ROCK ORACLE №2 04/2011 |
Тает снег, дует теплый ветерок, сквозь пока что голые ветви деревьев виден кусочек розовеющего в закате солнца неба. Пожалуй, такой пейзаж – наиболее удачная ассоциация с музыкой английского коллектива Fen, где cквозь плотную стену риффов, взрывающихся бласт-битов и хрипящий вокал словно прорываются нежные звуки и атмосферные фоны, несущие в себе гармонию и мягкость. «RockOracle» уже доводилось общаться с группами, исполняющими подобную выполненную на стыке жанров музыку, уходящую своими корнями одновременно к блэк-металлу и пост-року, загадочную, контрастную, эмоциональную и удивительно трогательную. В предыдущих номерах нашего журнала вы сможете найти интервью с мастерами пост-блэка Alcest, Les Discrets и Lantlôs…
Мы продолжаемм знакомить вас с представителями этого перспективного и относительно молодого музыкального направления. Fen – не новички на этой сцене, за плечами у них три релиза и совместные концерты с Agalloch и Negura Bunget. Недавно у группы вышел новый альбом «Epoch». Каков же он, пост-блэк по другую сторону Ла-Манша? Составить о нем представление нам помог словоохотливый патриот английских равнин, гитарист и вокалист группы The Watcher.
Представь, пожалуйста, группу Fen нашим читателям и расскажи, как все началось?
История Fen началась в 2006, когда я, Grungynи Theutusзадумали сделать что-нибудь эдакое. Новичками в музыкальном мире мы не были, наоборот, современный экстремальный металл нам изрядно наскучил. Мы решили поэкспериментировать с той музыкой, от которой сами ловим кайф. Ступив на заветную блэк-тропку, мы не смогли обделить вниманием другие стили – атмосферность пост-рока, структурированность шугейзинга, случайно попадающиеся под руку элементы прога, ну и прочее добро в таком духе. И только какое-то время спустя мы поняли, что не изобрели велосипеда: оказывается, ребята вроде Alcest, Altar of Plaguesи иже с ними направили блэк-метал в то же русло, что и мы. Наше первое демо привлекло внимание лейбла «NorthernSilence» и вышло на нем в виде EP «Ancient Sorrow». После этого наша троица отправилась в студию записать еще несколько песен. А в течение следующего года мы выступали вместе с Agalloch и Negura Bunget…
А теперь раскрой, пожалуйста, значение названия группы: Fen – в вашем случае действительно синоним слова «болото» или что-то абсолютно другое?
Мы назвали так группу из желания ассоциироваться с родными для нас пейзажами. Fen – это болотистая равнина, такие участки местности не редки для Восточной Англии. Выглядит это уныло и заброшенно, но есть в этом безрадостном пейзаже и что-то особенное, не сразу открывающееся взгляду. Мне кажется, природа родных краев оказала на нас существенное влияние. Когда мы решили, что в нашей музыке будет главенствовать склонность к рефлексии, тоске, сожалению и печали, это слово показалось нам самым лучшим названием.
А логотип группы кто из вас придумал? Очень необычно и красиво смотрится!
Логотип придумал наш басист, он отвечает в группе за визуально-эстетическую составляющую. Удивительно символичную штуку он придумал, как мне кажется, ни на что не похожую.
Как родилось название для нового альбома? Что слово «epoch» обозначает лично для тебя?
Название родилось у меня в самом начале работы. Я застрял на размышлениях о процессах существования, времени, цикличном характере жизни. Помимо сугубо индивидуального для каждой личности ощущения времени, все мы измеряем наше существование фазами, циклами и периодами. Слово «epoch» для меня олицетворяет тот момент, когда мы осознаём, что ступили на порог нового цикла. Бывает и так, что человек давно уже существует в новом временном цикле, но осознание этого факта приходит к нему спустя какое-то время. Это и есть главная идея текстов альбома.
Стремишься ли ты к достижению неких эстетических или любых других целей с Fen? Что твоя музыка для тебя самого?
Музыка Fen – это мое глубоко личностное творческое самовыражение, эту музыку мы сочиняем для самих себя. И все же хочется, чтобы слушатели погрузились в наш музыкальный пейзаж, чтобы они вместе с нами совершили путешествие по миру многочисленных идей. Все это – выражение посредством музыки вышеперечисленных чувств, которые испытывает время от времени каждый человек на этой планете, хочет он того или нет. И если он, обратившись к нашей музыке, понимает ее и с ее помощью переживает катарсис, наш контакт с ним определённо удался. А подобный контакт на концерте – колоссальный опыт.
Хочется ли тебе проснуться одним прекрасным утром знаменитым?
Я не стремлюсь к популярности ради нее самой – увидеть свое лицо на обложке журнала, почувствовать себя «знаменитостью от металла». В популярности, тем не менее, есть та обратная сторона медали, которая для нас важна: выступления на фестивалях, туры, «разогрев» уважаемых групп – все это тот опыт, который мы стремимся приобрести. Если бы кто-то из нас сказал, что ему будет неинтересно выступить перед многочисленной, понимающей публикой, он бы попросту соврал.
Как относишься к тому, что ваши альбомы часто сравнивают с творчеством Negura Bunget, Agalloch, Skyforger?
Лестно слышать в свой адрес сравнения с такими именитыми коллективами, однако, отыграв с ними несколько концертов, я подметил, что мы очень разные и по мировоззрению, и по звучанию. Если с точки зрения времени существования группы мы – более молодая поросль, то по возрасту участников мы – ровесники. И все втроем мы смешиваем стили таких групп, как Fields of the Nephilim, Emperor и Ulver, пытаясь увязать их музыку с нашей эстетикой продуваемой всеми ветрами земли. Каждый из нас внес свою лепту в общее дело.
Если я тебя попрошу назвать имена своих музыкальных гуру, кого вспомнишь навскидку?
Моими гуру были Ulver раннего периода, Fields of theNephilim, Primordial, Drudkh, Isis, Mogwai и Anathema.
А что ты слушаешь сегодня?
Я слушаю очень много музыки: от дэт-метала до эмбиент-электро. На данный момент я слушаю кучу готик / нью-вэйв групп ранних восьмидесятых (тех же Fields Of The Nephilim, The Cure, Echo and the Bunnymen) и индустриально-«космический» блэк-метал (Darkspace, Blutaus Nord). Потом я примусь за прогрессив, классический рок, поп-музыку восьмидесятых, электронику, нео-фолк, дарк-эмбиент, пост-рок / пост-метал. Сложнее с популярными в широких кругах стилями метала. Сейчас популярны всякие отшлифованные, прилизанные европейские группы с женским вокалом (вроде Nightwish) и «пластмассовый» пивной псевдо-языческий метал типа Turisas и Alestorm – это вообще не мое.
Ты по-прежнему живешь в Англии? Как бы ты описал свою родину?
Да, я по-прежнему живу в Англии и в обозримом будущем переезжать не планирую. Любят у нас поворчать по поводу наших реалий, но, откровенно говоря, жаловаться не на что. У нас очень расслабленная обстановка, прекрасные пейзажи, чудесные пабы, социальные сообщества и субкультуры с теплой атмосферой на любой вкус. Конечно, имеются у нас и районы с высоким уровнем криминала, неприятными местечками и проживающими в них идиотами, но такие есть везде. В моём родном городе каждому предоставляется шанс для личностного развития, это и есть самый большой плюс английского стиля жизни для меня.
Вы, англичане на самом деле такие консерваторы, как о вас пишут и говорят?
Поддержание добрых старых традиций – неотъемлемая часть английской действительности, но это, скорее, в состоятельных частях страны. Наша уникальность складывается из разнообразия возможностей, субкультур, богатства исторических традиций. Наверняка есть в мире страны с более яркими и четко выраженными интересными характеристиками, но лично мне больше всего созвучны английская основательность и зрелость.
Чем ты больше всего дорожишь в жизни?
Прогулками по родным унылым пейзажам в сгущающихся сумерках. Моментами прилива вдохновения, когда сочиняются потрясные риффы или целые песни, концертами, на которых я чувствую пульсацию зала в ритме нашей музыки. Дорожу пинтой эля и достойным виски в хорошем пабе. Люблю хорошо проводить время с настоящими друзьями.
Как часто Fen выступают? Какие концертные планы на лето? Может, в Россию заглянете как-нибудь?
Мы стремимся выступать максимально часто! Отдача энергетики залу – фундаментальная задача для нас. Тем не менее, живое выступление Fen может быть воспринято как что-то менее целостное, звучащее грубее, чем на альбоме, из-за чего иначе может прозвучать и послание нашей музыки. По поводу летних фестивалей ясности ещё никакой, но – очень хочется, так же как и приехать в Россию. Такое чувство, что российская публика прекрасно сочетается с атмосферой Fen.