Rock Oracle - DUNKELWERK
ROCK ORACLE №2 09/2013

Немецкое слово endzeit принято переводить как «конец времен», говоря проще – конец света. Основатель и единственный участник культового электронного проекта :Wumpscut:, загадочный Руди Ратцингер, кажется, был первый, кто когда-то очень давно охарактеризовал свою музыку как endzeit-electro. И вновь переходя на русский, для более точной передачи смысла, наверное, справедливо будет  воспользоваться таким словосочетанием, как «апокалиптическое электро». Правда, термин этот сейчас практически не используется, и обычно в отношении групп, играющих темную электронику с экстремальным вокалом, для простоты принято употреблять более емкое и универсальное определение – dark-electro. Вот только, возможно, это не всегда на сто процентов правильно передает суть обсуждаемого предмета. Подумайте сами: так ли много общего между почти клубным звуком каких-нибудь God Module и Amduscia и ранними альбомами тех же :Wumpscut: или Leaether Strip?



Все это было сказано к тому, что наш сегодняшний собеседник, единственный участник немецкого проекта Dunkelwerk, скрывающий свое настоящее имя под псевдонимом Losttrooper, акцентирует на том, что его работы относятся именно к endzeit-электронике.

Этот парень, похоже, серьезно относится к традициям: работает анонимно и в полном одиночестве, не делает фотосессий и уж тем более не дает концертов! Его музыка носит выраженный милитаристский окрас, однако в противовес многочисленным коллективам, которые вдохновляются этой тематикой, у Dunkelwerk нет места для бравурных маршей и победоносных гимнов, стройных рядов военной техники, бравых солдат и хоть какой-нибудь героики. Основная тема композиций проекта – это удручающая атмосфера, сопутствующая проигранной битве или полному разгрому. Здесь нет плохих, которые проиграли хорошим, или наоборот. Есть только сам факт и настроение того, что для кого-то все уже закончилось: опустевшие поля только что отгремевших боев, покореженная техника, бесславное, но все равно долгожданное, возвращение домой. И надо сказать, что тревожные электронные треки с низким вокалом, наполненные сэмплами из хроники, действительно производят очень сильное впечатление. В этом году у Dunkelwerk вышел второй альбом «Operation: Duesterland», а «RockOracle» впервые пообщался с его немногословным автором Losttrooper’ом.

Для начала расскажи, как и когда ты открыл для себя электро-индустриальную сцену?

Я услышал :Wumpscut: «Soylent Green» совершенно случайно! Я думаю, это было в 1993. Я всегда любил темный немецкий техно-стиль от групп вроде Out Of The Ordinary, LDC и Klangwerk. А :Wumpscut: комбинировал темное электронное звучание с вокалами. Я никогда до этого не слышал ничего подобного! Мне показалось, что это  звучит интересно. Тогда я и начал открывать для себя дарк-электро-сцену. 

А что стало толчком к тому, что ты решил создать собственный музыкальный проект? Какие артисты вдохновили тебя на это?

Мне было интересно узнать, как зазвучит эта музыка, если у меня будет шанс сделать ее по-своему. И это сработало! Хотя я и не перестаю этому удивляться. А вдохновлялся я, конечно же, старыми альбомами :Wumpscut:, Leaether Strip и другой endzeit-электроникой девяностых.

Почему ты выбрал в качестве основной темы для своего творчества войну? Каким образом это тебя вдохновляет?  

Многие группы на дарк-электро-сцене используют темы и образы войны  в своей музыке. Но очень немногие относятся к этому серьезно. Я был уверен, что Dunkelwerk сможет предложить кое-что интересное в плане содержания. Для меня это не танки, войска и всякое такое, а сам момент, когда все уже потеряно и никому не удалось спастись.

Я знаю, что поражение – главная тема для твоих песен. Почему тебя привлекает именно этот аспект? Может быть, ты находишь в этом какую-то странную красоту?

Нет, в поражении нет ничего красивого. Я ни в коей мере не хочу приукрасить его. Но в жизни бывают такие моменты, которые ты не можешь контролировать. Иногда ты… ну просто как лист на ветру. И война – это всего лишь одна из декораций для чего-то подобного.

Но при этом в своих песнях ты касаешься конкретных исторических событий…

Я описываю Первую и Вторую мировые войны, но сами эти события нужны мне только для того, чтобы раскрыть тему поражения и разгрома. Дарк-электро отлично подходит для этой темы – на этой сцене даже самые странные вещи не кажутся чем-то непривычным.


А что ты думаешь о других группах, которые используют в своем творчестве милитари-мотивы? Например, Funker Vogt, Fiendflug, Von Thronstahl, Laibach – каждый из этих коллективов делает это на свой лад. Чья трактовка тебе больше по душе? 

Если быть честным, то мне все равно! Некоторые группы просто делают себе промоушн, некоторые – отличную работу. Конечно, я знаю Funker Vogt и Feindflug, но я уж очень давно их не слушал. И я не знаю ни Von Thronstahl, ни Laibach.

Не знаешь? Вот так сюрприз! Но, может, у тебя есть любимые фильмы о войне, которые вдохновили тебя на написание каких-то песен?

Нет. Меня вдохновляли не фильмы, а рассказы реальных людей, которые сами пережили войну, которые совершали плохие поступки и ошибки или, наоборот, сами пострадали в то время от кого-то. Я разговаривал с некоторыми людьми, которые вернулись из плена после Второй мировой. И вот, что я могу сказать: война есть и всегда будет катастрофой для всех, кто в нее вовлечен, каждая жизнь слишком коротка, ценна и хрупка, чтобы быть растраченной на войну.

Справедливо! Думаю, стоит спросить тебя о твоем новом альбоме «Operation: Duesterland». Мне кажется, что он стал прямым продолжением предыдущей работы – «Troops». Мне даже послышались отголоски твоего старого трека «Sternensoldat» в песне «Flucht». Межу ними есть какая-то связь?   

Да, эта связь есть! Еще на «Operation: Duesterland» я немного поменял звук. Я отдал много времени поиску оригинальных записей радиопередач времен Второй мировой. Думаю, что это придает альбому больше атмосферы, чем сэмплы из кино. Оба моих диска носят исключительно антивоенный характер, по крайней мере, для меня. Некоторые говорят, что этот альбом более клубный… Я не знаю. Я знаю только то, что это снова endzeit-альбом от Dunkelwerk, где я отдаю дань звуку девяностых. Некоторые называют этот олдскулом. Но я всегда называл это endzeit!  
 

Расскажи немного о композиции «Sternensoldat». Это наиболее известная твоя песня, можно сказать, хит, если это выражение применимо для твоей музыки. И я думаю, что многим было бы интересно узнать, что за история за ней стоит? 

«Sternensoldat» – очень необычная песня. Я сделал ее за очень короткое время и, кажется, она оказала очень сильное влияние на многих людей. Она рассказывает о немецком метеорологе, который волею судеб попал на войну. Этот человек пишет письмо своей семье. Текст письма для песни был взят с реальной открытки. Этот человек просто хотел смотреть ночами на звезды и собирать информацию о погоде, но вместо этого он волею судеб оказывается потерянным внутри самого огромного мирового военного конфликта в неизвестной ему стране. Endzeit!     

Речевые сэмплы – важная часть Dunkelwerk. Как ты отбираешь эти фрагменты?

Иногда я смотрю военную документалистику, которую довольно часто можно видеть по немецкому телевидению. Но в основном я ищу их в немецких архивах. Часто, когда песня написана, я начинаю искать подходящий к ней сэмпл. Это всегда очень сложно! 

Ты работаешь над своей музыкой в полном одиночестве. Что ты чувствуешь, когда запираешься один в студии, чтобы записать очередную песню о человеческой трагедии или катастрофе? Это, наверное, очень особенное чувство… 

Так и есть! Сидеть в темноте и слушать записи речей из прошлого это очаровательно, но часто также грустно и волнительно. Каково это было жить в стране, которая вступает в войну со всем миром?  Каково это быть перегруженным пропагандой? В некоторых сэмплах упоминаются города и места, которые находятся не так далеко от того места, где я живу. Это поражает! Танки, войска… какое-то время назад все это происходило совсем рядом. Хорошо, что мне выпало жить в лучшие времена.

Не боишься ли ты быть непонятым со своей музыкой? Немецкий язык, маршевые ритмы – у многих могут возникнуть вполне определенные ассоциации. У тебя еще не было проблем с цензурой?

В свое время альбом «Troops» был байкотирован немецким журналом «Sonic Seducer». Я отношусь к этому нормально. Думаю, никто не обязан любить Dunkelwerk. То, что я делаю, это чистое заявление. Я не играю в дурацкие промо-игры – так что для меня всегда есть риск получить проблемы с цензурой в Германии. Я получаю письма от людей, которые не могут примириться с тем, как я использую тему войны, и это нормально. Если ты делаешь музыку, ты должен быть в состоянии справиться с критикой. Большинство людей все-таки понимают, о чем рассказывает Dunkelwerk.

Спасибо за интервью. Добавишь что-нибудь?

Спасибо всем, кто тратит свои деньги на CD и mp3. Поддерживайте группы, которые вам нравятся!  


 

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: