ROCK ORACLE №1 05/2013 |
Даже нельзя однозначно сказать, можно ли отнести Antimatter к тому, что принято называть музыкой «темной сцены», или же стоит использовать какие-то иные характеристики. Однозначно лишь то, что этот проект всегда был своего рода музыкальным деликатесом. Изысканная, чуть ли не аристократическая музыка, исполненная и записанная очень стильно и даже шикарно, по высшим стандартам качества. Однако с некоторых пор дороги основателей этого проекта разошлись. Дункан Паттерсон, получивший известность сначала как один из основных участников Anathema, а после – как важная часть Antimatter, передал руль в руки своему партнеру Мику Моссу и собрал новую группу – Alternative 4, как будто ему одного дарк-фолкового проекта Ion было мало… Но Мик умудрился записать уже второй альбом без помощи Дункана. И надо признать, результат стоил ожиданий: «Fear of a Unique Identity» был признан многими как работа, ни в чем не уступающая ранним дискам Antimatter. На волне воодушевления мы связались с Миком Моссом, который теперь один стал лицом и разумом группы. Он рассказал нам понемногу и о новом диске, и о Дункане, и о своем восприятии творчества.
Привет, Мик! Поздравляем тебя с выходом нового альбома Antimatter и предлагаем без лишнего словоблудия немного о нем поговорить. Ты не против?
Привет! Нет, нисколько.
Здорово. Я вдумчиво послушал «Fear of a Unique Identity», и мне показалось, что он, по сравнению со своим предшественником, содержит больше электронных подкладов, он более размеренный и менее «дум-металлический». Он также более раздумчивый и более отрешенный, в нем меньше минорного настроя и негативных эмоций. Это так?
Наверное, да. После альбома «Leaving Eden» я захотел попробовать что-то кардинально другое. Я сочинил песню «Eyes Burning Holes» и записал демо, но она звучала просто как композиция, не попавшая в треклист «Leaving Eden»! Я испытал отвращение! Пришлось взять тайм-аут, чтобы успокоиться и попытаться найти новый подход к сочинительству... Но тут меня захлестнула волна всяких дел, и когда вновь вернулось вдохновение, у меня попросту не хватило времени, чтобы начать сочинять!
В итоге во мне так и остался сгусток затаенной энергии, не нашедшей выхода наружу. Но зато потом, когда у меня не было никаких особенных забот, музыка просто летела из меня, и я придавал ей любые формы, которые только у меня получались. Это было похоже на то, как я работал над альбомом «Saviour», все шло очень свободно. Antimatter всегда менялся. И следующий альбом тоже будет представлять другое измерение моей музыки... Я намереваюсь исследовать ее, насколько мне это позволит мой жизненный путь. Мы все живем один раз, и я не могу понять, почему некоторые группы упорно делают все по одному и тому же лекалу.
Я мог бы так делать, на самом деле, но считаю, что это неправильный подход для музыканта. Лично я хочу открыть в музыке, образно выражаясь, максимально возможное количество дверей, и поэтому фэны Antimatter должны привыкнуть к тому, что все будет всегда меняться, каждый альбом вплоть до самого последнего будет не такой, как предыдущий. К слову, я уже сочинил большую часть материала для следующей пластинки «The Judas Table», которая, надеюсь, будет записана в конце этого года, чтобы увидеть свет в следующем. И это будет – кто бы мог подумать?! – очередной шаг в новом направлении.
Уже начиная со второго альбома Antimatter, партии вокала стали отдаваться не только приглашенным девушкам-вокалисткам, а сейчас их роль и подавно сведена к минимуму. Женский вокал перестал соответствовать вашим замыслам? Или есть какая-то другая причина?
В самом начале Дункан был просто повернут на использовании женского вокала, и для меня это было вполне нормально, так как тогда я не был на сто процентов уверен в своих вокальных способностях. При этом я всегда записывал демо своих песен, исполняя вокальные партии сам, потом приходилось переделывать аранжировки для женского вокала... Я сейчас предпочитаю использовать женский вокал только для создания гармоний, для своего рода подсвечивания своего собственного голоса.
Вик Ансельмо относительно известна в России, один из ее альбомов даже выходил у нас по лицензии… Как вы познакомились с ней, почему решили пригласить ее для записи вокала?
Я впервые встретился с Вик в 2008 году, когда она играла на разогреве моего концерта в Латвии. Надо сказать, что на тот момент я уже был знаком с ее музыкой – послушал ее на MySpace и YouTube. Так вот, на том концерте она просто сидела на сцене всего лишь с акустической гитарой…и пела своим волшебным, неподражаемым голосом. С тех пор я все время поддерживаю с Вик общение. Так что, когда в начале 2012 года пришло время записывать женский вокал для альбома, я подумал о ней в первую очередь как о том, кто мог бы это сделать.
Что тебе особенно нравится из ее творчества?
Песня «Before I Could Breathe». Это настоящая классика.
Antimatter приобретает все более металлизированное звучание, начиная с диска «Planetary Confinement», а большая часть вашего нового детища выдержана в стилистике, напоминающей в первую очередь Paradise Lost середины девяностых. Есть ли какая-то связь с этой группой, или я ошибаюсь?
Не-е, никакой связи. Странно… Дункан сказал, что когда он первый раз услышал партии лид-гитары для заглавного трека, то это напомнило ему очень ранний Paradise Lost. Правда состоит в том, что я почти никогда не слушал эту группу, а если и слушал, то только «по верхам»… Да и то это был их «средний период», когда они, как считается очень многими, звучали уже явно не так «фирменно», как во времена своих золотых деньков. Короче, мне сложно говорить на эту тему, так как я просто мало о ней знаю!
То, как я играю на гитаре, не подвержено чьему-то влиянию. Я стараюсь вкладывать в игру то, что у меня на душе, а не воспроизводить или отталкиваться от чего-то ранее слышанного. Должно быть, все дело в том, что на меня, как и на Paradise Lost, в свое время оказали впечатление одни и те же нью-вейв-группы, и этим объясняется возможная схожесть.
По поводу этих нью-вейвовых групп…. Для восьмидесятых это были самые настоящие поп-звезды. И теперь множество музыкантов самых разных жанров не стесняются записывать кавер-версии их хитов. Ты можешь представить, что через двадцать лет андеграундные артисты будут от чистого сердца, а не ради стеба, каверить, например, Lady GaGa или Ke$ha?
Конечно, новые исполнители всегда будут обращаться к творчеству предшествоваших им, без разницы, кто перепевает чьи песни. И невзирая на то, что за артист исполнял эти вещи изначально. Так устроен мир. Восьмидесятые для меня – великая эпоха. И приметы того времени – это «нью-вейв» и «новые романтики». На этих артистах, песнях, образах я рос. Это очень мощная, обособленная, стильная, самобытная музыка.
Не могу не спросить о том, слышал ли ты альбомы Ion и проекта Alternative 4?
Да, слышал. Это типичный для Дункана материал, который я узнаю и за версту. Хорошо, что он находится в таком положении, когда ему не приходится идти на какие-то компромиссы относительно звучания и концепции альбома. Думаю, это то, в чем он долгое время нуждался. Без вариантов, Ion и Alternative 4 – это крутые проекты. Желаю ему только лучшего.
Что вообще стало причиной вашего разрыва с Дунканом?
Нет-нет, я лично с Дунканом не ссорился. Он просто решил двигаться дальше. Все очень просто.
Ощущаешь ли ты свою группу частью семьи коллективов, которые подписаны на лейбл «Prohecy»? Или же ты как глава лейбла «Music In Stone» не ощущаешь связи ни с каким иным значком?
Нет, не чувствую себя частью семьи. Я не общался ни с кем из групп, которые подписаны на «Prohecy». И это никак не связано с тем, что у меня у самого лейбл. Он очень маленький. Это такой «тщеславный» значок, только для Antimatter. Несколько лет тому назад я выпускал музыку других людей, но потом это превратилось в благотворительность, что было весьма прискорбно. Так что теперь получается, что этот лейбл я держу на случай, когда я захочу выпустить концертник или цифровой сингл, и ни для чего больше.
В свое время Antimatter выступали на главном готическом фестивале «Wave-Gothik-Treffen». В связи с этим не могу не спросить, следишь ли ты за сегодняшним готик-движением в Англии и континентальной Европе?
Увы, не обращаю внимания на современную музыку вообще, готическую или неготическую… Вообще, мне даже кажется, что у меня и дисков-то, выпущенных за последние пятнадцать лет, в коллекции нет, разве что один-два. Современная музыка мне просто не нравится, хотя, конечно, может случиться так, что появится какая-нибудь команда или артист, от которых у меня все взыграет. Это было бы неплохо.
На сборник «Alternative Matter» попал кавер Depeche Mode «Enjoy The Silence». Это, наверное, самая известная песня группы, кавер-версии которой не поддаются исчислению. Интересно, почему же вы решили исполнить именно ее?
Это была концертная запись. Дело было, кажется, в 2002 году, во время тура Antimatter, в котором принимал участие Дэнни Кавана в качестве сессионного музыканта. Вообще, это было его предложение исполнить именно эту песню в тот конкретный вечер, так что у меня, признаться, не было выбора. Но получилось неплохо. Хорошая, «настроенческая» песня, которая хорошо пошла и публика ее оценила. С тех пор мы ее не исполняли, так что было здорово обнаружить вот эту вот запись.
Есть ли шанс услышать какие-либо вещи Anathema авторства Дункана на концерте Antimatter?
Нет, определенно, нет. На концертах Antimatter, когда еще был Дункан, он и я исполняли каждый собственные песни. Так как он теперь не в группе, то песни, написанные им, не будут исполняться. Я буду играть только то, что сам сочинил для Antimatter.
Наверняка вам доводилось играть концерты в церквях, не так ли? Если это так, насколько отличаются впечатления от игры живьем в таких местах по сравнению с обычными клубами?
Последний гиг, что мы отыграли, был как раз в церкви. Очень сюрреалистическая атмосфера… Думаю, что и публика это чувствовала. Это был один из самых возвышенных концертов, что я когда-либо играл.
Вы объявили о том, что собираетесь выпустить новый альбом «The Judas Table» уже в этом году. Будет ли в нем что-то кардинально отличающееся в музыкальном плане от «Fear…»?
Этот альбом я придумывал долгие годы. В какой-то момент у меня в голове были оба произведения – «Fear of a Unique Identity» и «The Judas Table» – и я не знал, какой из них должен стать пятой пластинкой Antimatter. В итоге у меня произошел такой творческий прорыв с «Fear…», который я и закончил первым. А «The Judas Table» – это про предательство, он основан на таком кошмарном сценарии. Он про то, как мне приходится вступать в различные социальные отношения со всеми теми людьми, которые безо всяких причин всаживали мне ножи в спину все последние годы.
Скажите честно, достаточно ли посмотреть ваш DVD и послушать «живой» CD, чем посещать грядущий концерт в Москве?
Тут и думать нечего. Конечно, просмотр DVD или клипа на YouTube не идет ни в какое сравнение с живым выступлением, когда ты стоишь в центре зала и окружен магией музыки.