ROCK ORACLE №2 05/2010 |
В 1974 году венгерский скульптор Эрнё Рубик изобрел величайшую головоломку всех времен. Загадки сфинкса давно разгаданы, а Кубик Рубика остается любимой игрушкой всех поколений. Число возможных различных состояний этой игрушки равняется 43 252 003 274 489 856 000! Торбен Вендт, фронтмен группы Diorama, кажется, несколько заигрался с кубиком. Настолько, что посвятил ему целый альбом «Сubed»! Но не стоит думать, что это единственная ассоциация с геометрической фигурой, называемой кубом. О кубике Вендта певец расскажет сам.
Как у тебя дела?
Мы заканчиваем все приготовления к грядущему туру, который начинается в апреле. Это дает нам время насладиться зарождающейся весной, прежде чем мы отправимся в путь и начнем работу над новыми проектами.
Вы отправляетесь в тур с In Strict Confidence. Тебе нравится эта группа и их концерты?
Мне очень нравится визуальная часть их выступлений. Далеко не все группы, играющие в этом стиле, могут похвастаться такими качественными шоу. И у Diorama, и у ISC вышли новые альбомы, чем обе группы привлекли внимание слушателей и вызвали большой интерес, возбуждение и дискуссии. Это отличный шанс объединить усилия. Я полагаю, что у нас много общих поклонников.
Альбом «Cubed» кажется грубее, мрачнее и сложнее по сравнению с вашей предыдущей работой «A Different Life». Каким вы задумывали новый альбом, и какие из этих идей удалось воплотить в жизнь?
Все время, пока мы работали над альбомом, нас не оставляла вполне отчетливая идея о кубе, который воплощает личное пространство индивидуума. То есть содержание и, скажем так, философия альбома имеют вполне четкую форму. В то же время мы лишь смутно обозначили отправные точки, чтобы сохранить широкий спектр музыкальных решений. Мы хотели, чтобы каждая песня обладала сложным, прямым, острым и симметричным характером и в то же время звучала в своем особенном темпе.
В песне «Cubed» куб символизирует клетку...
Куб — место обитания. Ты правильно привела аналогию с клеткой; мы хотели обратить внимание на рамки и ограничения, окружающие нас, на безвыходную ситуацию, в которой оказалось общество. Но мы не стали копать слишком глубоко. Кубом может оказаться и сцена, и кабинет, и приют, и даже родной дом, в зависимости от того, что заставляет тебя выйти из своего личного плачевного состояния.
А на обложке сингла «Child Of Entertainment» мы видим совершенно иной куб, это уже не клетка. Как много метафор, связанных с кубом, пришло тебе в голову во время работы над альбомом?
Для обложки «Child Of Entertainment» мы использовали более мрачный, болезненный образ, который ассоциируется с открытой могилой. Мне показалось, что этот образ можно прекрасно противопоставить легкому и ироничному настроению заглавной песни. На альбоме «Cubed» есть много моментов, на которых можно заострить внимание. Концепцию альбома можно раздуть до важных жизненных вопросов, а можно сузить до самых незначительных деталей. Должен признать, что на протяжении трех лет, пока мы записывали альбом, мы были одержимы и образом куба как геометрической фигуры. Но главная мысль заключается именно в изображении границ нашей жизни.
Расскажи о декорациях на ваших концертах!
Мы вытаскиваем на сцену алюминиевые кубы размером 2x2x2 метра — в качестве сильного и точного образа. Мы постараемся уговорить авиакомпанию взять на борт эти кубы, чтобы мы смогли привезти их в Россию, и чтобы вы все увидели своими глазами.
Я читала, что работа над этим альбомом проходила в самых разных местах, начиная с окрестностей в Альпах, и заканчивая номерами отелей. Понравилось вам ли работать в таких условиях?
Ну, завершающие стадии работы над пластинкой проходили все же в нашей старой доброй студии «Hawaii Studio». На данный момент для нас очень важно найти новые пути решения вопросов, как творческих, так и концептуальных. Так как техника становится все меньших размеров, но функциональнее и качественнее, появилась возможность записывать новый материал хотя бы в черновом варианте, где бы мы ни находились. Главной мотивацией этого метода является желание почувствовать себя Гарри Гудини, высвобождающимся из цепей. Мы поняли, что уединенная и комфортная атмосфера, как, например, в скромном номере отеля, помогает собрать все идеи воедино и получить существенный результат. Кроме того, со временем мы не становимся моложе, поэтому благоприятная среда обитания также важна.
Альбом вышел в двух изданиях. Одна версия с черной обложкой, другая — с белой. Это играет какую-то роль? Если бы они не отличались по содержанию, они производили бы разное впечатление?
Нет, здесь не заключено никакой особенной идеи. Мы лишь хотели подчеркнуть, что одно издание обычное, а другое — ограниченного тиража. Мне кажется, если бы не было специального издания, мы бы выпустили альбом в серой обложке.
Названия песен «Lord Of The Lies» («Повелитель лжи») и «Apocalypse Later» («Апокалипсис позже») напоминают названия романа «Повелитель мух» и фильма «Апокалипсис сегодня». Можно догадаться, что твои произведения не имеют ничего общего ни с фильмом, ни с книгой, но думал ли ты о них, когда придумывал названия для своих песен?
У нас не выработано определенной процедуры, чтобы озаглавить песню. Иногда название приходит в голову с первых же строчек, иногда песня может оставаться безымянной годами, и появляется ощущение, что найти иголку в стоге сена и то проще. Мне нравится играть с названиями фильмов и книг, особенно, если игра слов отражает суть песни.
Сингл «Child Of Entertainment» занял первое место в альтернативных чартах Германии. Что это значит для тебя?
Это воодушевляющий результат, с учетом того, что эти чарты составляют люди, профессионально задействованные в музыкальной индустрии. Мы считаем это знаком уважения и высокой оценки нашей работы.
Расскажи о съемках клипа на песню «Child Of Entertainment».
Съемочная группа была маленькой, она состояла всего из десяти человек, включая членов группы. Так что для каждого нашлось занятие, начиная с заготовки декораций, заканчивая уборкой на съемочной площадке. Сложнее всего оказался завершающий этап работы. Прототипом для декораций послужило реальное немецкое ТВ-шоу семидесятых, мы постарались в точности воспроизвести цветовую схему и атмосферу этого шоу. Нам пришлось потрудиться, чтобы добиться сходства. Первые две недели я буквально каждую ночь проводил в монтажной с режиссером.
Ответь, чем же на самом деле занимался «загадочный гость» вашей телепередачи?
Главный герой — это человек, который потерял способность (или желание) занимать активную позицию в жизни. Он беззащитен перед медиа и развлечениями, и лишь они заполняют его жизнь. Штука в том, что эксперты никак не могут угадать, кто же он такой, потому что он, по сути, никто.
Даже не зная тебя лично, я с трудом поверю в то, что главный герой видео — это ты сам. Что за человека ты представлял в этом клипе?
Это как с музыкой. Несомненно, в этом герое воплощена какая-то часть меня. Не надо забывать, что главный герой передачи — тот же человек, что сидит перед экраном телевизора. Он наблюдает за собой, за тем, как он дурачит игроков и сводит суть игры к абсурду. Он предпочитает потерять все в своей жизни, лишь бы выиграть в этом шоу.
Насколько точно видео передает смысл песни?
Видео не пересказывает текст песни дословно, но центральная тема передана один к одному. Эта песня, как и весь альбом, является противопоставлением стереотипному мышлению. Вопросы и ответы иллюстрируют именно это. В шоу принимают участие эксперты, хорошо натренированные распознавать любого пришедшего на передачу. Но на этот раз старые методы не срабатывают, что становится причиной их гнева и разочарования.
Также я хотел изобразить общество, полностью поглощенное развлечениями, людей, которые ведут образ жизни, похожий на растворимый кофе или мастурбацию: быстро, практично, но не реально. Это псевдо-индивидуальные личности с пустыми лицами, погрязшие в своих комплексах, тратящие драгоценное время на бессмыслицу. Они обладают кучей ненужной информации, они пытаются достичь нереальных целей, которые поставили им другие люди, они забывают о важнейших истинах и разрывают отношения, налаженные в юности. Моя точка зрения такова: у тебя только один кубик, только одна возможность.
Песня рассказывает о попытке соскочить с крысиных бегов, остаться верным себе, остаться молодым и, конечно же, о полном провале этой попытки и осознании этого. Ваше здоровье!
С одной стороны, твоя лирика затрагивает глобальные, общечеловеческие проблемы. С другой, твои песни кажутся очень личными. Чем ты вдохновляешься, когда пишешь песни?
Оба аспекта являются источником вдохновения для Diorama. Их никак нельзя разделить. Когда я пишу о чем-то, что ненавижу в обществе, я обнаруживаю, что ненавижу это в себе.
Помогает ли тебе написание песен решить свои личные проблемы?
Я наблюдаю и размышляю, это и вдохновляет меня. Сейчас, например, я больше озабочен тем, что происходит в моей личной жизни. Знаешь, я не верю в нечто сверхъестественное, что делает нашу жизнь радостным приключением, в то же время я романтик и гедонист. Эта смесь просто бурлит во мне. В моем случае, написание лирики помогает мне восстановить баланс. Это занятие приносит успокоение и придает сил.
Расскажи о создании песни «Emperor Slug». Как вы сработались с Fragment King?
Парень из Fragment King — хороший друг Бориса из Klangstabil. И мы вместе решили сделать ремикс на песню «Emperor Slug», потому что в ней есть интересные идеи, выраженные в крайне вдохновляющих стихах.
Расскажи о своих отношениях с музыкантами из Klangstabil. Известно, что они ваши большие поклонники, а ты в Москве выступал в майке с их лого.
Борис и Маурицио просто потрясающе знают свое дело, они не приемлют компромиссов и следуют строго собственным убеждениям без оглядки по сторонам. Это то, чему я мог бы у них поучиться: я вечно разрываюсь (между причиной и вином (намек на песню «Child Of Entertainment» — примеч. авт.)) и часто чувствую, что совсем запутался. На протяжении вот уже десяти лет мы обмениваемся мнениями и мыслями по поводу проектов друг друга. А познакомились мы, когда мы оба сочиняли саундтрек для короткометражного фильма «Stigma» (1999), режиссером которого был наш общий друг.
Собираетесь ли вы записать еще что-нибудь совместно с Klangstabil?
Ничего определенного мы не планировали, но я уверен, когда придет время, мы обязательно запишем что-нибудь.
Футболки каких еще групп у тебя есть?
У меня большая коллекция, которую я собрал, будучи еще подростком: начиная с Bad Religion, Sisters Of Mercy и заканчивая Run DMC.
На том же концерте в Москве ты вышел на танцпол. Часто ли ты так поступаешь?
Это происходит совершенно спонтанно. Это то, что ты никогда не планируешь, работая над программой концерта. Просто тогда настал какой-то особенный момент, вот и все.
А кто такой Йойа Вендт? Вы родственники?
Мы двоюродные братья. Он тоже музыкант, но он занимается музыкой в совершенно другом направлении — он играет на фортепиано в стиле джаз и буги-вуги, и он в двести раз успешнее меня.
Входит ли в ваши планы концерт в России?
Было бы прекрасно, если бы у нас появился шанс приехать.
И скажи что-нибудь в заключение.
Мы надеемся вписать новую главу в историю, созданную нами совместно с российскими фанатами и нашими друзьями. Мы благодарны вам за все.
Благодарим концертное агентство «Russian Synth Community»
за помощь в организации этого интервью