ROCK ORACLE №3 06/2009 |
В безумном ритме современной жизни редко есть время на то, чтобы оглянуться вокруг и прочувствовать красоту окружающего мира. Восстановить гармонию с собой и с миром почти всегда поможет искусство — благодаря красивой музыке человек погружается в океан порой удивительных эмоций. Такую радость вот уже восемнадцать лет дарит своим слушателям немецкий проект sToa. В музыке композитора Олафа Паруселя, скрипачки Антье Буххайзер и виолончелистки Кристианы Фишер слышно влияние классической музыки, тонко переплетающейся с современными неоготикой, дарк-вэйвом и фолком. Проект начинался с двух музыкантов, с детства посвятивших свою жизнь игре на классических инструментах, участию в хорах и изучению философии и музыки — Олафа и виолончелистки Конни Левров. Что касается источников вдохновения, помимо философии, ими служили тексты таких писателей и поэтов, как М. Метерлинк (альбом «Porta VIII»), У. Блэйк, П. Верлен и Х. Дехлави (персидский поэт XIV века, альбом «Silmand»).
После выхода на лейбле «Hyperium» альбомов «Urthona» и «Porta VIII» Конни покинула группу, чтобы продолжить карьеру классического музыканта, а деятельность sToa продолжалась. Состав претерпевал значительные изменения, треки sToa попадали на многочисленные немецкие компиляции в стиле готики и дарквэйва — от трибьюта культовым Dead Can Dance до сборника «Moonchild», на котором отметились такие известные артисты, как ASP, Umbra et Imago и The Birthday Massacre. Группа при поддержке Института им. Гёте добралась с концертами аж до самой Мексики, где их приняли очень тепло, отметилась с выступлениями на крупных готических фестивалях — «Zeche Carl» в Эссене и «Wave-Gotik-Treffen» в Лейпциге, а затем на какое-то время ушла в подполье, чтобы в 2008 году порадовать поклонников новым диском «Silmand». О последнем творении, музыке и жизни в целом в эксклюзивном интервью «RockOracle» поведал основатель sToa, человек суровой германской наружности и богатейшего внутреннего мира Олаф Парусель.
Расскажи, пожалуйста, об альбоме «Silmand».
Во время работы над каждым новым альбомом я стараюсь приоткрывать новые двери, ведущие к Музыке. Тот, кто следил за нашим развитием, за нашей дискографией с первых шагов — от альбома «Urthona» 1993 года выпуска до новейшего диска, «Silmand» — ощутит, что нам присуще нечто такое, что свойственно лишь нам. И всё же каждый альбом обладает уникальной атмосферой, будь то мрачность диска «Porta VIII» или трансцендентальность опуса «Zal». Причём я даже не смогу подобрать верных слов, чтобы описать эту разницу в атмосфере наших альбомов, так как внутреннее свойство нашей музыки понятно только благодаря прослушиванию самой музыки.
Как проходил процесс записи альбома «Silmand»?
Как можно догадаться по длительным паузам между нашими альбомами, творческий процесс и на этот раз занял приличное количество времени. Происходит постоянный отсев всего накапливающегося негатива и вечный поиск музыкального Совершенства. Очевидно, примерно те же ощущения испытывает человек на золотых приисках, стоя неделями и месяцами в ледяной воде и выискивая в сите одну-единственную песчинку золота. И вот когда я всё-таки нахожу такую песчинку, моё счастье не описать никакими словами.
В записи альбома приняли участие такие гости, как Луиза Джон-Крол (австралийская певица, исполняющая романтический этериал-поп — прим. ред.), Питер Нутен (экс-Clan Of Xymox) и Ральф Дженерт из Love Is Colder Than Death. Почему именно они?
sToa всегда играли с языком. Тексты наших песен написаны на латыни, французском и японском. На этот раз к лингвистическим аспектам добавились расширенные музыкальные возможности. Я всегда с глубоким уважением относился к гибкому, эльфообразному вокалу Луизы, классически поставленному голосу Манди (М. Бернхардт –основной вокал на последнем альбоме — прим. К.И.), невообразимо глубокому басу Ральфа, а альбом Питера «Sleeps With The Fishes» меня покорил. Все эти артисты привнесли в звучание sToa что-то новое.
На мой взгляд, альбом звучит очень эмоционально и на нем выражены довольно личные чувства. Что ты хотел донести до слушателя?
Альбом действительно отражает глубоко личные взгляды, которые я пронёс через всё своё творчество. На этот раз я лично написал тексты к таким песням, как «So Many Clouds» и «My Last Way». А до этого мы обращались в основном к творчеству поэтов от У. Блэйка до Поля Верлена. Вышеназванные тексты могут многое поведать о моей жизненной философии. В ней сокрыты экзистенциализм, мрачность и чувственная безутешность, я сам иногда в шоке от своего отчаяния перед жизнью. К счастью, у меня есть возможность выразить своё душевное состояние посредством музыки, выплеснуть в музыке свои эмоции и смягчить весь ощущаемый негатив творчеством. Иначе мне давно пришёл бы конец, либо мои чувства полностью бы притупились.
Как встретили этот альбом ваши поклонники и критики? Как сам оцениваешь его по сравнению с вашими предыдущими работами?
Реакция на альбом, к нашей радости, оказалась положительной. Когда ты молчал семь лет, новый альбом символизирует для тебя новое начало. Я уж было начал опасаться, что музыка sToa больше никого не интересует. Наверное, слушателям понравился альбом потому, что sToa не следует слепо музыкальным трендам, а стремится к написанию музыки на века.
Расскажи, какие чувства и эмоции овладевают тобой, когда ты создаёшь свои музыкальные шедевры?
Все чувства и эмоции — в нашей музыке, я не способен описать это словами. Этакая смесь из экзистенциализма, меланхолии и трансцендентности. Музыка говорит лучше слов, на то я и музыкант.
А как насчёт выступлений sToa? Часто приглашают выступать? И сложно ли исполнять вашу музыку на крупных фестивалях, таких, как, например, «WGT»?
Чтобы не кривить душой, отвечу честно — выступать не люблю. Причина банальна — боюсь публичности, выступления перед аудиторией! Перед любым концертом приходится особенно тщательно настраиваться эмоционально. А вот когда всё заканчивается — тут уже другие ощущения. Сидишь себе, наслаждаешься приятными воспоминаниями и той аурой, которую мы попытались создать на сцене нашей музыкой.
Как считаешь, выбранный и исполняемый вами стиль насколько сейчас популярен?
А вот этого я не знаю — и знать не хочу. Я даже не знаю, в каком стиле мы играем. Я ведь музыку не на продажу создаю, а ради тех, кто поймёт. Для меня всегда имеет большое значение художественное выражение моих эмоций, моих мыслей и их музыкальная обработка. Вот тут я становлюсь, как, впрочем, и большинство артистов, очень эгоцентричным.
Отвлечемся от музыки. Скажи, почему название проекта пишется через заглавную «Т», это что-нибудь значит?
Да нет. Это была идея дизайнера, оформлявшего наш первый альбом. Не то чтобы он решил придумать нам логотип, просто ему так больше понравилось. Потом все фаны стали писать название именно так, sToa, и я перенял это от них!
Может, расскажешь что-то эксклюзивное, что не рассказывал ещё ни в одном интервью?
Я люблю Myspace, Last FM, Youtube и все эти современные интернет-технологии. Как раз сегодня посмотрел в Сети три новых фанатских видео на нашу музыку — фэны выложили для просмотра. На Myspace, помимо всего прочего, выкладывается много новостей, которые очень важны для музыканта и мотивируют его на создание музыки. А при помощи Last FM всегда есть возможность отследить, кто в данный момент слушает музыку нашей группы, а это и многочисленные слушатели из России. Вот для этого-то и изобрели интернет!
Огромное спасибо за это увлекательное интервью… У тебя есть пожелания для ваших российских поклонников?
Вообще-то, как-то раз мы запланировали концерт в России, но попытка, увы, не удалась. И всё же когда-нибудь мы приедем к вам, несмотря ни на что. Если всё получится, будем очень рады встрече с российскими слушателями!