ROCK ORACLE №3 06/2010 |
Человек с псевдонимом Неж (Niege) — культовая фигура французского блэк-метал андерграунда, он известен своим участием в жизни таких проектов, как Peste Noire, Mortifera, Darvulia, Amesoeurs и Les Discrets. Но сегодня имя Нежа упоминается в основном в связи с его сольным проектом Alcest — у которого недавно вышел очередной альбом «Ecailles de Lune», получивший высочайшие оценки в зарубежной специализированной прессе и произведший небольшой фурор в соответствующих музыкальных кругах. Музыка Alcest с трудом поддается классификации, поскольку являет собой гибрид из элементов ортодоксального блэк-метала, пост-панка, шугейза и звучит совершенно необычно и потрясающе. Спустя три месяца после выхода «Ecailles de Lune» вернувшийся из тура в поддержку этого релиза Неж наконец-то вышел с нами на связь.
Неж, привет! Как жизнь?
Спасибо, хорошо! Вот только что вернулись домой после нескольких мини-туров, и я размышляю над новым альбомом.
Расскажи, пожалуйста, что послужило отправной точкой для создания Alcest, как ты придумал название для проекта?
Музыка Alcest появилась на свет в 2000 году, когда я услышал блэк-метал и захотел играть в этом стиле. Первая демо-запись под названием «Tristesse Hivernale» («Зимняя грусть» — прим. авт.) вышла в 2001, это был такой традиционный блэк-метал, навеянный воображением, рисовавшим картины зимнего холода. В то время проект Alcest был группой, но ко времени записи «Le Secret» все вновь свелось к соло-проекту, который впоследствии приобрёл совершенно иную окраску — когда я решился поведать посредством музыки об эзотерическом опыте, приобретённом мной в детстве. Какого-то особого смысла у названия нет, я его выбрал благодаря странному по своей фонетической воздушности звучанию, которое прекрасно гармонирует с самой музыкой.
А что скажешь насчет названия песни «Tir Nan Og» с альбома «Souvenirs D’un Autre Monde»? Откуда оно взялось?
Словосочетание «Tir Nan Og» означает в переводе с гэльского языка «остров вечной молодости».
Новый альбом «Ecailles de Lune» — это снова сплав разных музыкальных стилей, потрясающая и одновременно безумная смесь настроений в человеческой душе. Пытаешься ли ты донести до слушателей какое-то послание через творчество?
Когда я начал сочинять музыку для нового альбома, у меня, на самом деле, не было какой-то музыкальной цели. Но одно я представлял себе довольно чётко — главной темой будет связь моря и подсказанных человеческим воображением ассоциаций с ним. Это метафорическая сказка о человеке, сидящем как-то ночью на берегу моря и размышляющем о том, насколько он одинок в мире себе подобных. Влюблённый в ночь, очарованный отблесками луны на волнах и околдованный пением морских духов, он решает начать жизнь заново: бросается в тёмные воды морские, чтобы в конце концов уснуть на песке в глубине моря и никогда больше не вернуться к прежней жизни. Альбом с точки зрения музыкальной структуры и аранжировок гораздо сложнее «Souvenirs...», это почти что прогрессив. Он более мрачный, царящая на нём меланхолическая атмосфера порой превращается в трагедию.
Музыка Alcest строится вокруг очень чёткой концепции: мелодия, тексты песен, оформление альбомов — всё основано на моём поиске в искусстве ответов на интересующие меня вопросы. Чтобы не утомлять деталями, сформулирую эту концепцию вкратце: в первые годы жизни у меня в памяти постоянно мелькали воспоминания и образы того, что я называю «пред-жизнью», того места, где душа отдыхает перед инкарнацией между двумя периодами своего земного существования. «Le Secret» и «Souvenirs d’un autre monde» стали полноценным музыкальным воплощением этой концепции и описывают место отдыха души как залитое божественным светом, неописуемой красоты место. Отступив назад, чтобы обдумать всё, к чему я пришёл, я понял, что мои образы схожи с описаниями людей, побывавших на грани неотвратимой смерти и переживших так называемый около-смертельный опыт.
Мне очень много времени потребовалось на их анализ и осознание, это слишком сложно, и я понимаю, что встречу за всю свою жизнь очень мало людей, переживших подобное. Из-за всего этого мне порой очень одиноко, в этом мире я как будто чужой. Именно эти чувства я передаю в виде метафоры на последнем альбоме
Кто ещё принял участие в работе над ним?
Винтерхальтер — барабанщик, помогавший мне в записи. Он также играл в Amesoeurs, Peste Noire, а теперь принимает участие в группе Les Discrets.
Кто автор замечательных фото для обложек твоих альбомов? Они прекрасно отражают настроение музыки...
Буклет к альбому « Le Secret » — дело рук фотографа Джулии Маргарет Кэмерон, буклет к «Souvenirs... » оформлял неизвестный фотограф, работу которого я заценил на ресурсе «Deviantart» (а версию LP оформил ещё один французский блэк-музыкант и мой друг Энди Джулия). Что же до артворка к последнему альбому, то эту замечательную картинку нарисовал мой лучший друг Фурси Тейссье (участник группы Les Discrets). Визуальная сторона всегда была очень важна для Alcest, почти так же, как слова и музыка.
Французская сцена славится своими депрессив-блэк командами. Как ты считаешь, вписывается ли музыка Alcest в это направление? Или вас стоит классифицировать как пост-блэк, например?
Можно ли вписать Alcest в рамки депрессив-блэка? Конечно же, нет! Alcest играет ностальгическую и чувственную музыку, но в ней нет ничего депрессивного, отрицательного или чего-то такого, что создавало бы у слушателя ощущение дискомфорта. Я не большой любитель классификаций и, признаюсь тебе, не думаю, что стиль Alcest можно вписать в какие-то ни было рамки. По поводу пост-блэк-метал сказать ничего не могу: я не в теме и не знаю лично ни одну из французских групп в этом стиле. Я с ними не общаюсь.
Какая музыка тебе самому нравится?
В числе моих любимейших Summoning, Yann Tiersen, The Smashing Pumpkins «Siamese Dream», Katatonia, Slowdive, Ride «Nowhere», Joy Division, The Chameleons, Drudkh, Judas Iscariot «Heaven In Flames», Burzum, Ataraxia, Dead Can Dance и др.
Как бы ты прокомментировал ситуацию с Amesoeurs? Почему этот уникальный проект завершил свою деятельность столь быстро, выпустив всего два диска?
Этими двумя альбомами я в рамках данного проекта сказал всё, что хотел, и ушёл из группы, чтобы хватало больше времени на Alcest.
И последний вопрос, немного философский: с каждым годом наша жизнь становиться сложней — кризисы, эпидемии, истощение природных ресурсов, предсказания скорого конца света и.т.д. Что ты обо всём этом думаешь, что тебя больше всего раздражает в современном мире?
Да, точно, мир меняется у нас на глазах. Лично мне очень тяжело понять те события, которые постоянно происходят в мире, где мне так неуютно. Вот почему я отчасти ищу спасения в своём творчестве. Больше всего меня раздражает поверхностность людей, нехватка духовного в их жизни и пренебрежительное отношение к природе.