ROCK ORACLE №3 06/2006 |
В 2005 году увидела свет новая работа немецкого готического дуэта Janus – полнометражный студийный альбом «Nachtmahr». Более меланхоличный по настроению, чем его предшественник «Auferstehung» (2004), он представляет собой уникальную «тяжёлую» комбинацию музыки самых разных направлений – готики, электроники и даже неоклассики. В записи альбома, помимо вокалиста группы РИГа и клавишника Тобиаса, также известного, как продюсера Persephone, L`Ame Immortelle, Samsas Traum и др., принимали участие пятнадцать сессионных музыкантов. В результате такого сотрудничества на «Nachtmahr» можно услышать скрипки, виолончели, кларнет, аккордеон и многие другие инструменты. Альбом записывался в студии Nachtschicht самим Тобиасом. Помимо оригинальных композиций, диск также содержит кавер знаменитого немецкого поп-исполнителя, композитора и актёра Хайнца Рудольфа Кунце «Kadaverstern». Мы беседуем с РИГом о его последнем релизе и о жизни вообще.
Сколько времени продолжалась запись альбома?
Наш последний альбом «Nachtmahr» записывался не так уж и долго, если сравнивать с предшествующими. Запись «Vater» или «Auferstehung» заняла около четырех лет, так что работа над «Nachtmahr», продолжавшаяся больше одного года, но меньше двух, кажется достаточно скорой для Janus.
Какие песни с альбома вы считаете лучшими? Какие были наиболее сложны для записи?
Мы не оцениваем свое собственное творчество, так что нам сложно приклеивать к песням ярлыки типа «лучшая» или «худшая». Оставим это на суд слушателей. Запись «Nachtmahr» вообще была не из легких, так как мы с Тобиасом параллельно занимались другими делами, и приходилось урывать время для работы в студии, насколько это было возможно.
Какую из своих песен вы бы посоветовали послушать в первую очередь человеку, абсолютно не знакомому с вашим творчеством?
Если кто-то никогда не слышал Janus, я бы посоветовал ему прослушать те треки, которые демонстрируют все разнообразие нашего звучания, такие, как «Der Flusterer im Dunkeln», «Hotel Eden», «Sag Doch Was» или «Scherbengesicht». Но это достаточно сложно – выделить отдельные песни, ведь каждый альбом создавался как единое целое, где лирика и звук взаимосвязаны. Поэтому намного лучше слушать альбомы целиком, так, как мы их записывали, а не по одной песне.
Что вам легче дается – лирика или непосредственно музыка?
Бывает сложно и с тем, и с другим. Но все же я обнаружил, что в целом для меня написать текст к песне гораздо сложнее. Эта процедура требует большой мыслительной работы, в то время, как при создании музыки опираешься в основном на настроение и чувства.
С какими группами вы хотели бы создать что-нибудь в соавторстве?
С Janus. Как раз сейчас Тобиас и я нашли немного времени на то, чтобы писать новую музыку. Нет ни желания, ни времени для работы с другими группами и в других проектах.
Делали ли вы ремиксы для других групп?
Мы сделали всего несколько ремиксов для таких групп, как L’ame Immortelle или Noyce TM, но это старая история. Мы не очень-то любим делать ремиксы, и, кроме того, у нас нет на это времени.
Вас беспокоит то, что ваши песни свободно доступны в сети?
Не могу сказать, что мне это нравится, но каким образом мы могли бы это предотвратить? Если кто-то скачивает наши песни, это значит, что он не смог их больше нигде найти, или хочет немного послушать, прежде чем покупать диск, по-моему, это нормально. Если же кто-то не поддерживает нас, а только качает всю нашу музыку из интернета, я думаю, такой человек – мудак!
У вас есть любимые писатели?
Я люблю читать классиков, таких, как Томас Манн, Кафка, По, Достоевский или Набоков. Большая часть цитат и ссылок в лирике Janus отсылает именно к этим авторам. Кроме того, мне нравятся и современные писатели, например, Филипп Джиан или Филипп Рот.
Музыку каких стилей вы предпочитаете слушать? Назовите ваши любимые группы.
Их слишком много. Музыка, которую мы слушаем, намного разнообразнее, чем те стили, влияние которых можно услышать в наших песнях. Это и классика, и авторская песня, и электронная музыка, и хэви-метал, и рок, и попса, и саундтреки, и многое другое.
Обложка «Nachtmahr» достаточно темная и депрессивная. Кто делал дизайн?
Дизайн обложки разрабатывал итальянский художник Алессандро Бавари. Он же оформлял и «Auferstehung». Дополнительные иллюстрации для обширного буклета предоставил Оливер Шлеммер, который работал над оформлением «Vater», «Kleine Angste» и «Schlafende Hunde». Нам нравятся оба эти художника, мы гордимся возможностью работать с ними.
Наконец, что означает эта картинка?
На ней изображен я, лежащий в постели, и наблюдающие за мной странные отвратительные создания, которые недвусмысленно напоминают о лейтмотиве альбома «Nachtmahr» (Ночной кошмар). С другой стороны, изображение связано и с картиной Йохана Хайнриха Фюсслиса «Der Nachtmahr». Конкретнее сложно описать, так как мы не любим слишком подробно объяснять живописные и лирические образы, связанных с Janus. Но, невзирая на нашу нелюбовь к разговорам о смысле, он определенно есть (смех).
Расскажите немного о вашем первом концерте. Когда и как это происходило? Что вы чувствовали в первый момент, выйдя на сцену?
Наш первый концерт с Janus прошел в 1999 году. Вообще-то это с трудом можно было назвать концертом. Пришло всего несколько зрителей, все происходило в каком-то жутком клубе, где отсутствовали как таковые сцена и звуковая установка. Мы отыграли около 50-ти минут, и я не помню ни одной из них. Это было ужасно! Я помню, как подумал потом, что если все концерты бывают такие, как этот, то живые выступления – худшее, что может быть в музыке. К счастью, наш первый концерт не стал последним, и у меня нашлось время осознать, насколько это круто – играть вживую.
Какая потеря кажется вам наиболее невосполнимой?
Любая утрата невосполнима. В жизни наступает момент, когда ты становишься старше, и потерь становится больше, чем приобретений. Это происходит, когда ты понимаешь, что у тебя больше нет иллюзии бессмертия, данной нам всем с юности. Умирают бабушки и дедушки, умирают незнакомые люди, умирают родители, умирают друзья, и, в конце концов, умираешь ты сам. Жизнь уже так не радует сюрпризами, когда ты думаешь, что однажды она закончится…
Какое место Janus занимает в вашей жизни?
Janus – это рай для Тобиаса и для меня, где мы можем выразить свои художественные вкусы и нашу любовь к музыке именно так, как нам нравится. Это выше любых коммерческих интересов, мы всегда занимались тем, что нам нравилось, и мы продолжим в том же духе. И если однажды нам будет нечего сказать или не о чем спеть, мы тихо закончим этот роман, выпьем хорошего вина и ни о чем не будем сожалеть, ведь мы всегда поступали так, как нам подсказывали наши чувства и инстинкты. Но до тех пор мы планируем выпустить еще немного волнующе честных музыкальных произведений. На это могу даже поспорить…