Rock Oracle - Фредерик Свенссон: человек за кадром
ROCK ORACLE №1 02/2009

В нашем журнале мы стараемся рассказывать вам не только о людях, которые непосредственно создают и исполняют музыку, но и о тех, кто сам, не являясь музыкантом, тем не менее, играет немаловажную роль в музыкальном мире. При этом — зачастую оставаясь «за кадром». Именно это определение как нельзя лучше походит герою этого интервью. Находящийся за кадром, а точнее, по ту сторону объектива шведский фотограф Фредрик «Schlatta» Свенссон — автор бесчисленного количества фотографий артистов самого разного калибра и стилистической направленности. В списке имен попавших «под прицел» его фотокамеры заметно преобладают представители электронной сцены, среди которых есть самые настоящие звезды мирового уровня — Depeche Mode, Erasure, Kraftwerk, Covenant и VNV Nation, но так же там значатся и такие закоренелые металлисты, как Dark Tranquility, In Flames и Slayer. И это лишь малая часть послужного списка шведа. Своеобразным подведением итогов десяти лет работы Фредрика стала книга «I Take Pictures: Photographic Pictures», составленная из пяти сотен лучших из когда-либо сделанных им кадров. Фотосборник продается через интернет; а все средства от его продаж пойдут в фонд борьбы с раком — такова воля Фредрика, чей отец умер от рака летом 2008 года, а мать перенесла мучительные сеансы терапии после удаления нескольких новообразований. Выход этой книги стал официальным поводом для нашего интервью.

Когда ты заинтересовался фотографией? Помнишь свой первый опыт?

Мой отец всегда держал фотоаппарат наготове. Не важно, когда и где, для нас было обычным делом что-то снимать. Мой первый фото-опыт был в школе, когда нам дали задание снять что-нибудь, обращающее внимание на проблемы с природой. Это было в 1989 году, когда ходило много разговоров о загрязнении окружающей среды, кислотных дождях… Мы с другом знали в лесу местечко, где валялось много покореженных машин, просто кладбище автомобилей. Мы сделали снимки ранним утром, когда легкий туман подчеркивал все эти деформированные ржавые машины. Снимки получились очень хорошими, мы получили высший балл за проект. К сожалению, они не сохранились.

Как ты научился фотографировать? Насколько мне известно, ты никогда не посещал никаких курсов.

Действительно, я никогда не учился ни на каких курсах, зато многое понял методом проб и ошибок. Я прочитал множество книг по фотографии, использовал дополнительные знания в оформлении своей докторской диссертации.

Какой камерой ты пользуешься? Все-таки Canon или Nikon?

Я использую разные камеры, в зависимости от ситуации. Когда я делаю «живые» концертные фото, то пользуюсь Canon 40d, объектив 24-70 2.8L и Canon 30D, объектив 70-200 2.8 L (это очень хорошие, светосильные объективы). И, конечно, я использую много дополнительных приспособлений. Я стараюсь избегать вспышки. Canon пользуюсь потому, что это была моя первая фотокамера, но вообще считаю, что и Canon, и Nikon примерно на одном уровне.

Дай совет, как выбрать фотокамеру?


Покупайте себе камеру в зависимости от ваших нужд. Если вы просто хотите фотографировать моменты своей жизни, можете купить любую цифровую мыльницу. Зачем тратиться на дорогущую камеру, если не будете пользоваться ни одной из ее функций? Если же вы хотите сделать фотографию вашим хобби, то рекомендую вложиться в покупку по максимуму. Сколько отдашь, столько и получишь. Сейчас я в основном про объектив, но и вообще в жизни действует это правило.

Сделав покупку, постарайтесь изучить и испробовать все возможности вашей камеры в разных условиях — если вы потратите три секунды в поисках настройки, вы не успеете сделать нужный кадр.

Фотография — это твое хобби или же тебе удается этим неплохо заработать на жизнь?

Ну, из «просто хобби» это выросло в «основное хобби». Я совершенно на этом не зарабатываю! Просто мне дают бесплатные проходки на концерты, и иногда лейблы или группы решают оплатить мою работу.

Какое у тебя образование? Сколько работ ты успел поменять?

По образованию я доктор химического машиностроения, ну а работаю я арт-директором шведского музыкального журнала «Musikermagasinet». Пока я учился, я подрабатывал этаким «мастером на все руки» для нескольких рекорд-компаний: рисовал обложки альбомов, писал промо-материалы, делал веб-сайты.

Что тебе больше нравится: снимать на концертах или в студии?

Концертные съемки. Мне нравится, когда приходится работать в условиях лимитированного времени (обычно это три песни) и освещения. Я люблю сложные задачи! Здесь есть фактор непредсказуемости, адреналин, и если ты облажаешься, то некого будет винить, кроме себя.

Ты успел поработать с огромным количеством музыкантов. Кто из них вел себя наиболее профессионально во время съемок?

Для меня, как фотографа, лучшей группой является Erasure. Невозможно снять Энди Белла, чтобы он плохо получился! Он всегда позирует, улыбается, и от него исходит необыкновенная энергия. Он настоящий профессионал. Получить хорошее фото Винса Кларка тоже в общем-то не сложно: он не очень много двигается на сцене. Если говорить о студийной съемке, то мне понравилось работать с Андерсом Иверсом из Tiamat — он очень приятный человек, и работа с ним так и спорится.

А с кем бы тебе хотелось поработать?

Я бы мечтал сделать студийные, да можно и где-нибудь на улице фото Depeche Mode. Kraftwerk в этом же амплуа — тоже моя мечта. Правда, с тех пор, как их покинул Флориан Шнайдер, я не знаю, получится ли. Живьем я хотел бы снять Гэри Ньюмана, Энию или Ultravox.

Кстати, о Depeche Mode. Ты назвал свой сборник фотографий строчкой из композиции с их первого альбома. Наверное, ты их большой фан?

О да. Они стали частью моей жизни с 1982 года. У меня огромная коллекция их записей, более полутора тысяч, так что пора перестать их считать. Фотографировать их выступления было для меня честью. Я встречался с Мартином Гором и Энди Флетчером, и они были очень вежливы. Оказалось, что они обычные люди со своим взглядом на жизнь. Но я все равно ими восхищаюсь.

Какую музыку помимо DM ты слушаешь?


В основном электронную: Kraftwerk, Einsturzende Neubauten, Erasure и т.д. Еще люблю Ника Кейва, Pet Shop Boys, Carbon Based Lifeforms и сотни других команд, а также классику. У меня большая коллекция записей — больше пяти тысяч.

А есть ли у тебя любимый фотограф?

Мне нравится творчество Антона Корбайна. Думаю, он довольно быстро нашел свой собственный стиль. Я безмерно восхищаюсь его фото, но не хотел бы копировать его манеру.

Может ли простой человек заказать у тебя фотосессию? Если да, то на каких условиях?

Конечно, но я отдаю предпочтение съемкам на улице или у них дома. Условия обычно простые: я делаю фото и обрабатываю некоторые из них за небольшое вознаграждение или за бутылочку хорошего односолодового виски, ха!

А почему ты не снимаешь концерты поп-звезд? Ведь многие их шоу куда эффектней, чем у электронных команд, например, Мадонна на кресте, или Кайли Миноуг, спускающаяся на сцену в костюме космонавта? У электронщиков нет таких декораций, спецэффектов и костюмов…

Те, кто считает электронные концерты скучными, просто не были на правильных. Например, как могут Kraftwerk доводить публику до безумия во время композиции «The Robots», даже не присутствуя на сцене? Мне, может, и хотелось бы побывать на шоу Мадонны и Кайли, но, боюсь, это окажется слишком гротескно для меня. Их концерты идеально спродюсированы, организованы, что убивает некоторые живые эмоции. Пусть качественно, но одно и то же каждый вечер. А мне нравится, когда наружу выходит тонкий эмоциональный мир музыкантов, заряжающий весь зал. Дэйв Гэхан идеален в этом. Энди Белл из Erasure очень эмоционален.

А как так получилось, что среди списка электро-индустриальных команд, которые ты снимал, затесались In Flames, Dark Tranquility и Slayer?

Хмм, наверно потому, что когда они играли на одном фестивале, весь народ тусовался у палатки с пивом, а я вдруг оказался прямо напротив сцены с фотоаппаратом! А если по-честному, то я нахожу электронную музыку и металл очень схожими. Разница только в машинах, воспроизводящих звук. Поэтому хорошая метал-команда не может меня не радовать. Я ценю в музыке прежде всего мелодию и форму. Также на металлических концертах как музыканты, так и публика, выплескивают свою ярость — мне это нравится.

Что ты стремишься в первую очередь показать на своих фото?

Эмоции и энергию! Лучше показать злость, страх, горе, радость и т.д., чем симпатичный костюмчик. А увидеть эмоцию, когда человек стоит за синтезатором, а не разбивает на сцене гитару, гораздо сложнее, но интересней. Нет, ну если инструмент вышел из строя и разъяренный музыкант так сводит с ним счеты, то еще ладно. Но вообще-то достали команды, которые крушат во время каждого выступления аппаратуру. И пускай это на эмоциях, но, по-моему, это глупо.

Высока ли конкуренция в Швеции среди фотографов? Трудно стать знаменитым фотографом?

Да я никогда и не стремился стать знаменитым. Я просто хочу делать хорошие снимки. Если кто-то узнает мои работы и сочтет их достойными, я буду рад. Мои родители воспитали во мне скромность и трудолюбие. И да, конечно, конкуренция очень высока, но меня это особо не волнует. Чего я не понимаю в некоторых фотографах, так это то, что они стараются режиссировать происходящее на сцене. Я же никогда этого не делаю, моя цель — задокументировать то, что я увидел, а никак не инсценировать.

Помню один забавный случай на концерте Yazoo. Они давали первый за 25 лет концерт, собралась куча фотографов. Места было мало, все начали спорить, кому достанется лучшее. Я не влезал в эти разборки, и организатор, улыбнувшись, предоставил мне лучшее место со словами: «Мне нравятся спокойные люди, а не недоумки».

Все доходы от продажи твоего сборника фото пойдут на благотворительность. А ты раньше уже принимал участие в благотворительных акциях?

Да, но не в таких масштабах. Но это личное.

Посещая разные концерты, ты много путешествуешь. Где ты уже успел побывать?

Я был в Англии, Шотландии, Венгрии, Эстонии, Германии, Дании, Норвегии и США, не говоря о каждом уголке родной Швеции.

И где тебе больше всего понравилось?

Мне очень понравилось в Шотландии. Хотелось бы совместить как-нибудь отпуск там со съемкой живых выступлений. Но лучший отпуск — это фотографировать на каком-нибудь фестивале. Мне бы хотелось съездить в Россию и Китай. Может быть, проделать путь по транссибирской магистрали...

А что ты знаешь о России?

О, я думаю, было бы неплохо поехать в вашу страну в отпуск и наделать там кучу фотографий! Так, чтобы потом издать путеводитель по России! Мне очень нравится одна русская группа, не знаю, как правильно написать — Технологийа. Не знаю, существуют ли они до сих пор, но я бы с радостью сходил на их концерт.

К сожалению, мои знания о России ограничиваются теми, что преподают в школе на уроках истории, но я готов узнать что-то новое о людях, как и о музыке. У меня были планы съездить к вам на концерт Жана Мишеля Жарра, но, к сожалению, не получилось.

Можешь ли ты напоследок дать совет тем, кто хочет стать профессионалом в фотоделе?

Никогда не сдавайтесь! Будьте скромны — вы просто наблюдатель, фиксирующий то, что происходит вокруг, а не супер-мега-звезда, даже если и фотографируете звезд. Если у вас «душа лежит» к вашему делу, вы будете постоянно совершенствоваться. На своем опыте могу сказать, что вот уж действительно «век живи — век учись». О, и самое важное: никогда не пользуйтесь вспышкой!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: