Rock Oracle - DELERIUM: электро-поп небесного мира

ROCK ORACLE №3/4 2013


СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

ROCK ORACLE №3 06/2008



21 мая 2008 года столицу России посетила группа Delerium. Вообще Delerium — это Билл Лееб, Райс Фулбер, Крис Петерсон (все трое известны также по Front Line Assembly) и порядка тридцати приглашенных вокалисток и вокалистов. Первый альбом Delerium вышел в 1989 году и звучал как нечто индустриальное. Но определенного музыкального стиля у группы нет, с каждым альбомом он принимал все новые и новые формы: даб, индастриал, эмбиент, — и в результате дело дошло до танцевальной поп-музыки. Участие в судьбе Delerium принимала даже сама
Лиза Джеррард (Dead Can Dance), которая исполнила песню «Forgotten Worlds» на их знаменитом альбоме «Karma».
Для интервью с Биллом и Кристи мы приехали за пару часов до концерта в клуб «Икра», где в малом зале застали музыкантов, вернувшихся с прогулки по городу и намеревающихся отужинать.

После обмена приветствиями плавно потек неспешный застольный разговор, начавшийся с обсуждения только что состоявшейся прогулки музыкантов по Москве. «Оба раза, когда мы выступали здесь с FLA, у нас была пара дней. А вот все остальные здесь впервые. Так ведь?» — говорит Билл. «Да, все в первый раз. Так красиво, мы были на Красной Площади», — подхватывает Кристи. «Замечательный город, здесь много исторических мест…Это классно!» — включается в разговор барабанщик коллектива.

Ни для кого не секрет, что корни генеалогического древа Билла располагаются именно в Москве, поэтому, естественно, было интересно узнать, что он испытывает, когда возвращается в этот город. «Здесь родилась моя мама, и когда я оказался здесь впервые, я испытал столько эмоций, потому что моя мама и бабушка уехали отсюда во время Второй Мировой войны. И это так классно — приехать сюда и увидеть все своими глазами! А когда мы приехали во второй раз, у нас было больше времени, чтобы погулять. Главное, здесь такие сумасшедшие фэны, нам это очень нравится».

После беседа была плавно направлена в музыкальное русло. Многим всегда было интересно, как и по каким критериям происходит отбор вокалисток для той или иной песни или альбома Delerium. На вопрос об этом Билл Лееб поведал следующее: «Ты знаешь, каждый вокалист — это частный случай. У нас есть такой wish-list вокалистов, с которыми мы хотели бы поработать. Мы смотрим, какие песни могли бы подойти тому или иному исполнителю, и связываемся с ним, отправляем ему или ей песню. Конечно, не всегда к тебе возвращается то, чего ты хотел, это очень долгий процесс. С кем-то завязываются долгосрочные отношения, как с Кристи и Ли. Но главный момент — песня всегда должна найти свой голос. Поэтому не всегда тот вокалист, которого ты хочешь, может исполнить ту или иную песню. К тому же определенная песня может не каждого вдохновить».

Кстати, стало известно, что для последующей работы уже рассматривается кандидатура Трейси Торн (Everything But The Girl). Но, несмотря на обилие голосов, звучащих на альбомах Delerium, в европейский тур отправилась только Кристи Тирск, постоянная вокалистка проекта. Которая на вопрос о том, к какому музыкальному направлению она причислила бы музыку Delerium, дала довольно исчерпывающий ответ: «Это электро-поп небесного мира».

Что ж, сегодня, возможно, такое утверждение звучит вполне справедливо, но ведь так было не всегда. Ранние альбомы звучали далеко не так мягко и воздушно. Интересно было узнать, как и почему менялась музыка Delerium с течением времени. Билл: «В начале проект был очень мрачным, андеграундным, атмосферным, и тогда не предусматривалось никакого вокала». «А потом, если я не ошибаюсь, ты начал искать вокалисток через интернет?» — вставляет Кристи. Билл: «Мы тогда нашли вокалистку и решили полностью изменить Delerium, привнести свет в нашу музыку, и оказалось, что не так уж плохо, если музыка будет светлая, счастливая, красивая. И все пошло совсем по-другому. Тогда проект стал просто одним большим счастливым праздником». Кристи: «Когда я начала писать поп-мелодии, не думаю, что члены группы это ожидали. Но, когда я им показала материал, мне сказали: «Хмм, ну, может, мы приведем это к общему знаменателю». И мы к звукам world-music прибавили немного религиозных и исторических мотивов».

Далее Кристи охотно поведала о том, как пишутся тексты песен для Delerium: «Каждая вокалистка писала лирику для себя. Я тоже писала лирику сама. Для последнего альбома я написала только одну песню, «Self-Sobateur». Это песня о человеке, который обвиняет всех вокруг в том, что с ним происходит, во всем плохом, что есть в его жизни. Каждый затрагивает в лирике свои личные переживания, личный опыт. Что касается меня, я вдохновилась музыкой Delerium».

А что же еще служит источником вдохновения для участников Delerium?
Билл: «Обычно нас вдохновляет все, что угодно. Жизнь…»
«Путешествия», — вставляет свое слово Кристи.
«Музыка, путешествия, люди, — развивает мысль Билл. — Я думаю, ты можешь увидеть какую-нибудь картинку, увидеть что угодно, и тогда тебя посещает вдохновение. Твое настроение, то, как ты одет… Очень много деталей и мелочей, которые могут вдохновить. А народная музыка, народные инструменты средней Азии вдохновляют нас особенно. Различные этнические инструменты использовались особенно много на первых альбомах Delerium. Порой забавно совмещать инструменты, чья история длится триста лет, с электроникой. Я восхищаюсь Питером Гэбриэлом, его страстью, которую он вкладывает в музыку, его звуком. Армянские народные инструменты — я готов плакать, когда слышу их».



Чтобы окончательно покончить с ложными предположениями, что обычно музыканты не выходят за рамки одного проекта, был задан вопрос: «В чем отличия Delerium от Front Line Assembly?»
«Delerium на одном конце спектра, а FLA — на далеком-далеком другом конце», — под общий смех ответила Кристи.
Билл: «Да, огромная пропасть… Это безумие, но FLA можно сравнить с некоторыми цветами, а чтобы представить Delerium, надо использовать все цвета. Я думаю, что FLA в некотором смысле ограничен, это зона, в которой мы должны оставаться, потому что мы не можем разочаровать. Но очень важно задействовать и другую часть своего мозга».
Кристи: «Если ты талантлив достаточно, чтобы вдохновляться всеми чувствами, которые ты испытываешь, почему бы не создавать такую разную музыку? Я лично редко встречала людей, которые были бы весь день счастливы или весь день грустили».

Вскоре Кристи удаляется, чтобы подготовится к выступлению, а мы с Биллом продолжаем беседу. В которую неожиданно ненадолго вклинились поклонники группы, уже начавшие заполнять «Икру». Замелькали обложки дисков Delerium и Front Line Assembly, заскрипел черный маркер по гладкой бумаге, защелкали фотоаппараты и посыпались вопросы:
«А где Райс Фулбер?»
Билл: «Он дома, сидит с ребенком».
«Твоя музыка восхитительна!»
Билл: «Да ладно… Я аж покраснел…»
«А можно… Можно спросить?»
Билл: «Конечно!»
Тот же голос: «Планируете ли вы выпустить новые альбомы проектов Equinox и Noise Unit?»
Билл: «Насчет Equinox не знаю, а вот Noise Unit — да, уже готовы новые материалы, и скоро будет готов новый релиз, так что, думаю, в следующем году все будет».
«А вы приедете в следующем году?»
Билл: «Да, мы обязательно вернемся».



Тут появился официант и поставил перед Леебом ужин — куриное филе в винном соусе с овощами, и фэны корректно отступили на почтительное расстояние. Пришлось и нам поинтересоваться у музыканта, нормально ли будет, если мы продолжим. Билл: «А что, еще вопросы есть?» Кто-то из участников группы, заставив снова всех рассмеяться, заметил: «Да, Билл, у тебя вообще-то интервью, поди, забыл!»

Билл: «Ладно-ладно. Что еще ты хочешь знать?»

После импровизированной автограф-сессии и общения с фэнами нельзя было не поинтересоваться, как складываются взаимоотношения артиста с поклонниками.

«Это мило! Мило, если они цивилизованны. Я люблю своих фэнов! Фэны — неправильное слово, они просто люди, которые любят нашу музыку. А я люблю делать музыку, — делится музыкант. — Это здорово, когда люди поддерживают друг друга. Пару раз были некоторые ситуации... Особенно они любят звонить, я уже несколько раз сменил номер телефона… Но для мужика это нормально… А вот если девочка становится объектом безумных фанатов, тогда это проблема. Но для меня это совсем не страшно».

В завершении разговора решено было все-таки вернуться к творчеству. В частности, к тому, что раньше каждый диск Delerium был абсолютно не похож на предыдущий. А вот последние работы выдержаны в более или менее едином стиле… «Да… — соглашается Билл, отрезая кусочек от куриной грудки. — Но знаешь что? Новый материал совсем другой. Теперь наша музыка меньше похожа на поп, и больше — на даб-электронику. Нам надоело делать музыку в стиле, как на последних альбомах, потому что, как ты сама сказала, у нас уже несколько работ в таком духе».

Вообще Delerium — проект, который по своей популярности вполне сопоставим с коллективами вроде Enigma, и в этом отношении далеко опережает основную группу Билла Front Line Assembly. Однако это никоим образом не расстраивает одного из отцов-основателей стиля ebm. На вопрос о приоритетах он ответил так: «Когда я работаю над одним проектом полгода, это меня утомляет. Тогда я переключаюсь на другой, и от этого я просто счастлив. Так что оба проекта важны для меня. Возможно, FLA немного важнее, потому что с него я начинал, и моя музыкальная карьера уходит корнями в Front Line Assembly».

После чего, получив от Лееба обещание связаться с нами по телефону для проведения еще одного масштабного интервью, но уже посвященного как раз истории FLA, мы оставили музыканта в покое. Тем более, что до выхода группы на сцену оставалось не так уж много времени. Мы поспешили занять наиболее удобные места в зале. Если говорить о концерте, то это было одно из тех редких выступлений, которые по воздействию в разы превосходят то, что можно услышать от группы в записи. Накал эмоций, страстные, порой даже грязные танцы и великолепный вокал привели публику в экстаз. Зал тонул в мире звуков, мире, созданном Биллом Леебом и товарищами. А Кристи, как речная муза, просто парила по сцене и завораживала новыми сюжетами, представленными в песнях, написанных как будто специально для нее.


 

ROCK ORACLE ONLINE:


ПОИСК НА САЙТЕ: