Rock Oracle - GRAVITATOR RECORDS

ROCK ORACLE №3/4 2013


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Баннер
ROCK ORACLE №5 12/2012



Московский издающий лейбл «Gravitator Records» должен быть известен каждому уважающему себя собирателю темной музыки на CD в России и странах СНГ. Готик-рок, электронный индастриал, кибер-метал и дарк-вейв – альбомы лучших представителей этих стилей со всего мира были абсолютно легально выпущены в нашей стране по лицензии этой компанией в качественном оформлении, а зачастую и со специальными бонус-треками. К сожалению, на фоне спада интереса к покупке музыки на физических носителях лейбл заметно сбавил свою активность и в последнее время сосредоточился на выпуске альбомов отечественных артистов. О дальнейших перспективах и истории «Gravitator Records» нам рассказал его основатель Максим ‘MadMax2’ Михалев. Не могли мы не затронуть в нашей беседе и более общие вопросы, касающиеся ситуации на музыкальном рынке нашей страны.

Привет! Начнем, пожалуй, с самого начала: как и когда тебе в голову пришла идея создания собственного лейбла? Чем ты занимался до этого и как твой выбор пал на издание именно готической и индустриальной музыки, а не блэк-метала, например?

Независимый музыкальный лейбл «Gravitator Records» был образован в ноябре 2005 года Максимом ‘MadMax2’  и  Алексеем ‘Possessed’, которые были известны многим московским меломанам еще по старой «Горбушке» и рок-магазину «Зиг-Заг» как «Студия №1». Выбирая имя для лейбла, мы решили, что его название должно быть красивым, запоминающимся и, желательно, со смыслом.

В названии «Гравитатор» все это присутствует. Основным жанровым предпочтением для нашего лейбла стала та музыка, которую мы хорошо знаем, любим и слушаем сами, – это музыка «темной сцены» – готика, индастриал, синти-поп. Все эти годы лейбл занимался и продолжает заниматься выпуском альбомов русских групп, играющих в этих стилях, а также лицензированием и переизданием для российской аудитории альбомов западных исполнителей в этих направлениях.

Кто работал с тобой на начальном этапе? И сколько человек заняты в работе «Gravitator Records» сейчас?


Первым релизом «Gravitator Records» стал альбом московской группы The Guests «...in Silence». С него все и началось. Наши хорошие знакомые, музыканты этой полулегендарной московской команды, первопроходцы и лидеры тогдашней московской готик-рок-сцены, в то время легко собиравшие клуб «Релакс», набивая его под завязку, передали нам материал дебютного альбома, который просто обязан был быть увековеченным на серебряном кружочке. Что, собственно, и было осуществлено, после официальной регистрации лейбла и печати тиража дисков. Кстати, продавался альбом The Guests очень неплохо, довольно быстро весь тираж в одну тысячу копий был распродан.

На первых порах помогать лейблу взялись такие люди, как Asmodeus и Satyr, известные по промо-команде «The Crypt», но вскоре они потеряли к этому интерес и покинули наш коллектив. Также сейчас, кроме меня и Алексея, к работе лейбла привлечена Hellen Hell, профессиональный дизайнер с дипломом (и полупрофессиональный DJ без диплома).

Сколько всего релизов вышло под значком «Gravitator Records»?

На данный момент каталог лейбла насчитывает сто тридцать семь релизов, включая работы таких широко известных западных музыкантов, как And One, Diary Of Dreams, Arcana, Stoa, Grendel, Clan Of Xymox, Ladytron, Psyclon Nine, Leaether Strip, Frozen Plasma, X-Fusion и многих других. Российская сцена представлена группами Unreal, [T.3.R], Шмели, Annodomini, DreamVeil,  Anthracitic Moth, Holocoder, Hider.Life, Otto Dix, Revelation, Elisabat Muse, Anima Corpus.

Не возникало ли у тебя сложностей с дистрибуцей своей продукции в России? Все-таки все музыкальные магазины, ориентированные на андеграундную музыку в России, больше забивают витрины всякими «королями и шутами» и обширным ассортиментом «металлических» лейблов. Как ты продавал у нас свои диски, если их толком нельзя было представить, вообще не очень понятно…  

Наш лейбл осуществляет свою дистрибуцию, работая как непосредственно с отдельно взятыми рок-магазинами и мелкими оптовиками, так и с крупными всероссийскими дистрибьюторами, такими как «Фоно». Раньше мы сотрудничали также с «Союзом» и «Мистерией Звука», но, к сожалению, эти компании в нынешние трудные времена сами бедствуют и перестали быть надежными партнерами.

На счет «музыкальных магазинов, ориентированных на андеграундную музыку в России» – то бишь, говоря проще, рок-магазинов, ты, как мне кажется, несколько заблуждаешься – сегодня очень часто их владельцы вообще отказываются от CD любых направлений и превращают свои магазины в шмоточные заведения с ассортиментом доступного рыночного «паленого» мерчендайза. Их владельцев можно понять – им надо как-то выживать. К сожалению, меломаны-коллекционеры от этого страдают.  Но у них всегда остается возможность заказать диски через интернет.

Каким образом ты доносишь информацию о своих релизах до потенциального потребителя?


Вполне традиционные способы: реклама в прессе, реклама в интернете, печатные флаеры, концерты и тематические вечеринки. Наш красивый и информативный интернет-сайт www.gravitator-records.ru содержит качественную информацию обо всех наших релизах. Я создал и поддерживаю свою баннерную сеть Rgbe.Ru (это крупнейшая баннерная сеть в Рунете для сайтов «темной» тематики и сцены). Есть сообщества «Gravitator Records» в социальных сетях. Лейбл регулярно сотрудничает с тематическими печатными журналами.  Порой, через разных знакомых удавалось даже «засветить» наши группы в таких тиражных мажорных изданиях, как «Ровестник» и «Мир Фантастики».

Мы печатаем рекламные флаеры наших релизов, которые раскладываются в рок-магазинах и раздаются перед концертами. Трудно судить об эффективности того или иного вида рекламы в отдельности, скорее всего, все они важны в комплексе. И конечно, приятнее всего работать именно с печатными изданиями – несмотря на то, что это самый дорогостоящий способ рекламы, всегда приятно держать в руках журнал с красивыми рекламными модулями наших релизов (а рекламные модули «Gravitator Records» действительно всегда очень красивые, потому что наши дизайнеры настоящие профессионалы и мастера графического дизайна) или почитать интервью с любимой командой. По крайней мере, это уже иной уровень, который не заменит никакая реклама в сети.

 

















Как развивался лейбл эти годы? С точки зрения бизнеса это вообще можно было рассматривать? На жизнь зарабатывать удавалось или приходилось заниматься чем-то еще?


С одной стороны, чисто коммерческий интерес никогда не был единственной целью создания лейбла: основной мотивацией для нас являлось, скорее, творческое самовыражение и желание донести интересную, на наш взгляд, музыку до как можно большего числа отечественных меломанов. С другой – мы хорошо себе представляли, чем будем заниматься (я имею в виду коммерческую сторону дела), и понимали, что не прогорим.

Мы вложили некоторую сумму из личных сбережений в официальную регистрацию лейбла, на приобретение лицензий и издание наших первых релизов. В дальнейшие годы работать себе в убыток нам уже не приходилось. Пока ситуация с коллекционированием CD и культурой потребления музыки в нашей стране была чуть лучше, нам удавалось издавать новые релизы, получая на это средства от продажи изданных ранее.

Какие из выпущенных тобой дисков стали хитами продаж, а какие, наоборот, намертво встали и до сих пор пылятся на складе? С чем это связано?


Тут все достаточно очевидно. Лучше всего продавались удачные альбомы известных западных артистов: And One, Diary Of Dreams, Arcana, Stoa, Grendel, Clan Of Xymox, Colony 5, Ladytron, Scream Silence, Psyclon Nine, Leaether Strip, Frozen Plasma, X-Fusion. Или сильные релизы новых групп актуального направления – Dawn Of Ashes, Heimataerde, Minerve, Neon Synthesis, C-Lekktor, Eden Synthetic Corps и других. Откровенно слабые релизы… Я не хочу называть конкретные названия, скажу лишь, что пылиться на нашем складе остались альбомы тех одиозных отечественных проектов, которые пытались выехать не на качественной музыке, а на «крутой» легенде, на шумихе вокруг себя, каких-либо вымышленных жареных фактах. Или ориентирующихся на узкую гендерную и возрастную аудиторию. А меломанов не обманешь. К счастью, у нас таких залежавшихся релизов единицы.

Еще был у нас такой казус. Когда мы активно начали издавать электронные релизы, стало приходить много реплик, а где же, мол, у вас такое важное направление, как настоящий готик-рок? Хорошо, мы прислушались к этим пожеланиям и лицензировали ряд сильных европейских релизов этого жанра (тем более что я и сам большой поклонник готик-рока). Как результат – нераспроданные тиражи и пылящиеся на складе альбомы Nosferatu, Brillig, Frank the Baptist. А альбомы-то стоящие – вон в Европе их давно расхватали. Вывод – значит не нужно данное направление нашим слушателям, нет у нас ценителей и поклонников готик-рока.

Сейчас ты выпускаешь только русские группы. Это намеренная смена политики лейбла? Неужели это выгоднее, чем издавать более или менее именитые зарубежные проекты?


В какой-то мере это вынужденный шаг. Из-за агрессивной рекламы, которая навязывает людям мысль, что музыку нужно скачивать в низком качестве формата мп3 и слушать ее на телефонах (или на других бытовых устройствах, изначально для прослушивания музыки не предназначенных)  продажи CD сильно упали. Мы, как и любой лейбл, не можем рисковать, вкладывая средства в покупку лицензий альбомов западных групп и изготовления тиражей для того, чтобы потом эти диски не продались и остались на складе.

Кстати, тиражи большинства наших релизов составляют всего по пятьсот копий. Для самоокупаемости и минимальной прибыльности из них должно продаться хотя бы штук триста пятьдесят или четыреста.  Казалось бы – смешная цифра для нашей многомиллионной страны. Но, представьте себе, сейчас даже такое ничтожное количество дисков любого, даже хорошего альбома именитой группы очень непросто продать! Поэтому теперь количество лицензионных релизов всех российских лейблов не идет ни в какое сравнение с тем, какое было, скажем еще три-четыре года назад. С другой стороны, у отечественных групп, которые верят в свои силы и хотят увековечить свои альбомы в CD-формате, стало гораздо больше шансов стать замеченными в случае издания. Шансов, что их альбом не потонет в вале западных лицензионных релизов. Мы, как профессионалы с большим опытом, всегда готовы помочь отечественным группам реализовать свои амбиции.

Можно ли уже уверенно говорить о том, что мы не увидим изданий от «Gravitator» новых альбомов наших любимых дарк-электро, EBM и синти-поп-групп из Германии, Латинской Америки и других стран? Ведь твой лейбл открыл для России такие имена, как C-Lekktor, SAM, [X]-Rx и многие другие группы, которые продолжают выпускать свои пластинки в Европе и по-прежнему любимы нашей публикой…


Как я уже сказал выше, тут все упирается в продажи. И надеюсь, что рано или поздно ситуация с продажей CD изменится, как изменилась с винилом, на который вдруг снова вернулась мода. Люди стали покупать старые и новые виниловые пластинки, дорогие вертушки для них. Никто не говорит о том, как много места они занимают на полках и как неудобно их каждые двадцать минут переворачивать. Зато все говорят о сочном богатом звуке, и о том, как приятно просто держать в руках глянцевые конверты. Звучание на CD тоже очень сильно отличается от ущербного звука мп3, чтобы вам там не пытались доказать «знатоки» физики. И красивый буклет с текстами тоже приятная штука. Поэтому я верю в ренессанс CD.

Если говорить о стилях, то – какие направления уходили активней всего? Как менялась динамика интереса к определенным поджанрам темной сцены на протяжении времени. И к чему все пришло сейчас, основываясь на показателях продаж лейбла?  


Наверное, я не сильно преувеличу, если скажу, что именно лицензионные релизы «Gravitator» открыли для многих слушателей такие направления индустриальной сцены, как terror-EBM, dark-electro и TBM.  Хотя на тот момент среди релизов «Союза» или «Irond» и были некоторые, относящиеся к «темной сцене», они не издавали подобной музыки в нашей стране. Тут мы предвосхитили тренд, или, скорее, даже создали его. Именно наш лейбл издал множество групп, под треки которых до сих пор зажигают клубные кибер-фрики, и которых приглашают выступать отечественные промоутеры. Например, совсем недавно с успехом у нас прошли концерты западных групп из нашего каталога FGFC820, Noisuf-X, Alien Vampires, XP8.

Насколько сегодня в нашей стране оправдано содержание такого лейбла, как «Gravitator»?


Если бы я был целиком и полностью озабочен только экономической стороной, то, очевидно,  свернул активность и закрыл лейбл. Но мне кажется, что стоит повременить с этим шагом хотя бы, как говорится, из любви к искусству. Посмотрим, что будет дальше, после даты назначенного конца света.

Что ты можешь посоветовать молодым артистам, которые хотели бы выпустить свои альбомы у тебя? Кстати, насколько много сейчас желающих выпустить свои работы на физическом носителе среди молодых музыкантов? К тебе часто обращаются?


Обращаются и довольно часто. Иногда приходится слышать очень интересный материал. Я уверен, что у нас в стране есть немало талантливых групп и артистов. Жаль, что они и их музыка мало кому нужны в силу целого ряда причин. Но уж если вы верите в свои силы и решили довести дело до издания своего альбома на CD, доверьте это дело настоящим профессионалам в нашем лице.

Так получилось, что, наверное, это именно благодаря «Gravitator» в свое время широким массам открылась такая одиозная группа, как Otto Dix.  Верно? Однако они успели выпустить что-то на лейбле «AMG», потом снова у тебя, а теперь группа вроде как занимается выпуском своих дисков самостоятельно… Что же произошло?


Да, действительно, в начале 2007 года мы выпустили дебютный альбом этого проекта «Город». Участники дуэта передали нам свою демо-запись. Она была сырой и неважно записанной, но, что называется, «зацепила» нас. Это было нечто типа немецкого дарк-вейва в духе Das Ich, Diary Of Dreams, ранней Lacrimosa. Русскоязычные тексты удачно скрадывали заимствования и вторичность.

То есть, альбом был для нашей тогдашней сцены весьма нестандартный, в чем-то даже прогрессивный, так как на тот момент основная масса готик-групп играла гитарную музыку. Мы постарались «вытянуть» и выправить звучание треков на студии, где был сделан новый мастеринг. Заказали эффектную обложку профессиональным дизайнерам.

И в результате наших стараний «Город» стал визитной карточкой дуэта, до сих пор он считается их лучшим альбомом. Да и продавался он неплохо, на концертах девочки-фанатки охотно приобретали этот и другие диски Otto Dix на сувениры и автографы. Я не слежу за их творчеством и не особо в курсе, чем, как и где они занимаются ныне. В сети мне попадались на глаза фото их вокалистки в образе группы Tokio Hotel… даже и не знаю, как это прокомментировать. Кстати, если уж зашла речь о качественном дарк-вейв с оперным вокалом, порекомендую поклонникам жанра два наших недавних интересных релиза в этом направлении:  Revelatio  «Новая Венера» и Elisabat Muse «Absinthe is...».

Ты занимаешься продвижением темной музыки в России довольно давно и не только как издатель. Какие этапы развития ты можешь отметить? Как оцениваешь нынешнюю ситуацию?  

Сейчас наша сцена переживает нелегкие времена: налицо явный спад. Оглядываясь назад, можно заметить, что в 2000-2005 году отечественная сцена была намного живее и активнее. Тогда многим казалось, что еще чуток, и у нас будет своя российская «schwarze szene», почти как в Германии – со своими группами, фестивалями, журналами, лейблами, ТВ- и радио-каналами, магазинами, ателье и прочим. Увы, этого не произошло, и, думаю, не произойдет никогда.

Причин множество, от последствий спада рождаемости в девяностых годах прошлого века до успешного навязывания современному российскому обществу определенного набора ценностей, куда увлечение «не такой» музыкой и каким-то непонятным «темным искусством» явно не входит. Да что там музыка, людей приучили бояться нестандартной одежды или просто яркого макияжа. Наверное, многие заметили, что сейчас люди, даже совсем молодые, панически боятся быть хоть в чем-то «не такими, как все», упаси бог, выглядеть как «неформал». Потому что либо сознательно хотят быть «такими», либо боятся злости и агрессии со стороны окружающей серой толпы, если даже хотя бы в одежде проявят свою инаковость. Боятся, что сразу получат клеймо «фрик».

Или еще одно наблюдение – с экранов общедоступных телеканалов полностью исчезла любая независимая или альтернативная музыка. Хотя все мы помним, что в свое время клипы Depeche Mode, Prodigy, NIN, Rammstein, HIM, Marlyn Manson, The 69 Eyes ротировались более чем активно и очень многие именно с них начинали свое знакомство с «темной» музыкой и сценой. Нас уверяют, что мы стали свободнее, но на самом деле люди в России стали куда более зажатым, зашуганными, несвободными, агрессивными и при этом более управляемыми, чем они были, скажем десять-двадцать лет назад.

Чего этой сцене не хватало раньше? И чего не хватает сейчас?

На мой взгляд, нашей сцене во все времена, прежде всего, не хватало массовости. Как следствие: нет денег – практически нет профессионалов во всех сферах. Наша сцена и наша музыка интересна единицам, это удел энтузиастов. Глубочайший андеграунд со всеми своими маленькими плюсами и большими минусами.

Как ты сам считаешь, допускали ли вы какие-то фатальные ошибки в работе лейбла? Было ли что-то такое, о чем ты жалеешь до сих пор?

Уверен, что нет. Все, что мы делали, всегда шло четко по плану и делалось наилучшим образом. Я и мои коллеги – люди искусства и при этом настоящие профессионалы.

Твои планы на ближайшее будущее.

В наших ближайших планах издание нового альбома группы Холокодер. Теперь группа пишет свое название на русском языке. Это будет очень хороший EBM-релиз, я надеюсь.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ:

Баннер