Публикации на сайте |
Из года в год накануне Троицы и приуроченной к этой дате фестивальной встрече готов со всего мира в немецкой прессе появляются спекулятивные исследования на тему «Что собой представляет темная сцена, не слишком ли в некоторых внешних атрибутах она приближается к эстетике национал-социализма». Предметом озабоченности журналистов становится то черное солнце в логотипе, то руническая символика, то… российская группа Majdanek Waltz. И каждый год по завершении главного готического ивента всех времен и народов в интернет-форумах и соцсетях раздаются жалобы, что WGT уже не тот, что был двадцать лет назад, что от старой доброй субкультуры почти ничего не осталось, туалетов не хватало, а Combichrist с гитарами и ударными стали намного хуже… И на каждый негативный отзыв приходится по 99 комментариев с призывами к миру, словами благодарности в адрес организаторов, выступавших групп и жителей Лейпцига, которые каждый раз «нас терпят».
Терпят – слабо сказано. Лейпциг на Троицу для местных – своего рода дополнительный карнавал, отмечаемый в разных регионах Германии в ноябре и накануне Масленицы. Привычная картина: разодетые с аристократическим размахом стайки готов, спеша на Викторианский пикник в парк Клары Цеткин, с удовольствием останавливаются и позируют для фото пожилой паре; представители BDSM-сцены спокойно отвечают на вопросы любопытного японского студента, рассказывая историю характерных татуировок и шрамов. Или почтенный господин, заплативший полсотни евро за билет в оперу, придерживает дверь перед шуршащей кринолином дамой, пришедшей послушать Вагнера «по фестивальному браслету». И неважно, что под тяжелой шляпой с перьями и ниспадающей на лицо вуалью скрывается отнюдь не томная барышня, а очень даже брутальный дядечка, который ночью будет отплясывать в Moritzbastei уже совсем в другом образе…
Он, она, оно?
К слову сказать, гендерная карнавализация в этом году достигла небывалого размаха, причем именно в лице мужчин категории 40+, отдававших предпочтение женским бальным туалетам. Несколько «готических лолит» с трехдневной щетиной тоже мелькало, но то ли Кончита Вурст слишком «опошлила» субкультурный феномен бороды и мини-юбки, то ли просто мода сменилась, но балом на 24 Wave Gotik Treffen явно правило барокко. Жесткие корсеты, объемные парики, собранные в замысловатые прически, тяжелая драпировка, пряжки и банты на атласных туфлях и кружева на всем, до чего можно дотянуться, – придворный look 17 века явно потеснил с фестивального подиума поднадоевшие трубки кибер-готов и коричневые аксессуары стим-панка.
WGT отличает в чем-то типично немецкий дух солидарности и осознание того, что праздник делает каждый его участник. Гости являются здесь в не меньшей степени артистами, чем люди на сцене. И те и другие любят подчеркивать слово «встреча» (Treffen) в названии, поэтому отношение «я заплатил за вход, теперь орги пусть отрабатывают» здесь не в чести. Общей доброжелательной атмосфере и открытости поражаться не устаешь. Но с одним пунктом критики сложно не согласиться. Программа составлена таким образом, что, находясь в одном месте, ты неизбежно пропускаешь десятки других мероприятий. Вечером в субботу, например, выбирать между концертами Front 242, Samsas Traum, Fields of The Nephilim и Antimatter можно было только из соображений логистики.
WGT за свою почти четвертьвековую историю разросся до пятидесяти площадок по всему городу и давно перерос формат чисто музыкального события. Помимо собственно концертов и вечеринок, в расписании значились балет и опера, сценические чтения и доклады, ролевые игры, автограф-сессии, кино (в том числе и немое с живой музыкой), мастер-классы по вязанию… Абсентный завтрак предлагался уже с 8 утра, ди-джейские сеты предусматривали формат open end – фестивальное действо фактически не прерывалось. Днем можно было посетить экспозиции городских музеев, многие из которых организовывали тематические выставки и экскурсии, заняться шопингом на черном рынке или здесь же сделать маникюр с эмблемами WGT , заплести дреды, нарастить клыки и проколоть все что угодно под свежеприобретенное украшение для пирсинга. Расположившаяся по соседству «языческая деревня» приглашала к более «средневековым» развлечениям – порубиться на мечах, пострелять из арбалета, побриться опасной бритвой у цирюльника…
Дети легко вписывались практически везде (наушники от слишком громкого звука или детское меню были доступны на всех крупных точках) или устраивались в «детский сад» WGT, где ими днем занимались воспитатели и аниматоры. Дошколята с ирокезами и колготками с черепушками – зрелище довольно умилительное.
Муки выбора
Открывать 24 Wave Gotik Treffen на главной его площадке – Агре – выпало австрийцам L'Ame Immortelle, нечасто в последнее время жалующим публику своими выступлениями: Томаса и Соню гораздо привычнее видеть на сцене с другими их проектами – «электроникой в униформе» или театральной акустикой. Так что редким дуэтом фаны явно наслаждались. Тем, кому темы любви и смерти в столь лиричном воплощении, а также последующие выступления Blutengel, Deine Lakeien и Eisbrecher душу не грели, было из чего выбирать в первый вечер: .com/kill и Accessory в Kohlarabizirkus, Lisa Cuthbert в Schauspielhaus, концерт классической музыки в Peterskirche, вечеринка Welle:Erdball в Darkflower, а также многочисленные DJ-сеты в клубах. Большей частью в духе «When we were young» (goth rock, post punk), но и любителям EBM было где продемонстрировать свои танцевальные таланты. Много положительных комментариев получила и музыкальная программа в баре Sixtina Absintherie, а также вернисаж и лекция художницы Анни Бертрам «Настоящие сказки».
Сказки продолжились и на следующее утро (13.00 для тех, кто накануне перевыполнил программу, как раз то время, когда можно прийти в себя и привести себя же в порядок) в музее Грасси. Помимо специальных экскурсий (джинны в исламе и шаманизм в Этническом музее, смерть и воскресение в музыке барокко – в Музее музыкальных инструментов, барочный мужской костюм – в Музее прикладных искусств), для гостей WGT были организованы мастер-классы по танцам Возрождения. В сопровождении ансамбля старинной музыки участники танцевальной группы Tourdion рассказали об особенностях танцев английского и французского Ренессанса и обучили всех желающих нескольким несложным бранлям и гальярдам.
Действо немного напоминало утренник в детском саду: в своем пышном облачении публика в большинстве своем оказалась довольно неуклюжей даже при выполнении простых фигур. Девушка с огромным ирокезом путала право и лево, стимпанк-дивы тратили кучу времени на поклон и никак не успевали делать движения в музыку… А кто-то сразу ощутил себя в своей танцевальной стихии, узнав оригинальные мелодии, известные по электронным и неофолковым обработкам. Без пафоса и стеснения взявшись за руки готы с воодушевлением водили ренессансные хороводы на радость музейным работникам, снимавшим процесс на видео. Фотосессии продолжились и во время экскурсий: некоторые посетители выглядели не менее интересными, чем музейные экспонаты и вызывали живой интерес у персонала.
Саломея и мрачный романтизм
А Музей изобразительных искусств на специальную экскурсию «Саломея и ее мрачные сестры», посвященную образу femme fatale в изобразительном искусстве и скульптуре, пригласил эксперта, гораздо более спокойно воспринимавшего обилие мрачной красоты вокруг. Доктор Керстин Борхардт, преподающаяся педагогику искусств в Лейпцигском университете, оказалось хрупкой молодой женщиной, своим видом выдававшей давнюю принадлежность к готической субкультуре. Хотя группа изначально ограничивалась 20 участниками – по факту, за необычным экскурсоводом по этажам музея перемещалось полсотни посетителей в черном. Неудивительно: тема смерти как последней мистерии перед лицом неумолимого прогресса, вдохновлявшая художников в конце 19 века, многим в эти дни в Лейпциге оказалась близка. В том числе и в ее конкретном воплощении – таинственной и притягательной женщины, опасной в своей освобожденной сексуальности и, собственно, несущей разрушение и смерть. От безымянных «женских актов» до образов Кассандры и Саломеи, – посетители прилежно записывали в дорогие записные книжки ручной работы названия вдохновивших работ и продолжали беседу, пока работники музея не попросили их покинуть помещения в связи с закрытием.
Концертная часть программы продолжилась в одной из центральных площадок Altes Landratsamt. Выступление группы из Рязани Majdanek Waltz собрало внушительное количество посетителей, учитывая, что большинство из них русским языком не владело. Отчасти этому способствовала антиреклама в прессе с разбором текстов «Небо Рейха» и «Моя свастика». Группа не стала делать каких-то реверансов и скидок на публику и отыграла часовую программу в своей сдержанной, несколько отрешенной манере, закончив чуть более громкой композицией «Мрак и покой». Тексты Ликонта де Лиля, Пауля Цеха, Максимилиана Волошина и Бориса Поплавского, начитываемые Павлом Блюмкиным под аккомпанемент флейты и гитары, минуя языковой барьер, погрузили публику в какое-то подобие оцепенения. Танцпол, кажется, был готов сомнамбулически покачиваться еще пару часов, но музыканты, не выпадая из регламента, пунктуально раскланялись: «Majdanek Waltz, спасибо!» «А они милые, – подытожила пара немцев из публики, – но я так и не понял, при чем здесь нацистская романтика». В общем, спасибо озабоченным антифа.
Неизбежные разочарования
Следующая остановка – Felsenkeller. Изрядная очередь пингвиньими шагами протискивалась в пекло переполненного клуба, из которого доносился грохот Megaherz. И даже тем, кто пришел сюда явно на хедлайнеров Samsas Traum, сложно было не поддаться напору Александра Вонхааса и компании, вдарившим по толпе релизом «Zombieland». Одна из тех групп, чьи концертные выступления значительно выигрывают по сравнению с прослушиванием в наушниках. Чего не скажешь о «виновниках торжества»: сет Samsas Traum, а также новая прическа Александра Каште (фронтмен оставил от традиционно длинных волос не больше сантиметра) стали для многих разочарованием этого года, согласно опросу в группе WGT. Отыграли тихо, академично, и хотя тысячная толпа состояла по большей части из знавших тексты фанов Samsas Traum, энергия, прокачанная парнями из Megaherz, быстро сошла на нет. Несколько разочарованные не слишком удачным финалом гости разъезжались по домам или клубам.
Конечно, можно было сделать другой выбор на этот вечер, хотя публика, решившаяся приехать в Kohlrabizirkus, тоже была не слишком довольна затянувшимся ожиданием Fields Of The Nephilim и поведением охранников на входе. Повод для жалоб всегда найдется, но, как говорят постоянные посетители, WGT именно такой, каким ты хочешь, чтобы он был. Да, на переезды между площадками действительно тратилось много времени, да, ремонтные работы на трамвайной остановке перед Агрой причиняли неудобства, солнце днем могло бы не светить так ярко, а ночью неплохо бы прибавить несколько градусов к уличной температуре. В общем, вы поняли.
Do it yourself
Люди, ежегодно приезжающие на WGT с шестью чемоданами и творящие свой уникальный образ в условиях палаточного лагеря, не видят в этом особой жертвы. В среднем на каждый день готовится два look'а: дневной – для прогулок по городу, поход в музеи и на лекции, и вечерне-ночной – для концертов и танцев. Если прибавить к этому покупки на черном рынке Агры (от распродажных вещей непритязательных Darkstore и Queen Of Darkness до объемных костюмов и аксессуаров ручной работы, требующих особо бережной транспортировки), становится не очень понятно, как человек с двумя руками может со всем управиться. С другой стороны, WGT бывает только раз в году, так что неудобства с лихвой компенсируются впечатлениями. К тому же, здесь нередко заводятся деловые контакты между фотографами и моделями, набираются заказы на индивидуальный пошив одежды.
Так что показать себя во всей красе – еще и маркетинговый ход. Надо просто найти подходящее общество – на выставке фотографий европейских склепов, в галерее искусств с соответствующей мрачной экспозицией, в музее Шиллера на сценическом чтении готической литературы 18-19 веков, ну или, собственно, на кладбище. Традиционная экскурсия по Südfriedhof с рассказом о страшных обрядах и суевериях прошлых лет предлагалась для гостей WGT каждый день и все равно вызывала огромный ажиотаж. В том числе, среди местных жителей, собиравшихся явно ради публики: несколько сотен разодетых готов, торжественным траурным маршем шествовавших между склепами и могилами, с интересом внимавших как фольклорным повериям о возвращающихся покойниках, так и рассказам о процессах разложения материи, представляли собой довольно любопытную картину.
Продолжать приобщаться к высокому многие отправились в историческое место по соседству – к памятнику Битвы народов. Почти стометровый монумент был воздвигнут в 1913 году в честь столетия победы армии союзников над войсками Наполеона. Расположенная внутри крипта, благодаря хорошей акустике, располагает к исполнению соответствующей «монументальной» музыки. Так, почти трехчасовой концерт Антонина Дворжака в исполнении музыкантов Йенского и Бременского оркестров и солистов церковного хора собрал, помимо немногочисленных любителей классики пенсионного возраста, довольно внушительную готическую аудиторию, пожертвовавшую ради этого выступлением London After Midnight в Агре (а вот на завершающий этот день фееричный сет Mono Inc. как раз можно было успеть).
Понедельник – день последний
Смешение культур и поколений продолжилось на следующий день: 200 первых бесплатных билетов на балет «Ein Liebestraum» для гостей WGT в Лейпцигской опере разошлись уже в первые минуты после открытия касс. При взгляде на растянувшуюся по Аугустусплатц черную очередь администрация приняла единственно верное решение – продавать оставшиеся билеты по 8 евро. Цена для этого театра действительно символическая, так что зрительный зал до отказа набился яркой публикой, с воодушевлением принимавшей Вагнера и Малера как в балетном, так и оперно-оркестровом исполнении.
Любовный сон закончился быстро (это не пятичасовой «Парсифаль» в первый день WGT), но погода успела за это время внести свои коррективы в планы гостей. Сильный дождь разогнал публику с открытых площадок – так, например, посетители Языческой деревни потекли в Агру – использовать последнюю возможность для шопинга перед отъездом и отдать должное Nachtmahr, Fixmer/McCarthy и Combichrist. Тут можно было уже оставаться до самого конца или поискать свое счастье где-то еще. Разговоры в черном трамвае, связывающем Агру с центром, крутились вокруг альтернатив – в Felsenkeller на Diorama или в Schauspielhaus на Qntal. Попавшие на одну из этих площадок обеспечили себе грандиозное завершение фестиваля. Но мест хватило не всем. Служба охраны на входе в Schauspielhaus уже не в самой вежливой форме объясняла внушительной очереди, что смысла стоять больше нет, и после внутренних переговоров соглашалась пустить «еще 10 человек, последних четырех…»
Около тысячи счастливчиков смогли насладиться концертом мюнхенцев Qntal. Команда сыграла фактически сет своего актуального гастрольного тура – композиции с нового альбома Qntal VII с небольшими вкраплениями старого материала, вроде «Palästina Lied» или «Ad Mortem Festinamus», под которую в театральных креслах уже мало кто мог усидеть. Дотанцовывать публика отправилась в Darkflower, Moritzbastei, Täubchenthal или в Агру. Кого-то ночные автобусы уже развозили по отелям и апартаментам. А на следующее утро с огромными рюкзаками и чемоданами уже в более дальние маршруты отправлялись гости завершившегося 24-го фестиваля Wave Gotik Treffen. Дата следующего, юбилейного, уже объявлена – 13 - 16 мая 2016 года. Многие уже забронировали места. С этим лучше не тянуть и спокойно заняться фестивальной стиркой и сортировкой фотографией и новых знакомых. До встречи в Лейпциге через год.