадив несколько шведских крон в «Metal Casino», или принять участие в различных викторинах от спонсоров фестиваля. Можно было также протестировать гитары и музыкальное оборудование в спонсорском шатре, или попробовать свои силы в командной игре «вело-гитара», где один из участников должен крутить педали на велотренажере, а другой сидя в стеклянной будке играть на гитаре, через колонки. Фишка в том, что как только прекращаются крутиться педали, прекращается энергоподача в усилитель, – весьма, надо сказать, занятная командная игра.
Одними из первых, кто нарушил тишину тихого июньского вечера стали шведские трешеры F.K.U., которые очень любят ностальгировать по восьмидесятым, а особенно по фильмам ужасов той эпохи. Песни с такими названиями, как «Corpse Mania», «Friday The 13th» и «The House By The Cemetary», говорят сами за себя. И если к исполнительскому уровню их олдскульного треша в лучших традициях классических Tankard, Kreator и Sodom претензий нет, то вот по части шоу (учитывая тематику большинства песен) можно было бы заморочиться немного больше, чем просто наложить на физиономии грим цвета детской неожиданности.
Еще одни олд-скуллеры, на этот раз в жанре пауэр-метал, и тоже шведы – Nocturnal Rites вернулись на сцену в прошлом году после десятилетнего отпуска. Несмотря на некоторые трудности со звуком, сыграли они, как говорится с огоньком, изрядно провентилировав свои шевелюры (у кого таковые были). Однако сказать, что мы открыли для себя что-то новое, значит признаться самим себе в заведомо ложной лести. Ровный пауэр для ровных парней, из тех кто считает себя поклонниками данного жанра.
Английские паб-рокеры The Quireboys – гости частые не только на фестивале Sweden Rock, но и вообще в Швеции. Уже который раз они играют в первый день фестиваля в неизменное время, и на неизменной Sweden Stage, создавая неизменный ажиотаж перед сценой. Секрет популярности The Quireboys, как не покажется кому-то странным, тоже в неизменности своему жанру – задорному стрит-року с примесью слиз-рока и глэма. Разве что декораций английского паба, которые они использовали на пике своей популярности, не хватало для окончательного утепления атмосферы. В этот раз Спайк вышел на сцену с хирургической шиной на ноге, но невзирая на травму, он ловко жонглировал микрофонной стойкой, совершал артистические покачивания вправо и влево и задорно шутил. Помимо классики собственного сочинения, группа также сыграла пару блюзовык каверов («Going Down» и «Leaving Trunk») с недавно вышедшего кавер-альбома «White Trash Blues». А закончилась программа традиционными «7 O’Clock» и «Sex Party».
И снова на сцене шведы – группа Bullet (не путать с одноименным немецким коллективом из восьмидесятых, в котором играли будущие участники U.D.O.). Из года в год на фестивале Sweden Rock выступают такие курьезные группы, которые, с одной стороны, выглядят и звучат достаточно комично, а с другой – делают свое дело с такой серьезностью, что у слушателя не остается ни малейшего шанса заподозрить их в неискренности, фальши и кривляньях. К таким бандам можно отнести Raven, Anvil и … Bullet. Их яркое ослепительное шоу со столпами огней и огромной неоновой вывеской позади сцены каким-то волшебным образом уживается с комичным имиджем вокалиста, похожего на заблудившегося медведя шатуна, и китчевыми прикидами остальных музыкантов, которые включают в себя кожаные куртки, клепки и ошейник на шее кучеряво-усатого (еще один привет восьмидесятым) басиста. При этом играют все участники с мощной и хорошо отработанной подачей, неся в массы наследие Accept и AC/DC. Да и вокал упомянутого выше Дага Хоффера – это идеально сбалансированная смесь Удо Диркшнайдера и Брайана Джонсона. Неудивительно, что среди публики преобладали носители атрибутики вышеупомянутых коллективов.
Фееричным завершением первого дня Sweden Rock Festival стало шоу любимцев шведской молодежи Hardcore Superstar. Брутальные глэм-рокеры не скупились на фейерверки, взрывы и салюты из лент. Кульминацией происходящего действа стал переворот двух огромных крестов, стоящих позади сцены. Еще одним неожиданным элементом щоу стал разбор бэклайна техниками группы прямо посреди исполнения финальной композиции «Above the Law», намекая таким образом, что группа явно злоупотребила фестивальным регламентом. Кстати, Hardcore Superstar были единственные, кому была позволена подобная выходка.
Психоделический doom-metal от Avatarium стал идеальным саундтреком к похмельному утру второго дня фестиваля. Акустическая гитара и чувственный вокал Дженни-Анны Смит в сочетании с тягучими рифами ее супруга Маркуса Жиделя словно контрастный душ обрушивались на слушателя, вызывая палитру смешанных эмоций и обеспечивая беспрерывный энергетический обмен между публикой и музыкантами. Тем, кто никогда не слышал эту группу, достаточно сложно объяснить в двух словах, в каком стиле они играют. Психоделик-рок шестидесятых, стоунер семидесятых, металл восьмидесятых, дум девяностых – это лишь часть ингредиентов, которые замешаны в бурлящем на медленном огне котле под названием Avatarium. Любопытно, что за барабанами сидел нынешний участник Royal Hunt (группа, в которой Маркус играл десять лет назад) Андреас ‘Хабо’ Йохансон.
Настоящее театрализованное шоу продемонстрировала лос-анжелесская группа In This Moment. Прямо посредине сцены был водружен огромный шатер, в котором постоянно исчезала и появлялась эффектная фронтвумен Мария Бринк и две ее ассистентки. По ходу шоу девушки меняли наряды, представая то в черных, то в белых балахонах и мантиях и масках и разыгрывали балетно-хореографические сцены. В финале на сцене появилась трибуна, на которую взошла Мария, надев огромный колпак с кровавой надписью «Whore», для исполнения одноименного номера. В финале в публику полетели огромные белые шары, по-видимому, символизирующие то, что в советские времена называлось «Резиновое изделие №2».
Glenn Hughes – имя священное для каждого поклонника Deep Purple, а учитывая то, что его выступление было прописано как «Glenn Hughes performs classic Deep Purple», не было никаких сомнений, что его выступление на главной сцене соберет внушительное количество «пурплистов» со всех уголков земного шара. О том, что шоу будет ретроспективным, напоминал огромный задник с изображением Хьюза образца 1974-го года, но самое удивительное то, что когда на сцену вышел сам маэстро, вновь отрастивший длинные волосы и баки, никакого неприятного контраста между портретом тех лет и нынешним Хьюзом не возникло. Ну а когда певец взял первые высокие ноты в стартовой «Stormbringer» и вовсе возникло ощущение, что он только вчера отыграл California Jam ‘74 и на машине времени рванул прямиком в год нынешний. «Это какое-то чудо!», – сказал кто-то из стоящих рядом, и в его словах была изрядная доля правды, особенно если вспомнить недавний концерт Deep Purple с изрядно постаревшим и утратившим способности брать хоть сколько-нибудь высокие ноты Яном Гилланом. И это при том, что разница в возрасте между двумя певцами составляет всего каких-то семь лет! Нет смысла перечислять сет-лист, вы без труда и сами догадаетесь с большой вероятностью попадания в точку, что было исполнено, а вот пару слов о самом Хьюзе и его группе хочется сказать. Прежде всего, было видно, что Гленн пребывал в прекраснейшем расположение духа. Он призывал зрителей насладиться прекрасной солнечной погодой (которая, кстати, стояла на протяжении всех четырех дней, что можно назвать редкостью для такой северной страны как Швеция), любить ближнего, радоваться мелочам и жить сегодняшним днем, иными словами его главным посылом было «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Аккомпанирующий состав состоял из чилийца Фера Ескобедо на барабанах и двух датчан – клавишника Йеспера Бо Хансена и гитариста Сорена Андерсена. Последний из них известен по участию в Artillery, группе Майка Трампа и Йеспера Бинцера. Его же мы видели на Sweden Rock в 2015 году, когда он заменял временно травмированного басиста D-A-D Стига Педерсена.
Неизвестно, чем вызвано длительное молчание одной из самых влиятельных рок-н-рольных легенд из Австралии Rose Tattoo. Не считая единственного концерта в Германии в прошлом году, они выехали в Европу впервые после внушительного перерыва. Было ли это связано с отбытием в места не столь отдаленные за торговлю оружием их штатного барабанщика Пола ДеМарко, или были на то другие причины, так или иначе, единственный оставшийся в составе оригинальный участник – фронтмен Энгри Андерсен нашел в себе силы собрать новый состав (не считая относительно старого участника – гитариста Дай Причарда, играющего в банде с 2006 года) с которым он полетел в Европу. Самым знаменитым из новых участников квинтета под руководством Энгри, несомненно, является Марк Эванс – оригинальный басист AC/DC. В отличие от AC/DC, «татушники» не палят из пушек, не надувают резиновую бабу и не выкатывают гигантский колокол, однако та искренность, те переживания, которые Энгри привносит в свои выступления, делают неоспоримым факт, что эти немолодые дяди как никто знают толк в рок-н-ролле. Как и в случае с Гленном Хьюзом, Энгри Андерсен произносил простые и понятные вещи – о том, что все мы братья и сестры, и неподдельно кайфовал от каждой сыгранной ноты и каждой спетой строчки.
Внушительную толпу народа собрали почитатели плода Cucurbita, более известного как Pumkin, или по-русски тыква. Речь идет о выступлении группы Helloween – и не просто выступлении, а настоящем бенефисе под названием Pumpkin United, в который влились певец классического состава Микаель Киске и гитарист-основатель Кай Хансен, позабыв про прошлые обиды и разногласия. И хотя фестивальный регламент не позволил им сыграть полноценную программу, длительностью в два с половиной часа, которую они двумя неделями ранее исполнили в Москве, зрителю было продемонстрировано шоу, включающее декорации, забавный анимационный видеоряд и порцию классических хитов, в которых вокальные обязанности были грамотно поделены между тремя певцами (Микаелем Киске, Энди Дерисом и Каем Хансенем). Масштаб и помпезность нынешнего шоу Helloween ставит перед коллективом непростой вопрос: куда двигаться дальше, ведь очевидно, что если пути Киске и Хансена вновь разойдутся с нынешними участниками, Helloween вряд ли смогут удержать столь высокую планку, которую они подняли в этом турне.
Далеко не все, однако, пошли распевать радужные куплеты про «Мир Будущего» и «Счастливый Хэллоуин» – ведь через двадцать минут после начала сета «тыквоголовых» на соседней Sweden Stage началось шоу совсем иного рода. Под шум полицейских сирен на сцену высыпала пестрая команда лиц латинской и афроамериканской национальностей, создавая ощущение присутствия в пригородных трущебах Лос-Анжелеса, где всем заправляют уличные банды. Для пущего эффекта, помимо музыкантов, на край сцены вышел человек в маске, вооруженный гладкоствольным ружьем, и все шоу так и простоял в полной боевой готовности, периодически направляя ствол в сторону бурлящего мошпита. Руководил всей этой братией известный репер Ice-T, и вместе со своими подручными он представил проект Body Count. Начав со связки каверов Slayer «Raining Blood / Post Mortem», BC вмазали зубодробильный сет из рэп-кора, панка, кроссовера и хардкора. Впрочем, сам Айс расставил точки над ё, сказав, что стиль его группы не первое, не второе, и не третье. «Body Count is the Body Motherfucking Count!» – именно такое лаконичное определение своему стилю дал мистер Трейси Лаурен Марроу. Также известный рэпер не оставил без внимания проблемы расовой несправедливости, продажных политиков и полицейских подонков. Последним был посвящен еще один кавер, на этот раз панков The Exploited «Disorder». Справедливости ради скажем, что Айс и его команда, в которой также теперь присутствует его сын, показали себя не только бескомпромиссными стрит-файтерами, с которыми лучше не шутить, но и вполне человеколюбивыми людьми. Сначала Айс поприветствовал восьмилетнего пацана, сидевшего на шее у своих родителей в первом ряду, а потом вывел на сцену совсем юную девчонку лет пяти и попросил всех поприветствовать новое поколение фэнов Body Count.
Самым позитивным в группе выглядел гитарист-виртуоз – Эрни Си, единственный, не считая самого Айса, оригинальный участник группы. В то время как все его коллеги строили страшные гримасы, Эрни совершал какие-то немного неуклюжие танцы и акробатические номера со своей гитарой, сопровождая все это дружелюбной улыбкой. Похоже, Эрни выполняет роль главного добряка, разбавляя своим присутствием гангста-образ своих коллег.
Второй день фестиваля стал рекордным по количеству проданных билетов за всю историю Sweden Rock, несмотря на то, что несколько лет назад сами завсегдатаи феста голосовали за увеличение цен на билеты в пользу сокращения их количества. Этому рекорду поспособствовала самая популярная из популярных и самая народная из народных хэви-металлических групп – Iron Maiden, собирающая неизменные аншлаги последние лет ...дцать. Стоит ли говорить, что после посещения Body Count, которые закончили свой сет за пятнадцать минут до начала шоу Maiden, шансы занять более-менее близкую позицию к сцене, были равны шансам найти сидячие место в московском метро в понедельник, в семь утра. Однако масштабы декораций и два экрана по сторонам помогли оценить шоу в должном объеме. В отличие от большинства своих коллег, которые нынче предпочитают визуализировать программу с помощью компьютерных зарисовок и видеоряда на экранах, Maiden остаются верны аналоговым эффектам, и в этом туре они, похоже, превзошли самих себя.
Обычно группы подобного уровня строят шоу таким образом, чтобы самую эффектную часть продемонстрировать в конце. Maiden пренебрегли этим правилом, и самый впечатляющий трюк выдали во время исполнения открывающей «Aces High». Это был ни много, ни мало, самолет Spitfire Mk Vb – точнее его точная проработанная копия, сделанная лишь на 10% меньше оригинала, которая парила от конца сцены к ее краю, и порой создавалось впечатление, что его крыло вот-вот зацепит кого-то из музыкантов. Но, безусловно, это далеко не все, что показала группа за время концерта. В память врезались потрясающе подсвеченные витражи с изображением разных образов монстра Эдди и, собственно, сам Эдди, появляющийся то в виде двухметрового пехотинца времен Первой мировой, то в виде огромного рогатого монстра позади сцены. Были красивейшие канделябры, нависающие с потолка, и был огромных размеров Икар, поджаренный Брюсом Дикинсоном с помощью огнемета. К недостаткам концерта, помимо переаншлага, можно отнести несколько спорных номеров с не менее спорных альбомов «A Matter Of Life And Death», «Virtual X» и «The X Factor», но стоит ли ловить муху в бочке компота, когда по окончании действия ты понимаешь, что побывал на одном из лучших металлических шоу планеты.
Выступление Iron Maiden было далеко не финалом праздничной программы второго дня Sweden Rock. В ночное время вниманию посетителей предлагались концерты молодых хард-рокеров H.E.A.T., легендарных трешеров Kreator и культовой оккультной (простите за каламбур) группы Coven, чей хит «Black Sabbath» был написан за год до рождения одноименной группы. Понимая, что такой эксклюзив пропускать никак нельзя, один из нас направил свои стопы в сторону 4Sound Stage, и уже на подходе понял, что попал, скорее, не на рок-концерт, а на черную мессу. Из колонок доносились дьявольские заклинания, а на сцене нарисовался гроб, крышка которого (внимание!) отворилась, а оттуда показалась фигура (звучит дьявольский смех!) – нет, не упыря или зомби, а немного пополневшей Джинкс Доусон. Несмотря на некоторую архаичность музыкального материала, их выступление выглядело куда убедительнее, чем выступления многих современных готик-хоррор банд. Не сказать, что выступление Coven попало в топ самых впечатляющих шоу, но все же, галочка, и весьма жирная, была поставлена.
Весьма удачной идеей стало решение организаторов поставить открывать третий день фестиваля группу из Дании Junkyard Drive. Не сказать, что они стали каким то откровением, но их слиз-глэмовые композиции в сочетании с банкой холодного сидра словно ушат холодной воды произвели освежающий эффект на еще не отошедший от вчерашних метаний от сцены к сцене организм, приведя его в готовность к новому рок-марафону.
Настоящим перемещением во времени и пространстве стало выступление девичьего квартета Vixen. В конце восьмидесятых и начале девяностых плакаты этих сексапильных глэмерш украшали комнаты тысяч подростков. Даже многие прожженные трешеры и дэт-металлисты по прошествии времени признавались в любви к этим представительницам ненавистного им жанра хайр-метал. Взяв на место проигравшей смертельную схватку с раком основательницы группы Йан Куннемуд, молодую гитаристку Бритт Лайнтинг, трое участниц классического состава открыли новую главу в истории Vixen. Можно смело сказать, что эти дамы не растеряли своего обаяния и шарма – их макияж по-прежнему ярок, их волосы все также пышны, а их наряды также пестры.
За исключением одной новой композиции и нескольких кавер-версий, сет-лист состоял из хитов с двух самых коммерчески успешных первых альбомов (далеко не каждый знает о существовании еще двух), что вкупе с их имиджем помогло воссоздать атмосферу, творящуюся на Бульваре Сансет в те золотые годы. За время их выступления сотни скупых мужских слез разбавили бокалы с пивом и другими напитками. Отыграв последнюю композицию, дамы одарили своих поклонников воздушными поцелуями, а одна из них – барабанщица Рокси Петруччи через несколько часов появилась уже на другой сцене.
Но пока нам предстояло взглянуть на ветеранов хард-сцены из Дании – легендарных Pretty Maids, чей культовый статус является неоспоримым во всей Скандинавии. Именно поэтому под их выступление была отдана главная сцена фестиваля, возле которой образовалось весьма нетипичное для столь раннего времени скопление. Как всегда Pretty Maids выступили мощно и забойно, заметно утяжелив свой саунд в сравнении с восьмидесятыми, а на гигантском заднике красовался персонаж с обложки их последнего альбома «Kingmaker», имеющий поразительное сходство с квартирантом московского Мавзолея.
В это же время на более скромной 4Sound Stage выступила другая легенда – культовые голландские прог-рокеры Focus. Их почти часовой сет включил в себя аж целых три композиции, включая их главный и чуть ли не единственный хит «Hocus Pocus». Главным украшением сцены стал винтажный орган Hammond, который внешне выглядел ничуть не моложе своего семидесятилетнего владельца и основателя Focus Тиса ван Лира.
Эксклюзивом из всех эксклюзивов, если можно так выразиться, стала группа Madam X, которая имела некий успех в середине восьмидесятых, успев выпустить всего один альбом. В 2014 они сделали сенсационный реюнион, дав единственный концерт, угадайте где? – правильно, на Sweden Rock Festival! Это выступление настолько воодушевило коллектив, что они принялись за запись нового альбома, который вышел в прошлом году, а в этом году вернулись в Европу ради единственного концерта, опять же, угадайте где! В этом коллективе (в котором, кстати, одно время ненадолго задержался некий Себастиан Бах, позднее попавший в Skid Row) играют сестры Петруччи – гитаристка Максин и барабанщица Рокси, о которой мы уже писали парой абзацев выше. Дополняют состав вокалист Брет Кайзер (в основное время работающий имитатором Элвиса Пресли) и басист Крис Долибер по прозвищу Годзилла. Последний полностью оправдывает свой никнейм – уже на первой композиции он со всей силы швырнул свой инструмент об пол, и это было только начало разрушений.
Сложно сказать в каком процентном соотношении в этой пестрой банде сочетается юмор с серьезным подходом к делу. С одной стороны, они играют достаточно качественный глэм в лучших традициях hair-metal-групп восьмидесятых, а с другой – в их шоу привнесено немало гротеска и фарса в лучших традициях Spinal Tap. При этом, однако, они соблюдают четкую грань, не позволяющую превратиться в дешевую пародию на жанр, как это делает один ныне весьма популярный ансамбль, состоящий из людей с фальшивыми волосами. Самое главное, они делали шоу, и делали его так, будто выступить именно на этом фестивале была цель всей их жизни. Пожалуй, ни одна группа не была столь щедра к своим фэнам – на протяжении всего выступления в публику летели пригоршни медиаторов и других незамысловатых сувениров. Под конец шоу Годзилла раздолбал очередную бас-гитару, причем, сделал это от всей души – разбив себе руки в кровь, которой позже он стал давать автографы. Энтузиазму и отдаче Madam X, с которыми они рубили весь свой сет благодарная публика отплатила той же монетой, и финальный и самый главный хит «High In High School» был подхвачен тысячами голосов, заглушив выступающих на соседней сцене Graveyard. Что-то нам подсказывает, что через пару лет Madam X вновь посетят Европу и угадайте, на каком фестивале они окажутся.
Около четырех часов вечера позади центрального входа на фестиваль состоялось одно не заявленное в программе событие. Внушительное пространство заполнили джентльмены и дамы, облаченные в джинсовки с кожаными кепками на спине. Это был слет Turbojugend – фан-клуба норвежской группы Turbonegro, которые выступили на Sweden Rock через полтора часа. Собравшиеся по такому случаю со всей Швеции и других стран представители Турбо-молодежи обменялись нашивками своих чаптеров, распили алкогольные напитки разной крепости и сделали памятную фотокарточку со своими голыми задницами.
Виновники описанной выше встречи недавно записали альбом, стилистика, которого принципиально отличается от всего того, что Turbonegro делали до этого, пройдя эволюционный процесс от гаражного панка помпезного стадионного рока, в котором преобладают клавишные пассажи а-ля Рик Уэйкманн и Джонатан Кейн. Именно этому материалу был отдан приоритет – с альбома «Rock’n’Roll Machine» было сыграно пять композиций. Музыкальные метаморфозы, впрочем, никак не отразились на имидже и кредо группы. Энтони Мэдсен-Сильвестер, также известный как Duke Of Nothing, также известный как Ceasar Proud, также известный как Спаситель Дэт-Панка, играл мышцами рук и ног, делал бодрые спортивные пробежки и скабрезно шутил про анальный фистинг, отсутствие должной контрацепции (и концентрации), благодаря которой родилось столь много новых членов Turbojugend и Дору Пеш, чей вид должен вызвать эрекцию как минимум у половины собравшейся публики. Сама публика, подавляющее большинство, которой были представители (конечно-же) Turbojugend на-ура принимала не только юмор фронтмена, но и хиты группы – как новые, так и ставшие классикой дэт-панка «All My Friends Are Dead», «Wasted Again», «Age Of Pamparius», «Get It On» и гимн Турбо-Флота (по аналогии с Kiss Army) «I Got Erection».
Хэдлайнером третьего дня был заявлен не кто-то, а сам Князь Тьмы – Оззи Осборн. Со времен его первого прощального турне прошло двадцать шесть лет, и хотя сейчас шансов на то, что этот тур станет действительно последним намного больше, многие все еще воспринимают это заявление как очередной рекламный трюк г-жи урожденной Арден. Впечатление от шоу принципиально разделились среди нашей интернациональной компании, делившей все эти дни жилье, провизию и горячительные напитки. Шведы утверждали, что это было одно из лучших, увиденных ими шоу Оззи. У некоторых русских представителей делегации мнение было диаметрально противоположным. Автор этих строк, пожалуй, займет нейтральную позицию. Начнем с недостатков, которые скорее можно отнести к субъективному мнению. Для прощального турне г-н Осборн мог бы подготовить более разнообразный сет-лист, охватывающий, если не весь период его творчества, то хотя бы все сольные альбомы маэстро. На деле мы получили все тот же весьма стандартный набор хитов, причем преимущественно из двух наиболее коммерчески успешных альбомов Ozzy – дебютника «Blizzard Of Ozz» и «No More Tears», плюс тройку стандартных вещей времен Black Sabbath. Исключение составляли лишь две композиции – «Bark At The Moon» и «Shout In The Dark». В придачу мы получили невнятное попурри из того, что как раз хотелось бы услышать целиком – «Miracle Man / Crazy Babies / Desire / Perry Mason». Однако, даже в кастрированных версиях этих песен голоса Оззи мы не услышали, так как это было что-то вроде сольного номера гитариста Закка Уайлда. Вторым минусом, что опять же просим считать мнением субъективным, был сам гитарист Закк Уайлд. Его было как-то чересчур много, как визуально, так и аудиально. Главным плюсом выступления можно считать физическую форму самого Оззи. Он не только был бодр и подвижен, но и вполне неплохо справлялся со своими вокальными партиями. И если в случае с Motley Crue, которые прощались с нами на той же сцене несколько лет назад, мелькала мысль о том, что они должны были уйти намного раньше, здесь хочется выразить надежду на то, о чем мы уже написали в начале этого абзаца.
И вот как-то незаметно для всех наступил финальный день фестиваля. Вообще, с каждым годом ощущение того, что время на Sweden Rock пролетает незаметно, усиливается чуть ли не вдвое. Вроде вот только выкладывали из багажников ящики с пивом и пакеты с едой, а уже скоро собираться в обратную дорогу. Но это будет завтра, а впереди нас ждет еще один насыщенный день.
С утра пораньше еще толком не проснувшиеся глэмеры, наспех начесав волосы и натянув лосины, потянулись к Sweden Stage, чтобы увидеть обновленный состав Crashdiet в действии. Перед лениво лежащими на траве и попивавшими утреннее пиво вместо кофе зрителями предстал новый вокалист Гэбриель Кейз, который вполне вписался в имидж и концепцию группы, несмотря на свой юный возраст. В очередной раз реанимированный коллектив не растерял свой дерзости, драйва и яркого имиджа. Разочаровала лишь практически пустая сцена, на которой, кроме одного гитарного рэка и барабанной установки, отсутствовал какой-либо бэклайн.
Хельсинские Вампиры The 69 Eyes полностью разрушили собственную легенду, появившись на публике под палящим солнцем, и при этом не сгорев дотла. В последнее годы их саунд значительно утяжелился, фанерные подклады свелись к минимуму, и даже в таких попсовых композициях как «Gothic Girl» или «Dance D’amour» гитара Бази заменяла большинство пассажей, звучащих в студийном варианте на синтезаторе. Голос вокалиста Юрки также заматерел и стал звучать намного убедительнее. И если лет пятнадцать назад многие злопыхатели считали их очередным однодневным клоном HIM, то сейчас их скорее можно сравнить с лучшими образцами The Cult и Fields Of Nephelim.
Не стареющие душой ветераны глэм-рока шестидесятых-семидесятых и восьмидесятых – Slade появились на Sweden Stage в середине дня для того, чтобы провести семинар на тему, как в семьдесят c лишним лет не стать немощными старперами и оставаться в душе молодыми рокерами. Это, в первую очередь, касается бессменного гитариста Дэйва Хилла, глядя на которого начинаешь сомневаться в правдивости официальных информационных источников, сообщающих, что этот задорный дядечка пару лет назад разменял восьмой десяток. Не отставал от коллеги и его ровесник – барабанщик Дон Пауэлл, который все также не расставался с жевательной резинкой во рту на протяжении всей игры. И хотя уже много лет в группе нет Нодди Холдера, хулиганский дух Slade сохранился внутри группы.
Еще одним девичьем квартетом, выступившим в этом году на Sweden Rock, стала легендарная четверка из Лондона – Girlschool. Так же, как и в случае с Vixen, эта команда безвозвратно потеряла свою оригинальную гитаристку Келли Джонсон, не сумевшую победить рак. Однако в отличие от Лос-Анжелесских див, Girlschool не делали длительных перерывов в своей карьере – было видно невооруженным глазом, что эти пролетарские девахи прошли сквозь огонь, воду и медные трубы и готовы разорвать в клочья всех, кто встанет у них на пути – будь то смазливый поп-бенд или брутальные треш-дет-блэк мачо. Не зря они получили благословение от самого Лемми, который неоднократно брал Girlschool в тур с Motorhead. При этом англичанки не были лишены обаяния и чувства юмора. Так, вспоминая в каком году был выпущен их последний альбом, они сошлись на том, что он был выпущен «как минимум, в этом тысячелетии». Но, как водится, наибольший шквал оваций вызвали хиты прошлого века «C’mon Let’s Go», «Hit And Run» и «Emergency» вновь вызвали непроизвольную слезоточивость от нахлынувших ностальгических эмоций.
Judas Priest далеко не первый раз выступают на Sweden Rock, создавая неизменное столпотворение у Festival Stage. На этот раз мы решили занять более близкое к сцене расположение, придя за час до назначенного выхода Пристов на сцену. Однако уже в это время достаточно приличное количество народа решило зарезервировать свои обзорные места. В назначенный час заиграла композиция Black Sabbath «War Pigs», которой Присты уже много лет предваряют свой выход на сцену, демонстрируя свое землячество, занавес пал, и на зрителя, словно столп искр, отлетающих от пилорамы, обрушились аккорды «Firepower» – заглавной композиции альбома, с которым группа отправилась в очередной тур. Одно существенное отличие этого концерта Judas Priest от предыдущих сведенроковских концертов, не мог не заметить даже страдающий сильной близорукостью. Да, настал момент, когда в группе не осталось ни одного оригинального гитариста Judas Priest. И если блондин Ричи Фолкнер (сильно смахивающий внешне на своего предшественника) заменил КК Доунинга еще семь лет назад и успел вписаться в саунд и имидж группы, то бородатый короткостриженый дядька на правом фланге сцены вызывал некоторый диссонанс. На самом деле, этот бородач появился в группе не случайно – зовут его Энди Снип (известный также по работе с Ассерт, Megadeth, Dimmu Borgir и др.), и именно он был продюсером нового альбома Priest. Взять в руки гитару его вынудил случай не самый радостный – гитарист Гленн Типтон, страдающий от болезни Паркинсона, больше не в состоянии отыгрывать полноценные концерты, хотя он по-прежнему числится в группе, и про него мы напишем чуть позже. Зато в Judas Priest по-прежнему фронтменствует неповторимый Роб Хэлфорд, пребывающий в прекрасной форме. В его голосовых связках, похоже, включился реверсивный движок, благодаря которому с каждым годом вокальные данные Роба приближаются к эталонному звучанию времен «Painkiller». За барабанами все так же восседает один из виртуозов хэыи-металл – Скотт Трэвис, а самым старым участником Priest остался басист Ян Хилл, все так же занимающий одну точку на сцене – пост, который он не покидает от начала до конца шоу.
Несмотря на все опасения, связанные с переменой в составе и возрастом некоторых участников, мы вновь услышали эталонный хэви-металлический концерт, в очередной раз убедившись в том, что несмотря не нависшие над группой невзгоды Прист не собирается сдаваться без боя. Теперь Ричи Фолкнер окончательно вступил в права основного инструменталиста. Именно он играл все ключевые соло, не забывая при этом делать первоклассное шоу. На его фоне Энди Снип выглядел тем, кем собственно, он и является – сессионным музыкантом, четко знающим, где и когда взять ту или иную ноту. Зато самопровозглашенный Бог Металла, основательно поправивший свои проблемы со спиной еще три года назад, не оставил и следа сомнений в том, что небесный титул по праву принадлежит ему. В свои шестьдесят шесть лет Роб не растерял своей артистической харизмы – его телодвижения, мимика и, конечно же, вокальные данные способны вызвать энергетический подъем даже у того, кто впервые увидел и услышал Judas Priest. Для тех же, кто видел шоу группы неоднократно, был основательно перетасован сетлист. Помимо композиций из упомянутого альбома «Firepower», программа обогатилась несколькими старенькими номерами, самым неожиданным из которых стал «Saints In Hell» – композиция, написанная в далеком 1978 году и с тех пор ни разу не исполнявшаяся живьем.
Ну а на бис по законам жанра были припасены обязательные для исполнения боевики из одного из самых успешных альбомов в дискографии Priest «British Steel». И тут всех фэнов ждал главный сюрприз. На сцену вышел Гленн Типтон, и уже в составе секстета была доиграна программа. Да, появление Гленна вызвало смешанные чувства грусти и гордости за одного из самых влиятельных гитаристов в жанре хэви-металл. Было видно, что каждая сыгранная нота и каждое движение дается Гленну с трудом, но несмотря на свой недуг он нашел в себе силы поехать в тур со своими соратниками, что не может не вызвать уважения и восхищения.
В то время как легендарные Judas Priest заканчивали свое шоу на главной сцене, на низкий старт взяли неутомимые слиз-рокеры Backyard Babies. С момента воссоединения группы это было уже второе их выступление на Sweden Rock Festival, и на этот раз им была поставлена задача закрыть фестиваль. Стоит ли говорить, что этот квартет с честью справился с возложенными обязанностями – хит за хитом вылетал с интенсивностью пулемета «Максим», а сами музыканты отработали двойной норматив по сценической акробатике. Такой финал Sweden Rock не оставил и толику сомнений в том, что в следующем году мы вновь соберемся на шведской земле для того, чтобы провести четыре дня так, чтобы все остальное лето приходить в себя и вспоминать очередное путешествие в Норье.
Текст: Евгений Силин при участии Татьяны Силиной
Фото: Евгений Силин, Виктор Блинов
Special thanks to Sofia Lindqvist Lacinai for accreditation and help with everything!