ROCK ORACLE №3-4 12/2013 |
Дэн Сване вернулся со своей новой музыкой очень вовремя – ибо, похоже, многие уже стали подзабывать имя культового шведа. Последний раз на страницах нашего журнала имя Сване появлялось несколько лет назад, когда вышло переиздание его старого прогового проекта Odyssey. Но в этом году Дэн встрепенулся, придумал очередное крутое название – Witherscape, и выдал под этим именем на пару с таинственным визави Рагнаром Видербергом порцию отличного металла, в котором сплелилсь и прогрессив, и прог-дэт, и уникальный и неповторимый стиль Nightingale… Кстати, и новый альбом и этого проекта тоже уже на подходе. Подробности читайте ниже.
Дэн, доволен ли ты тем, как был принят Witherscape? Или тебе все равно, что люди думают о твоей музыке?
Я более чем доволен теми отзывами, которые получил от фэнов и прессы. Мы достигли большего, чем я мог себе представить в отношении любого своего релиза – например, первое место в чартах журнала «Rock Hard». Мне небезразлично, что люди думают о моей работе. Поначалу даже было страшно читать первые рецензии. Пока процент положительных среди них очень высок, есть, конечно, и те, кто разочарован… Но это в основном на ресурсах, где народ особо и не слушает, о чем пишет, а так – прокрутит разок по-быстрому. Наш альбом надо расслушивать.
Я бы налепил на Witherscape ярлык типа «крутой прог-рок с металлическим саундом и эпизодическими вкраплениями прогрессив-дэта». Ты лично с этим согласен?
Ну, вообще мы легко могли набросить побольше гроула и сделать Witherscape прог-дэтовой бандой, но я хотел устроить такое столкновение рычания и чистого вокала. А кроме того, данный проект никогда не предполагался чем-то большим, чем нашим общим проектом с Рагзом, в рамках которого мы бы просто ощущали себя круто. И обнаружилось, что мы оба считаем, что круто будет сделать именно «не-дэтовый» стафф, но с вкраплениями гроула и атмосферой дэта и блэка, наводящей этакую тень на музыку!
Есть ли зерно правды в том, что Witherscape звучит, вместе с тем, как своего рода микс из всего лучшего, что ты сделал в девяностые в металлической и рок-музыке – немного дэта, что-то от Nightingale, какое-то количество проговых элементов, которые могут напомнить о твоих безумных проектах типа Pan.Thy.Monium?
Да, это правда. Я старался не ограничивать себя ни в чем. Если рифф звучал как Edge of Sanity или Moontower, я пускал его в дело, потому что в ходе сочинения не было никакой идеи, как будет звучать Witherscape. Мы просто делали все как делается. Например, «Dead For a Day» никогда бы специально для этого альбома не написали. Так получилось лишь потому, что Рагз послушал мою демку и настоял на том, чтобы ей мы зарядили наш дробовик! Поэтому-то и круто работать над проектами типа этого.
Ты решил начать новый проект, вместо того, чтобы дать вторую жизнь какому-нибудь из бесчисленных старых, из-за Рагнара, не так ли?
Да. А, по-твоему, какому проекту я мог бы дать новую жизнь?
Ну, хотя бы Odyssey.
Odyssey мертвы и ушли в небытие с конца девяностых. А переиздание и выпуск под этим именем каверов ни на йоту не было возрождением. Использование старых имен только потому, что это может на два процента увеличить продажи, не очень хорошая идея. В конечном итоге – главное все же музыка, а не имя группы или проекта. Ну вот те же Odyssey и с гроулом – это просто бессмысленно.
А кто такой этот Рагз? Он вроде бы не засветился ни в одной из более или менее известных команд. Так с чего вдруг ты решил создать совместный проект с кем-то, у кого полное отсутствие опыта участия в металлических или рок-группах?
Рагз – гитарный кудесник, супер-крутой коллега по музыкальной работе. У него на самом деле тонны опыта, полученного во время множества концертов с разными группами, но, к сожалению, ни одна из них не сумела подписать такой отличный контракт вроде того, что заключили с Witherscape. Почему я решил работать с ним – мне нравится сотрудничать с людьми, которые еще не полностью выжжены изнутри всем этим, как я сам, например.
Тексты песен вам написал Пол Кур из Novembers Doom. Как началось ваше сотрудничество?
Он мой старый друг. Я работал с его группой еще десять лет назад. Мне нравились его тексты песен и, когда потребовалась помощь с лирикой для Witherscape, он был первый, кто пришел мне на ум. По счастью, он согласился, даже с учетом того, что ему пришлось переводить порой мой каракули во что-то более разборчивое и пригодное к использованию, слог за слогом. Наверное, это самая скучная вещь в мире, но он сделал супер-работу. И он всегда член нашей команды, если он сам того захочет.
Witherscape наверняка стал новой главой в истории твоих музыкальных опытов. А использовал ли ты какие-то новые приемы, техники, ходы во время сочинения и записи?
Отличный вопрос! Я могу уверенно заявить, что одна из новых вещей, что я сделал, – это то, что большинство риффов для куплетов и припевов подходят и к чистому вокалу, и к гроулу. Пришлось сделать их достаточно мелодичными для того, чтобы гроулинг мог доминировать, но в то же время не вызывать скуку. Но и мелодический компонент не должен был быть настолько естественным, чтобы вокальная часть звучала бы с ним диссонансом. Еще при записи ударных я постарался не использовать всякие дэт-металлические клише типа тупых бластбитов и тому подобного. А, вспомнил, мы еще отстроили гитары в Е, это было своего рода вызовом. Тяжелые риффы проще сочинять в строе В или ниже. Кроме того, мы минимизировали использование клавишных, примоченного баса, а сам звук сделали очень сухим…
Ты как-то упоминал, что «воруешь» некоторые соло, риффы и так далее шутки ради, или же для того, чтобы отдать такую своеобразную дань уважения. На Witherscape есть что-то подобное? (На самом деле, в этом вопросе был приведен и конкретный пример с одной из известнейших рок-групп, хит которой Сване в свое время «процитировал», но Дэн попросил ни в коем случае не писать об этом и не воспроизводить ее название из-за опасения возможных проблем в области авторского права, – прим. авт.)
Да, их довольно много. Например, хлопки в ладоши – это отсылка к «Starbreaker» Judas Priest, щелчки пальцами – тоже отсылка к «The Rage» Judas Priest… Есть и короткий кусочек из песни «Visage» моего проекта Unicorn в соло на клавишных. Есть еще что-то, я и не помню. (Улыбается)
Что для тебя сейчас в приоритете: Witherscape или Nightingale?
Прямо сейчас – Nightingalе, поскольку мы работаем над новым альбомом!
То есть наиболее вероятны концерты именно Nightingale?
Нет, сейчас ни у одной из моих групп нет договоренностей о концертах.
А почему ты переехал в Германию? Это из-за уровня цен или чего-то еще?
Это все из-за любви, мой друг! (Улыбается) Но в Германии и впрямь дешевле покупать еду, чем в Швеции, а я люблю поесть! (Смеется)
Ты как-то говорил о своих наполеоновских планах или, по крайней мере, прожектах в отношении металлических или даже просто рок-опер по типу «Into The Electric Castle» Ayeron. Что-то из этого мы сможем услышать в обозримом будущем?
Не-е-е…. Дни мега-эпических проектов уже позади. Я вот мыслю сделать сольный дэтовый альбом. Будет очень такая прямолинейная штука – песен двенадцать минуты по три каждая или типа того. Но перед этим надо будет записать еще миньон Witherscape с одной новой вещью и несколькими крутыми каверами.
Вроде сорока на хвосте приносила, что «Century Media» собираются переиздавать что-то из преданий старины глубокой. Появилась какая-то ясность в этом вопросе?
Да. Будут снова выпущены альбомы Infestdead, Total Terror и опять Odyssey – все это запланировано на 2014. К счастью, это не все, что есть в планах…
Ты любишь переслушивать что-то из того, что сам сочинил и сыграл, спродюсировал или смикшировал?
Честно говоря, почти не слушаю ни свои альбомы, ни то, что смикшировал, после того как все закончено. Правда, я удивился, поймав себя на том, что переслушивал Witherscape, хотя от меня этого не требовалось. (Смеется) Но обычно я просто слушаю один из тысячи двухсот любимых треков на своем «айподе».
Лет пять назад в сети был опубликована единственная композиция проекта Sörskogen, в котором, помимо тебя, участвовал Микаэль Окерфельдт из Opeth. Это было очень круто, но продолжения так и не последовало. Почему?
Да мы это смеху ради записали еще в 1998 году. Майк тогда делал похожую музыку с Opeth… Я знаю, что когда-то он хотел сделать полноценный альбом Sörskogen и даже спросил, участвую ли я. Но ничего не вышло… Люблю ту песню!
Всегда было интересно узнать, как возник твой одноразовый проект Karaboudjan. Я в свое время купил случайно диск в комиссионке и был поражен до глубины души.
Я некогда свалил из города Финспонг и попросил участников Pan.Thy.Monium свернуть деятельность и дать проекту возможность умереть своей смертью. Но они все-таки сочинили материал без меня. Я был немного взбешен, вот и сделал Karaboudjan вместе с братом, вознеся таким образом безумие Pan.Thy.Monium на более высокий уровень!
У тебя есть сын, не так ли?
Ему недавно исполнилось двадцать лет. У него несколько групп, из которых первая называлась Concubine, потом они распались, сейчас он играет в команде Celestica.
Есть вероятность, что вы станете участниками одной группы?
Определенно! Вполне возможно, что в будущем мы сделаем что-нибудь вместе.
Это все. Спасибо за твои ответы. Пожалуйста, помни, что в России твоего второго приезда всегда ждут преданные поклонники, пусть их и не так много!
Спасибо за поддержку!