ROCK ORACLE №1 02/2009 |
За годы существования норвежская группа Apoptygma Berzerk прошла огромный путь стилистических трансформаций. Начав с сурового EBM-звучания, продолжив роскошным клубным фьюче-поп, Apoptygma в итоге неожиданно преобразовалась в… самую настоящую рок-группу. Но, несмотря на такие неожиданные метаморфозы, Стефан Грот и компания ощущали себя как рыбы в воде в любом из означенных стилей. И всякий раз им удавалось добиваться совершенно уникального звучания. Каждый из альбомов выпущенных под маркой Apoptygma Berzerk отличает исключительное качество и демонстрирует отменный вкус его создателей. И хотя общего между ранними и поздними работами коллектива примерно столько же, сколько у Depeche Mode и Metallica, все равно каждый из альбомов это на сто процентов Apoptygma Berzerk, что бы там кто не говорил. В начале этого года вышел очередной альбом группы “Rocket Science”. В связи с чем, у нас на связи бессменный лидер Apoptygma Berzerk Стефан Грот собственной персоной.
Расскажи о новом альбоме "Rocket Science".
О, тут много чего рассказывать. Запись заняла очень много времени. Альбом называется "Rocket Science", мы хотели, что бы он был во всем ROCKet-научным, если ты понимаешь, о чем я. На нем важна каждая деталь, в то же время он цельный. На этом альбоме мы решили смешать рок и электро, чего мы не делали уже очень долго, но на этот раз нам это удалось как нельзя лучше. Если говорить о песнях, то больше половины песен с этого альбома – лучшие песни, что я когда-либо писал. Да, тут есть, что рассказать. А ты слышала альбом? Видела обложку?
Я пока только видела обложку, а альбом еще не слушала.
Ну, хорошо. Понимаешь, этот альбом – это целый комплекс: оформление, лирика и музыка взаимосвязаны. На альбоме содержится очень много информации... но, слушатель, конечно, может слушать его, как и любой другой нормальный альбом. Но с другой стороны, ты можешь покопаться в лирике, в деталях. Если у тебя есть на это время – то альбом можно изучать как огромный дикий лес, это все равно, что раскрыть какой-нибудь заговор. Но слушатель, конечно, не обязан во все это впутываться, альбомом можно наслаждаться и не заморачиваясь на деталях – это отличный альбом.
А лирика всегда была так важна для тебя, или только на этом альбоме?
Лирика всегда была важна, но мелодия имеет наивысший приоритет. У нас есть фанаты по всему миру, мы играем в странах, где люди не говорят по-английски. И это прекрасное качество музыки – ты можешь установить контакт с человеком без слов или со словами, которых он не понимает, но наслаждается, потому что это хорошая песня. Так что для меня всегда было важнее написать хорошую мелодию, такую качественную поп-песню, чтобы она попала в ротацию и в Норвегии, и в США, и в России. И эта песня станет популярна, потому что она проникает в твою душу, а не в мозг.
Да, и музыкой можно выразить и эмоции, и даже передать определенную информацию...
Именно! То же самое с изобразительным искусством, или скульптурой и т.д. даже, если ты не знаешь, как это называется, ты все равно примешь какую-то информацию, не зависимо от того, на каком языке ты говоришь. Идеальный вариант – это, когда у тебя есть картинка, от которой ты получаешь информацию, а потом ты слушаешь песню, которая подтверждает полученную информацию. Так что лирика была всегда для меня важна, но не так как на этот раз.
По моим подсчетам, этот альбом выйдет к вашей годовщине, группе скоро исполняется 20 лет...
(Пауза) Вау, мы что, такие старые?? (Смеется) А я и не помню, когда мы начали, мне кажется, годовщина будет в следующем году.
Что ты чувствуешь в связи с этим?
Это прекрасно! Во-первых, я счастлив, что мы записали такой альбом! Я горжусь этим альбомом! Во-вторых, у меня есть привилегия, потому что я могу жить за счет своего хобби, ведь музыка всегда была моим хобби! Когда я был молодым, я собирал разные записи, ходил на концерты, я обожал музыку! Потом я пошел работать в музыкальный магазин – это помогло мне продолжать заниматься моим хобби и зарабатывать деньги – это ведь очень умно! А потом я создал группу, чем и продолжаю заниматься, при этом я зарабатываю деньги. Я много путешествую – я объехал весь мир. Так что я привилегирован, мне очень повезло, и я счастлив! Но самое главное, что мои песни важны другим людям, я получаю множество писем от людей, которые пишут, что такая-то песня помогла им преодолеть тяжелые времена. Мои песни остаются важными на протяжении многих лет для стольких людей в самых разных странах. Конечно, зарабатывать деньги и делать карьеру – важно, но главное – быть важным для других людей.
Расскажи о сингле и о видео с нового альбома?
Первый сингл с "Rocket Science" называется "Appolo". Сюжет видео о том, как американцы высадились на Луну в 60-х – не очень-то оригинально, конечно. "Appolo" – это самая коммерческая песня с альбома – как всегда и бывает, первой всегда выходит песня, которая наверняка попадет в ротацию на радио и ТВ. Эта песня своего рода мостик между нашим предыдущим альбомом "You and Me Against the World" и "Rocket Science", она начинается там, где остановился предыдущий альбом. Такой мостик нужен, чтобы слушателю было легко адаптироваться к новому материалу. Ты видела видео?
Да.
Значит, ты знаешь сюжет, о том, что мы показали, как снимали "высадку на Луну" и прочее. Так вот дело было во времена Холодной войны между СССР и США. Я очень интересовался этим вопросом, я много прочитал на эту тему и видел множество документальных фильмов об Апполоне-11 и т.д. Это очень интересное и важное событие. Это была не просто высадка на Луну, это событие сыграло огромную роль в ходе Холодной войны. Политики сыграли на надеждах населения. Я не утверждаю, что они не были на Луне, потому что я склонен думать, что они все-таки там были, но я на 100% уверен, что произошло все совсем не так, как это показали медиа-каналы.
Американцы всегда шли на самые грязные уловки ради победы. Медиа навязывает людям то, что им выгодно, чтобы люди думали. Когда я покупаю газету, я смотрю на первую полосу и понимаю, это не обязательно правда, это то, что они хотят, чтобы я знал. Самое страшное не то, что люди не понимают этого, а то, что им все равно. Изучая историю и все, что произошло, понимаешь, как много всяких мелочей, которые на самом деле важны. И "Rocket Science" исполнен таких мелочей. Все, что мы видим сейчас – результат тех действий, которые были совершены в прошлом. Было столько искусственного, столько лжи, пропаганды, особенно со стороны медиа. Ведь понятно, что война приносит доход. И на альбоме очень много фактов такой... альтернативной истории. Но, как я уже сказал, не обязательно интересоваться всем этим, чтобы наслаждаться альбомом.
Многие писатели-футуристы предсказывали такое будущее, какое мы имеем сейчас, в частности влияние медиа. Как ты думаешь, почему люди не прислушиваются к ним?
Ты знакома с книгой "1984"?
Да, конечно.
Оруэлл написал обо всем этом. Я не помню, когда книга вышла, но уже очень давно. Он видел, что это уже грядет. Я вижу сегодня все, что он описал. Я написал об этом в первой песне с альбома "Weight of the world". "1984" настал сегодня. Это реальность. А так же, ты видела фильм "Матрица"?
Да.
Помнишь, когда он предлагает красную и синюю пилюлю?
Да.
Так вот я выбрал красную пилюлю. А когда видишь, каков мир на самом деле – нет пути назад. Мир, конечно, не так плох, как в "Матрице", но он очень близок к этому! Возвращаясь к важности лирики на этом альбоме, я действительно хочу попробовать разбудить людей.
У тебя и у одного из ваших гитаристов есть никнеймы, ты Гротеск и Strengel - Angel. Расскажи об этом? Как они родились и зачем они вам нужны?
В самом начале я долго выбирал себе псевдоним. В результате, я выбрал "Гротеск", меня так прозвали в школе. И когда я сотрудничаю с другими группами, или что-то в этом роде, я подписываюсь просто этим псевдонимом. А Angel, он же ангел, и всегда был ангелом. На самом деле ничего особенного эти псевдонимы не значат.
Тебя, наверное, задрали уже этим вопросом, но что же означает языкозаплетающее название вашей группы?
Ой, мне никогда раньше не задавали этого вопроса! (Смеется) Никакого глубокого смысла оно не несет. В начале нашего творческого пути мы жили в Норвегии. Мы тогда решили смешать метал и электро, я такого никогда раньше не слышал. В общем, мы делали музыку, которая очень сильно отличалась от всей существующей на тот момент. Поэтому нам нужно было какое-нибудь безумное название, чтобы люди подумали: "Окей, должно быть, это что-то оригинальное". Berzerk (берсерк) – это викинги, которые были в Норвегии, вообще-то они где только не были, они высаживались на берегах Америки, насколько я знаю, они даже до Африки добрались. Они кушали "волшебные грибы" и безумствовали от этого.
Мы такие же как и они. Мы, правда, не едим волшебных грибов, но все же стараемся завоевать мир – посредствам нашей музыки, конечно. В общем, нам нужно было оригинальное название для нашей оригинальной музыки. К тому же название должно быть сумасшедшим, потому что наша музыка сумасшедшая! Сейчас она уже не такая сумасшедшая, но остается очень оригинальной: мы слишком электро для рок-группы, слишком рок для электро-группы, слишком европейцы, чтобы быть американской группой, слишком американцы, чтобы быть типичной европейской группой. Мы всегда где-то посередине.
Расскажи о проекте Bruderschaft, в котором ты принял участие некотрое время назад. Как тебе понравилось работать над альбомом "Forever"?
О, это было так давно. Я работал только над первым альбомом этого проекта... кто же там еще был... Ронан Харрис из VNV Nation, он был первым вокалистом, так же мой сосед и старый друг Себастиан Комор из Icon of Coil и Zombie Girl, Йоаким из Covenant... Было интересно поработать со всеми этими людьми, они отличные ребята! После выходили еще релизы Bruderschaft, но я принял участие только на первом, потому что у меня без того хватало работы.
Знаешь, некоторое время назад, я брала интервью у Ронана Харриса, мы говорили о future-pop и электронной музыке в целом. Он очень часто упоминал вашу группу. Расскажи о ваших отношениях и сотрудничестве.
Несколько раз мы делали ремиксы друг для друга, ездили вместе в тур. Мы друзья, как и со всеми остальными музыкантами этой сцены. Мы ведь все знаем друг друга, потому что постоянно играем на одних и тех же фестивалях, зависаем вместе, ездим вместе в туры, делаем друг для друга ремиксы. Мы как семья. Правда, если вы видитесь раз в год на фестивалях, трудно почувствовать себя семьей. Но когда проводишь с кем-то тур, как будто появляются родственные связи.
Что ты думаешь о VNV Nation?
Мне они очень нравятся, особенно лирика! Мы думаем одинаково, вся эта история с future-pop – мы ведь начинали вместе! Потом наши пути разошлись. Но, я считаю, это достойная группа. Мне очень нравятся их записи – мелодии и лирика. Они хороши!
Скажи что-нибудь для ваших поклонников.
Наши поклонники очень для нас важны. Мы гордимся тем, что наши мелодии связывают столько людей, даже в России. Мне бы хотелось быть для них кем-нибудь важным. Если бы их не было, у нас ничего не получилось бы. Я бы хотел поблагодарить наших поклонников за всю их поддержку, за все письма, что они нам пишут, и журналистов, которые пишут о нас. Без всех этих людей было бы очень сложно делать то, что мы делаем. Мы просто счастливчики, что у нас такая фан-база! В прошлом году мы чуть не стали мэйнстримом. Очень важно, что наши фанаты остались нам верны, ты ведь понимаешь, что значит лояльный фанат для мэйнстрим-группы. Ты выпускаешь сингл, появляются фанаты, но они пропадают через месяц, потому что услышали что-то еще. А наши фанаты просто сумасшедшие! Некоторые пишут мне, что они слушают Apop уже 15 лет! Это так круто! И это причина, почему мы достигли таких высот! Так что спасибо вам всем за поддержку!