Rock Oracle - ENSLAVED
ROCK ORACLE №4 10/2012

enslaved

Enslaved
– это, в своем роде, «хорошие парни», вышедшие из маргинального норвежского блэк-метал-сообщества. В то время как их товарищи жгли церкви, устраивали кровавые представления и мочили друг друга, «порабощенные» (именно так переводится название группы) копались в скандинавской мифологии и выпускали пластинку за пластинкой. Добавившиеся в начале нулевых прогрессивные элементы постепенно вышли на первый план вместе с появившимся примерно тогда же характерным чистым вокалом – музыка группы закономерно переместилась на новый уровень.

В итоге за время своего существования Enslaved даже были четырежды награждены норвежским аналогом премии «Грэмми». В конце сентября этого года группа выпустила свой двенадцатый по счету полноформатный альбом «RIITIIR». Бессменный вокалист и бас-гитарист Enslaved, Грутле Хьелльсон, рассказал «RockOracle» о свежем релизе и поделился секретами музыкального долголетия.

В связи с выходом нового альбома «RIITIIR» хочу поговорить вот о чем: в последние годы принято ругать новые творения старых команд.

Да, есть такое. (Смеется) Мол, стали менее «трушными», изменили себе… И что, сильно нас ругают?

Вот как раз наоборот. Почитала несколько отзывов на разных сайтах. Пишут, что «RIITIIR» – едва ли не самый лучший альбом в истории группы. А ты как считаешь?

О, правда? Круто! Знаешь, я вообще редко читаю отзывы, но приятно, когда присылают письма, в которых делятся своими впечатлениями, мнениями. Интересно читать и похвалы и конструктивную критику, посмотреть со стороны на то, как воспринимают наше творчество люди за пределами группы. Это держит в тонусе.

У нас ведь свое видение, у них – свое. И когда нам удается полностью донести задуманное – это очень круто! Что касается «RIITIIR», пожалуй, правильнее всего будет считать его лучшим. Хорошо, когда новый альбом чуточку опережает предыдущий. Это значит, что мы уверенно движемся вперед, не стоим на месте. И все еще не разучились удивлять и радовать наших фэнов.

Как думаешь, вы получите за него «Грэмми»?

Скорее всего, нет! (Смеется) Впрочем, главное, чтобы людям нравилось. А все эти награды не так уж и важны. Это всего лишь приятный бонус, но не более того. Что-то типа хорошего отзыва в большом журнале. Но награды – это не то, за чем мы охотимся. Мы не ломаем голову над тем, как бы заполучить очередной приз.

Для тебя правда не важны награды? Но вы ведь уже несколько раз получали «Грэмми» за лучшие блэк-метал-альбомы?

Да, у нас всего четыре «Грэмми»! (Смеется)

Как вы их поделили и где храните?


Мы не стали их делить, а просто передали нашим друзьям, владельцам небольшого паба в Бергене. Две награды стоят в баре, а еще по одной в других его помещениях. Знаешь, это такое местечко, где собираются поклонники металла, чтобы выпить пива, послушать любимую музыку. Там играют небольшие концерты. По стенам висят фото и постеры музыкантов с автографами.


Это что-то типа небольшого музея, где можно выпить и поорать любимые песни в теплой атмосфере. Людям интересно взглянуть на настоящие «Грэмми». Они делают фотографии и все такое. Это было удачное решение – гораздо лучше, чем если бы они пылились у меня или Ивара дома.

Давай подробнее поговорим об альбоме. Слово «RIITIIR» означает «обряды людей»?

Да, такой перевод достаточно корректен.

А что это значит для тебя? Как вообще появилась идея этого альбома?

У этого альбома очень глубокий смысл. Я давно и серьезно изучаю мифологию. Начал с родной скандинавской. А потом заинтересовался германской, финно-угорской, китайской, русской и так далее.

Это очень интересное занятие. В процессе изучения приходишь к выводу, что все мифы имеют сходные сюжеты, похожих героев – то есть, фактически у них единые корни. А это значит, что у всех людей на земле было единое мировоззрение, общность. Это не физическое, это что-то метафизическое.



У нас всех, в сущности, сходная психология, желания и потребности. В давние времена мы пытались объяснить разные природные явления – и делали это, по сути, одними и теми же словами и образами. Это то, что объединяет разные народы и культуры. Первобытная или «языческая» база у нас была общей. Мы постарались отразить это в нашей музыке и текстах.

Интересно, Borknagar недавно выпустили альбом, в котором связывают мифологию с наукой, а вы пытаетесь проследить психологию через мифы. Тренд?

Ха-ха, похоже на то. Просто, видимо, мы перешли в тот возраст зрелой философии, когда ты начинаешь мыслить шире, видеть больше. И когда ты замечаешь что-то интересное, этим хочется поделиться.

К делюксовому изданию «RIITIIR» прилагается DVD с фильмом о работе над альбомом. Что это за фильм? Что-то вроде студийного репортажа? Какой период он охватывает?

Даже не знаю, как ответить на этот вопрос… Дело в том, что я до сих пор не видел финального монтажа и не знаю, что именно вошло на диск. Этим занимался Ивар. Могу только сказать, что, кроме студии, мы еще снимали концерты, бэкстейджи, что-то из тура, из частной жизни участников группы… Не стоит ждать каких-то шедевров. Наверное, этот материал будет иметь ценность только для преданных фанатов Enslaved, которым интересно, что происходит за пределами сцены.

У Enslaved всегда была довольно сильная лирика. Тексты явно пишутся со смыслом, строчки выверяются. А бывает ли так, что тебе приходилось корректировать тексты уже в студии или жертвовать какими-то строчками ради других, которые, как оказывается, лучше звучат? То есть, ты начинаешь петь и понимаешь, что что-то тут не то?

Да, такое бывает. И довольно часто. В процессе работы песня в целом может претерпевать сильные изменения и отличаться от первоначального варианта – и по музыке, и в плане лирики. Для нас это никогда не было большой проблемой. Что касается текстов, я, скорее, действительно поменяю строчку, если мне не нравится то, как она звучит.

Некоторые звуки могут передавать не то настроение. Ну там, мне нужно порычать или пропеть, растягивая гласные – и я понимаю, что это слово не подходит. И мы его меняем.

Тексты в нашей группе пишут два человека: я и Ивар. Когда я пишу свой текст, я заранее «слышу», как он будет звучать в моем исполнении, а потому сразу стараюсь сделать правильный вариант. С текстами Ивара немного сложнее. Но до ссор никогда не доходило.

А были ли у тебя какие-то сложности именно в вокальном плане, связанные с работой над этим альбомом?

Нет, все было более-менее гладко. За годы у меня накопилось достаточно опыта, чтобы заранее знать, чего я хочу, и не делать ошибок. Вообще, дольше всего пришлось повозиться со «Storm of Memories», но не потому что это было что-то сложное, просто песня довольно специфическая.

Enslaved – очень стабильная группа. Более двадцати лет вы выпускаете по одному альбому каждые два года. Причина в том, что ты и Ивар, будучи отцами-основателями группы, до сих пор работаете вместе?

Да, наверное, за эти годы мы притерлись друг к другу. Мы не давим друг на друга, знаем особенности характера, что может взбесить, а что нет, в каких ситуациях можно повысить голос и поорать, а когда лучше заткнуться и переждать. Кроме того, другие участники группы – тоже отличные ребята. У нас вообще хороший состав, где все уважают друг друга.

Мы просто стараемся соблюдать границы и ладить между собой. Вот и все. У нас, кстати, по-прежнему хорошие отношения и с бывшими участниками группы. Не было такого, чтобы кто-то уходил после ссоры, или мы становились врагами. А еще Enslaved не были замешаны в каких-либо скандальных вещах. Мы всегда были группой, для которой на первом месте была музыка. Возможно, кому-то это покажется скучным… Но такие уж мы есть.

Раз уж мы заговорили об истории, хочу спросить вот о чем. Большинству людей вы стали известны после выхода сплита 1993 года с Emperor. Можешь вспомнить, как проходила запись, и почему вы решили сделать этот сплит?

Да, с удовольствием. В то время у нас в активе было всего две демки, но мы как раз заключили контракт с небольшим норвежским лейблом «Deathlike Silence Records», у нас были хорошие отношения. Как-то раз оттуда позвонил парень и сказал, что другой лейбл, «Candlelight Records», ищет интересные молодые группы и собирается выпускать мини-альбом. Он спросил, не хотим ли мы попробовать? Мы, конечно, согласились. Отправили запись на «Candlelight Records», им понравилось.

Мы подписали контракт на запись трех песен для мини-альбома. Как сейчас помню, запись проходила в ноябре 1992 года. А сам альбом вышел уже в 1993 – и как сплит, и как отдельный мини-альбом. Я помню свои ощущения, когда впервые взял в руки этот диск. Это было что-то потрясающее! Мы все были очень счастливы. Это незабываемое чувство. Наверное, этим альбомом я горжусь больше всего, он для меня самый любимый за всю нашу музыкальную историю.

Скажи, что насчет гастролей в этом году?

В этом году точно не будет никакого большого тура. Мы, возможно, сыграем несколько концертов на родине. А вот на следующий год уже будем строить планы. Надеюсь, Россия окажется в нашем списке.

Спасибо, удачи и до встречи!

Привет всем читателям «Rock Oracle»! Увидимся!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: