Rock Oracle - LISA GERRARD
ROCK ORACLE №4 08/2008



Лиза Джеррард (Lisa Gerrard) — легендарная участница не менее легендарной группы Dead Can Dance. Она родилась в Австралии, в англо-ирландской семье, в бедном предместье Мельбурна, в основном населённом выходцами из Средиземноморья и Ближнего Востока. По словам Лизы, в детстве она любила гулять на берегу реки, где женщины занимались стиркой и зачастую пели свои национальные песни на непонятных девочке языках. Во многом благодаря этому у неё и сформировалась своеобразная манера пения, ставшая ее «визитной карточкой» — то, что лингвисты, психологи и теологи называют «глоссолалией», или пограничным феноменом между внутренней и внешней речью. Она, как медиум, вещает четырехоктавным голосом на несуществующих (или мертвых?) языках, экстатически лепеча первое, что придет в голову. Музыкальная карьера Лизы началась в 1981 году с выходом сингла панк-группы Microfilm «Centerfold». Чуть позже она стала вокалисткой группы Dead Can Dance, которой суждено было стать одной из самых самобытных групп всех времен и просуществовать до 1998 года. После распада Dead Can Dance Лиза посвятила себя сольной карьере — в 1995 году вышел ее дебютный альбом «The Mirror Pool». Кроме того, она успешно работала и над саундтреками: в ее «фильмографии» такие картины как «Страсти Христовы», «Али», «Падение черного ястреба», «Миссия невыполнима 2», «Гладиатор» и «Тринадцатый воин». Дискография Джеррард пестрит коллаборациями, в которых принимали участие самые видные деятели музыкальной индустрии. Ее последний альбом «Farscape», увидевший свет в этом году, был записан с Клаусом Шульце (Klaus Schulze), известным композитором, одним из пионеров электронной музыки. Об этой работе расскажет сама Лиза Джеррард.

Расскажи об альбоме, который записан с Клаусом.

А ты послушала этот альбом?

К сожалению, нет.

Это был потрясающий опыт. Когда я встретилась с Клаусом, я уже была знакома с его творчеством. Когда мы в первый раз поговорили по телефону, мы тут же почувствовали связь. Мы встретились во время моего европейского тура, у него были готовы некоторые материалы, он хотел, чтобы я подумала об этой работе, как я ее вижу. В первый день, который мы провели вместе, я получила огромный поток информации, надо было многое обсудить, характер альбома, концепцию. На следующий день мы импровизировали. А потом — раз, и получился альбом. Это было очень быстро. Работалось очень легко, все шло как по маслу.

Какова главная идея и основной эмоциональный настрой альбома?

Чувство, которое я испытывала, когда слушала музыку Клауса, — любовь и ошибочность человеческого бытия. Когда слушаешь мотивы народной музыки, теряешь себя, прежнее восприятие мира. Своим голосом я пыталась абстрактно выразить чувство любви. Следует учитывать, что, когда занимаешься музыкой или поешь, ты реагируешь на музыку и являешься ответственным за словарь, выражения, за то, чтобы наладить диалог между голосом и музыкой. Очень важно, чтобы в музыке была гармония. Чему я научилась у Клауса, так это любви.

По сравнению с твоими предыдущими альбомами, что выделяет этот?

Я вообще-то никогда не записывала целый альбом в один присест. Но Клаус внушил мне чувство уверенности, ведь он уже столько лет занимается музыкой!



Работа над еще одним альбомом также подходит к концу. Расскажи о сотрудничестве с Майклом Эдвардсом.


О, это тоже было прекрасно. Я люблю Майкла, люблю его энергию. Мы очень хорошо общаемся в музыкальном плане. У меня улыбка не сходит с лица, когда я слушаю его музыку.

Какой альбом, записанный с Майклом или с Клаусом, тебе самой нравится больше?

Когда дело касается музыки, это не поддается сравнению. Мои альбомы как дети, я люблю всех своих детей. Пока работа не закончена, ты не имеешь к ней никакого отношения, у тебя нет эмоционального восприятия. Но как только ты ее завершаешь, появляется если не симпатия, то чувство верности своему делу и того, что это достойная работа. Если мне не нравится альбом, он не будет выпущен. Необходимо достичь определенного уровня, когда ты верен своей работе, когда любишь ее.

А плюс к этому ты еще и работала над несколькими фильмами.

Да, верно. Я записала песню для «Ichi» с Майклом, это песня на японском языке. Также с Майклом я записала песню для «Playing For Charlie» на австралийском, это прекрасная песня о молодом человеке, в которой скрыто очень важное сообщение. Это юноша, который мечтает о прошлом и призывает обратиться к прошлому, он говорит о том, что с тех пор мало что изменилось в человеке, мы такие, как наши предшественники, мы так же мечтаем и придаемся страстям, и мы очень хрупкие. И для тех, чей внутренний мир построен из стереотипов, а молодая кровь взывает к агрессии, это великолепное послание.

Как проходит работа над написанием саундтрека?

Мы анализируем сюжет фильма, мы ведь должны написать такую музыку, чтобы она отражала историю. Потом следует огромная работа по созданию образа. Мы должны учитывать то, как режиссер видит тот или иной образ, какие эмоции он хочет выразить, и должны ли там доминировать эмоции или это должно быть что-то неприметное, нравится ли ей или ему этот герой и так далее.

Какой твой любимый фильм из тех, к которым ты писала музыку?

«Верхом на ките» («Whale Rider» — прим. автора). Я очень люблю этот фильм, и считаю, что это один из лучших фильмов последних лет.

Ты любишь ходить в кино?

Нет, не люблю… И вообще мне тяжело смотреть фильмы, потому что, проработав столько времени с саундтреками, теперь я постоянно анализирую фильмы с точки зрения сопровождающей музыки.

Однажды ты сыграла в фильме. Хотелось бы тебе повторить этот опыт?

Нет. Я не претендую на звание актрисы. Для меня очень важен мой голос. И вот однажды я давала очень много концертов и в результате потеряла голос на целый год. Это самое ужасное, что могло со мной произойти. Я думала: «Что же теперь будет, что мне теперь делать, я же певица, я должна петь». И тогда мне предложили эту роль, и я согласилась просто потому, что мне было больше нечего делать. Однако я считаю, что, чтобы стать хорошим актером, надо стремиться к этому с детства, много и тяжело работать.

А ты поддерживаешь связь с Брендоном Перри?


Нет, я не общаюсь с ним. Слишком много времени прошло. Понимаешь, надо помнить, что такое дружба. Дружба — это когда люди поддерживают друг друга, уделяют друг другу внимание. И когда-то мы с Брендоном были очень близкими друзьями. Но однажды мы повзрослели, и под тяжестью старых разногласий и неуверенности в себе, которую пронесли через годы, мы поняли, что мы не обязаны постоянно поддерживать эти отношения, мы не обязаны больше работать вместе, и разошлись.

Какие чувства у тебя связаны с Dead Can Dance?

Много различных чувств: скудность, сложности, тяжелая работа, но также множество образов, много связанного с вокалом, с живыми выступлениями. Я тогда очень любила Чайковского, и наша музыка была вдохновлена отчасти и русской классикой типа Стравинского. Мы много исследовали и изучали музыку, мы учились и действительно пытались понять, что есть музыка. Это были прекрасные времена, замечательный опыт, и мы любили то, что мы делали, и до сих пор любим. Но важно понять, что нельзя стоять на одном месте всю жизнь, нужно двигаться дальше, изучать… Нельзя, оставаясь на месте, познать новые территории, новые места. Так, например, видится мне работа с Клаусом — это было ново для меня, его методы работы сильно отличаются от моих.

В прошлом году ты приезжала в Россию. Как тебе здесь понравилось? Что запомнилось больше всего?

Я люблю Россию! Знаешь, когда я приезжала до этого, еще в составе Dead Can Dance, все были так возбуждены, молодые люди были очень экспрессивны. А когда я приехала в этот раз, такого возбуждения уже не наблюдалось, все не знали, чего ожидать.

Ты планируешь приехать к нам с новым материалом?

Да, я собираюсь приехать. Очень хочу посетить Санкт-Петербург, это мое любимое место. И Москву я тоже очень люблю. Россия для людей с Запада всегда будет чем-то необычным, потому что лет двадцать назад и подумать было нельзя туда попасть. Русские — искренний народ, приветливый и гостеприимный. На концерте я испытывала огромную благодарность тем людям, которые пришли. Атмосфера была потрясающая. И я понимала, что у меня появился шанс получить такой волшебный опыт. Ваша страна славится великолепными композиторами, писателями, поэтами, Марина Цветаева моя самая любимая поэтесса, я обожаю ее. Я с нетерпением жду, когда вернусь в Россию.


 

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: